Письмо Управления МНС по г. Москве от 8 января 2003 г. N 11-14/764
Вопрос: Для российской компании иностранное юридическое лицо, не имеющее на территории Российской Федерации филиалов и представительств, оказывает консультационные услуги по разработке предложений по техническим и организационным мероприятиям для коммерчески выгодной и устойчивой эксплуатации электростанции, то есть фактически осуществляет энергоаудит.
Является ли российская организация налоговым агентом и какую отчетность она должна сдавать в таком случае?
Какие документы следует запрашивать у иностранного юридического лица для подтверждения произведенных им на территории Российской Федерации расходов?
Ответ: В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Данный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Положениями статей 306-309 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.
Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:
с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.
Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.
Согласно п. 1.11 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, производят все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или в иностранной валюте только через счета, открываемые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
В случае если услуги, оказываемые иностранным юридическим лицом на территории Российской Федерации, не приводят к образованию постоянного представительства, а также если российская организация является источником выплат иностранному юридическому лицу, на нее возлагаются обязанности налогового агента, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с указанным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Вместе с тем Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве обращает внимание, что ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные данным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, при наличии международного соглашения об избежании двойного налогообложения со страной контрагента следует применять порядок, определенный данным соглашением.
Заместитель руководителя |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 8 января 2003 г. N 11-14/764
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 6, март 2003 г.