Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 марта 2003 г. N КА-А40/1617-03
Инспекция МНС РФ по г. Великий Новгород (далее - Налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-исследовательский институт прецизионного приборостроения" (далее - ФГУП "НИИ ПП") о взыскании налоговых санкций в размере 10 000 руб. за совершение налогового правонарушения в соответствии с п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 11.11.2002 Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что Налоговая инспекция нарушила порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный ст. 101 НК РФ, поскольку не известила заблаговременно налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции, в которой ставится вопрос о его отмене как принятого с неправильным применением норм материального права. Истец утверждает, что ответчик был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, при вынесении решения налоговым органом учтены все имеющиеся документы и доказательства, полагает правомерным привлечение ФГУП "НИИ ПП" к налоговой ответственности за нарушение установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет филиала ответчика.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в заседание суда кассационной инстанции представитель Налоговой инспекции не явился. Суд, совещаясь на месте, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ, определил: рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ФГУП "НИИ ПП" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции считает, что принятый по настоящему делу судебный акт подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела, Налоговой инспекцией по результатам камеральной проверки заявления ФГУП "НИИ ПП" о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения составлен акт N 7 от 15.03.2002, вынесено решение N 7 от 18.04.2002 о привлечении ФГУП "НИИ ПП" к налоговой ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение срока, установленного ст. 83 НК РФ, и вручено требование N 7 об уплате штрафа в срок до 18.05.2002.
Невыполнение ответчиком данного требования в установленный срок явилось основанием для обращения Налоговой инспекции в арбитражный суд с иском о взыскании налоговых санкций в принудительном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В силу п. 2 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входило установление наличия или отсутствия в действиях ФГУП "НИИ ПП" данного состава налогового правонарушения, имелись ли в деяниях налогоплательщика признаки правонарушения, установленные п. 2 ст. 116 НК РФ, учитывая, что объектом правонарушения является установленный ст. 83 НК РФ срок подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения.
В нарушение ч. 1 ст. 168 АПК РФ суд первой инстанции не установил обстоятельств правонарушения, не дал оценки доказательствам и доводам по факту налогового правонарушения, приведенными в обоснование своей позиции как Налоговой инспекцией, так и налогоплательщиком, а также не исследовал вопрос о правомерности привлечения ФГУП "НИИ ПП" к налоговой ответственности с учетом положений ст. 11 НК РФ, определяющих понятие обособленного подразделения организации применительно к налоговым правоотношениям. Данная норма права не связывает признание обособленного подразделения таковым с отражением его создания в организационно-распорядительных документах (например, приказах), а связывает с вопросом оборудования стационарных рабочих мест.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу, что Налоговая инспекция нарушила порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный ст. 101 НК РФ, однако данный вывод сделан без учета положений пункта 6 данной статьи и пункта 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, согласно которым суд должен был оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
При таких обстоятельствах вынесенный по делу судебный акт нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, в соответствии со ст. 287 АПК РФ, он подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и разрешить спор, правильно применив норы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 11.11.2002 г. по делу N А40-36503/02-109-467 Арбитражного суда г. Москвы отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2003 г. N КА-А40/1617-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании