Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 апреля 2003 г. N КА-А40/1606-03
ОАО "ЖБИ-21" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования N 2316 от 29.08.2000 ИМНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы.
Решением от 04.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.01.2003, в удовлетворении заявления отказано. При этом судебные инстанции исходили из наличия у общества недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд по сроку уплаты 04.08.2000 в размере, указанном в требовании, и обоснованности включения в требование пеней по данному налогу, начисленных нарастающим итогом с 30.07.97.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ОАО "ЖБИ-21", в которой ставится вопрос об их отмене в связи с неправильным применением норм материального права и о принятии нового решения - об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представитель инспекции против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебных актах.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением и установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, с направлением дела на новое рассмотрение в 1 инстанцию того же арбитражного суда.
ОАО "ЖБИ-21" оспаривается требование N 2316 об уплате налога по состоянию на 29.08.2000, в соответствии с которым у общества имеется недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд, по сроку уплаты 04.08.2000, в размере 75 578 руб., которую предложено уплатить в срок до 09.09.2000, также в требовании указаны пени по данному налогу в сумме 1 136 170, 36 руб., которые также предложено уплатить в срок до 09.09.2000.
Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции исходили из наличия у общества недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд по сроку уплаты 04.08.2000 в размере, указанном в требовании. В качестве доказательств этого приняты: декларация по названному налогу за полугодие 2000 г., представленная обществом в налоговый орган (с учетом распределения налога по федеральному и территориальному дорожным фондам в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ"), и признание обществом в порядке ст. 70 АПК РФ наличия недоимки по налогу за полугодие 2000 г.
Также судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности включения в требование сумм пеней, начисленных нарастающим итогом с 30.07.97, на сумму недоимки, также исчисленную нарастающим итогом.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой в соответствии со ст. 11 НК РФ признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Таким образом, исходя из содержания и смысла ст.ст. 69, 75 НК РФ под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты налога.
В связи с этим является неправильным вывод судебных инстанций о правомерности включения в требование пеней, начисленных нарастающим итогом с 30.07.97 на сумму недоимки, также определенную нарастающим итогом, при том, что в требовании N 2316 указаны конкретная сумма недоимки и установленный законодательством срок ее уплаты - 04.08.2000.
Кроме этого, в судебных актах указано, что в соответствии с представленным инспекцией расчетом пени начислены по состоянию на 12.08.2000. Однако, из расчета (л.д. 51) следует, что пени начислены по состоянию на 29.08.2000.
Судебными инстанциями сделан вывод об обоснованности включения в требование пеней в размере 1 136 170, 36 руб. при указании в расчете (л.д. 51) начисленных пеней в большем размере 1 136 549, 77 руб. Однако, при этом судебными инстанциями не установлена причина такого расхождения и правомерность включения в требование пеней в меньшем (произвольном) размере.
При этом необходимо учесть, что в представленной инспекцией уточненной хронологии расчетов (л.д. 17) пени по состоянию на 29.08.2000 указаны также в ином размере - 1 135 352, 29 руб. - меньшем, чем в требовании и расчете (л.д. 51). В таком же размере пени указаны в акте от 31.10.2002 ИМНС N 20 (л.д. 39).
Указанные несоответствия и противоречия подлежат устранению при новом рассмотрении дела.
Кроме этого, при разрешении спора суд исходил из наличия недоимки по сроку уплаты налога 04.08.2000, однако, в судебных актах отсутствуют ссылки на акты законодательства о налогах и сборах, которыми установлен данный срок уплаты налога. Вместе с тем, данный вопрос (об установленном законодательством сроке уплаты налога) имеет существенное значение при разрешении настоящего спора, в т.ч. при определении периода начисления пеней.
Участниками процесса данный срок определяется различно.
По мнению ОАО "ЖБИ-21", на основании п. 38 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", п. 10 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.92 N 2235-1, налог на пользователей автодорог уплачивается ежемесячно на основании итогов за истекший месяц до 15 числа следующего месяца. При этом представитель общества пояснил, что ежемесячные налоговые декларации не подавались и ежемесячно налог не уплачивался.
По мнению налогового органа, поскольку обществом представлялись ежеквартальные декларации по налогу на пользователей автодорог, то в соответствии с п.п. 37, 42 Инструкции N 59, ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ инспекция исходила из того, что поквартальная уплата налога должна производиться в пятидневный срок по истечении срока, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности (в течение 30 дней по окончании квартала). То есть применительно к полугодию 2000 г. налог на пользователей автодорог должен был быть уплачен не позднее 07.08.2000 (поскольку последний день срока 05.08.2000 приходится на нерабочий день). В связи с этим, как пояснил представитель инспекции, пени на сумму недоимки за полугодие 2000 г. начислены с 08.08.2000.
Таким образом, при новом рассмотрении дела суду надлежит определить установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога на пользователей автодорог, применительно к которому надлежит разрешить спор.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 288, п.п. 1, 2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 04.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.01.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-35616/02-108-297 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2003 г. N КА-А40/1606-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании