Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 марта 2003 г. N КА-А41/1628-03
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 03.02.2003, удовлетворены исковые требования ООО "Компания "Савва Юниверсал" о возврате из бюджета взысканной в бесспорном порядке по решению Щелковской таможни от 28.02.01 N 40 суммы НДС в размере 258638,27 руб. и пени в размере 11853,48 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что товар, ввезенный истцом на территорию РФ в январе 2001 г., не должен был облагаться налогом на добавленную стоимость.
При этом суды сослались на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; ст. 30 ФЗ "О международных договорах РФ", п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 N 8 "О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса"; п. 2 ст. 13 ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ...".
В кассационной жалобе Щелковская таможня просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ч. 3, 4 ст. 15 Конституции РФ; ст. 14 ФЗ "О международных договорах", Соглашения от 10.10.2000 между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле"; ст. 5 ТК РФ; ст. 13 ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ...".
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ООО "Компания "Савва Юниверсал", возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 15.12.2002 и постановления апелляционной инстанции от 03.02.2003 по делу N А41-К2-16977/02 Арбитражного суда Московской области, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
По делу видно, что таможенное оформление ввезенного истцом на территорию РФ товара из Кыргызской Республики было осуществлено 05.01.2001. Решением Щелковской таможни N 40 от 28.02.01 с истца был взыскан НДС в сумме 258638 руб. 27 коп. и пени в размере 11853 руб. 48 коп.
Ответчик обосновывает свою позицию приоритетом норм международного договора перед нормами внутреннего законодательства, закрепленный в пункте 4 статьи 15 Конституции РФ, статье 6 Таможенного кодекса РФ, со ссылкой на норму Соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики 101.10.2000 (далее - соглашение). Статья 4 Соглашения "Принцип налогообложения при ввозе товаров гласит: "Товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенного между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики следует читать "10 октября 2000 г."
Суд полно и тщательно исследовал обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о том, что вышеназванное Соглашение не могло служить основанием для взимания НДС при импорте товара из Кыргызской Республики, поскольку на момент списания таможенной суммы налога и пени указанное Соглашение не было опубликовано в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" арбитражный суд применяет международные договоры Российской Федерации, вступившие в законную силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения путем опубликования.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации. Так, официальному опубликованию подлежит не только решение Российской Федерации о согласии на обязательность международного договора (соглашения), но и текст договора (соглашения) в целях обеспечения соблюдения прав и интересов хозяйствующих субъектов, затрагиваемых положениями договора (соглашения).
Текст соглашения от 10.10.2000 был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 02.07.01 (N 27), следовательно, при таможенном оформлении груза Соглашение от 10.10.2000 не подлежало применению как неопубликованное в соответствии с требованиями российского законодательства.
Ссылки ответчика на положения подзаконных актов, таких как письмо Министерства по налогам и сборам РФ, указание Государственного таможенного комитета РФ, не могли быть положены судом в основу решения, как акты, имеющие меньшую юридическую силу по сравнению с Конституцией РФ и федеральными законами: "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 N 101-ФЗ, "О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
Несостоятельна и ссылка заявителя на ст. 13 ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ...".
Статья 13 названного Закона в момент таможенного оформления товара действовала в следующей редакции: "Ст. 13. Установить, что до 1 июля 2001 года главы 21 и 22 части второй Кодекса применяются с учетом следующих особенностей: 1. Реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники Содружества Независимых Государств приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. 2. При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств-участников Содружества Независимых Государств, налога на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. Реализация указанных товаров на территории Российской Федерации подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса...".
Суд при принятии решения исходил из нормы ст. 5 Таможенного кодекса о том, что в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. В решении суд правильно указал, что "на момент ввоза товара в Российскую Федерацию должен был применяться порядок, предусмотренный п. 2 ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, согласно которому при ввозе на территорию Российской Федерации товаров до 01.07.01, происходящих и ввозимых с территорий государств-участников Содружества Независимых Государств, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.02.2003 по делу N А41-К2-16977/02 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2003 г. N КА-А41/1628-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании