Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 января 2003 г. N КА-А41/9011-02
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Одинцовскому району обратилось в Арбитражный суд Московской области к предпринимателю Дубовик Т.А. с иском о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2002 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель просит о его отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска, как принятого с нарушением норм материального права, а именно: ст.ст. 2, 11, 13, 27 Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст.ст. 69, 88, 101, 104 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 9 ФЗ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
По мнению заявителя, истец не обладает правом на обращение в арбитражный суд за взысканием санкций за нарушение плательщиками порядка уплаты страховых взносов.
Решение о привлечении к ответственности предпринимателя вынесено не уполномоченным должностным лицом.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2002 г. подлежит отмене по п. 2 ст. 288 АПК РФ, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что ответчик зарегистрирован администрацией г. Краснознаменска в качестве предпринимателя без образования юридического лица 25.03.2002 г. (л.д. 10).
С заявлением о регистрации в орган Пенсионного фонда РФ он первоначально обратился 07.05.2002 г., т.е. с нарушением месячного срока, предусмотренного ст. 11 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Решением от 30.07.2002 г. N 183 УПФР истец привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. на основании ст. 27 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Арбитражный суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным Законом.
Пунктом 1 ст. 25 вышеуказанного Закона установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В силу п. 2 ст. 25 ФЗ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут осуществлять только взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.
Право на взыскание штрафа за несвоевременную регистрацию в органе Пенсионного фонда у ответчика отсутствует.
В соответствии со статьей 9 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, истец не вправе был налагать на ответчика взыскание в виде штрафа.
Поэтому, вынесенный с нарушением норм материального права судебный акт подлежит отмене.
Судом полно, всесторонне исследованы и установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, но неверно применен материальный закон. В связи с этим, суд кассационной инстанции находит возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284, 286-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2002 г. по делу N А41-К2-13448-02 отменить.
В иске УПФР по Одинцовскому району к Дубовик Т.А. о взыскании штрафа в разме 5000 руб., отказать.
Возвратить предпринимателю Дубовик Т.А. госпошлину в размере 125 руб. из Федерального бюджета РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 января 2003 г. N КА-А41/9011-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании