О принципах государственной политики
борьбы с преступностью
Вопрос о формировании целостной государственной политики борьбы с преступностью в последние годы настойчиво ставится учеными-юристами, обществоведами, практическими работниками правоохранительных органов, политиками*(1). Необходимость ее выработки и реализации диктуется продолжающейся негативной криминальной ситуацией, ростом организованности и вооруженности преступников, создает большую напряженность в обществе. Преступность представляет реальную угрозу национальной безопасности. Достаточно сказать, что сейчас в стране регистрируется столько преступлений, сколько, например, в 70-е годы - за целое пятилетие. Огромен массив латентной преступности, не влекущей соответствующего государственно-правового реагирования. Высокая криминальная напряженность сохраняется в экономике, особенно в финансово-банковском и внешнеполитическом ее секторах. Серьезную угрозу представляет распространенность коррупции в государственном аппарате, сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с организованной преступностью.
Для обуздания преступности необходимо сильное государство. Оно должно выступить одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, стать реальным гарантом провозглашенных Конституцией РФ прав и свобод граждан.
Важно четко определить пути и средства противостояния криминальному натиску, преодоления уголовного беспредела, разработать стратегию и конкретные меры по укрощению преступности на основе реалистичного взвешенного анализа закономерностей, возможностей и тенденций общественного развития.
По вопросам борьбы с преступностью состоялись парламентские слушания, принят ряд программ, которые, как правило, касаются отдельных сторон проблемы и носят краткосрочный характер. В них нередко отсутствует согласованность действий различных ветвей государственной власти.
Общество нуждается в принятии основополагающего политико-правового документа, определяющего в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации стратегию противостояния криминальным угрозам, исходные положения и главные направления политики государства в сфере борьбы с преступностью.
Нужны качественно новый уровень управления силами, задействованными на антикриминальном фронте, консолидация государственных органов и структур гражданского общества. Согласованность действий всех ветвей власти, координация не только в рамках правоохранительной системы, но и на властно-управленческом уровне - как в субъектах Федерации, федеральных округах, так и в масштабе страны.
Предлагаемый политико-правовой документ, определяющий основы государственной политики в борьбе с преступностью, в случае его принятия должен стать актом долговременного действия, реализация которого будет способствовать объединению усилий власти и здоровых сил общества на приоритетных направлениях противодействия этому социально негативному явлению и в конечном счете постепенному преодолению нынешней крайне острой криминальной ситуации.
В политическом плане очень важно, чтобы российское государство прямо заявило мировому сообществу о своей непримиримости по отношению к преступности, в том числе транснациональной, решимости и готовности вести с нею бескомпромиссную борьбу.
Предложения о формировании целостной государственной политики борьбы с преступностью в стране уже вносились. Так, в Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ подготовлена теоретическая модель Основ государственной политики борьбы с преступностью в России. Она обсуждалась на заседании Совета Безопасности РФ, была поддержана заинтересованными ведомствами, научными учреждениями. Однако, по нашему мнению, без достаточных обоснований была отклонена руководителями Администрации Президента РФ. Есть основания полагать, что в данном случае возобладала позиция авторов Концепции судебной реформы, согласно которой сама идея борьбы с преступностью объявляется вульгарной*(2).
Сейчас наступил момент, когда необходимо незамедлительно вернуться к обсуждению этого вопроса. Трагические события, происшедшие в октябре 2002 г. в Москве, потребовали внесения серьезных корректив в Концепцию национальной безопасности страны, особенно ужесточения мер борьбы с терроризмом.
Государственная политика борьбы с преступностью призвана обеспечить максимально возможное ограничение этого негативного явления, сведение его к такому уровню, при котором преступность перестанет быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества, повернуть его развитие вспять.
Для формирования целостной государственной политики борьбы с преступностью большое значение имеет выработка ее принципов, основополагающих идей, которые определяют задачи и направления деятельности всех ветвей государственной власти и правоохранительных органов в данной сфере. По этим вопросам в литературе высказаны различные мнения. Так, С.С. Босхолов называет в качестве принципов политики борьбы с преступностью законность, равенство граждан перед законом, демократизм, справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности, научность*(3). По мнению А.Д. Бойкова, к этим принципам относятся: справедливость; законность; неотвратимость ответственности; соответствие наказания характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного; обеспечение интересов жертв преступлений; экономического стимулирования реальных успехов органов ОВД, дознавателей и следователей по пресечению и раскрытию; принципы предупреждения преступлений; правового и социального контроля; координации*(4).
С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев в качестве принципов уголовного права выделяют: законность, равенство граждан перед законом, принцип личной ответственности, принцип вины, неотвратимость ответственности, справедливость ответственности, гуманизм, принцип демократизма*(5). При этом они обращают внимание на многообразие и определенный субъективизм при выделении принципов. Тем не менее, как показывает анализ, в качестве принципов определяются те основные начала правовой системы, которые имеют в данных социально-экономических и политических условиях наиболее важное либо решающее значение. Как писал Ф. Энгельс, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории*(6).
Имеется ряд других точек зрения как по перечню принципов, так и по их содержанию*(7).
С учетом сказанного в современных условиях российского общества и государства целесообразно выделить следующие основные принципы государственной политики в борьбе с преступностью: социально-экономическая обоснованность, законность, справедливость и гуманизм, демократизм, адекватное реагирование на каждое преступление, интенсивность и наступательность, соответствие мер борьбы с преступностью международным правовым актам.
Одним из определяющих требований, которым должна отвечать государственная политика в этой сфере, является ее социально-экономическая обоснованность. Стратегия, организация, тактика противодействия преступности должны быть синхронными и базироваться на потребностях и реальных возможностях реформируемого общества. Здесь противопоказаны какие бы то ни было легковесные решения. Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью должны вытекать и одновременно подкрепляться экономическими, политическими, организационными, воспитательными мерами. Необходимо отказаться от рецидивов чрезмерной идеологизации предпринимаемых мер, антикриминального популизма, сиюминутных политико-конъюнктурных подходов к решению задач противодействия преступности. Упор должен делаться на реалистичность, максимально возможную ресурсную обеспеченность уголовной политики, соответствие ее условиям становления рыночных отношений, эволюции социально-политических преобразований, национальным традициям и историческому опыту России.
Принимаемые программы борьбы с преступностью, как федеральные, так и региональные, зачастую не выполняются из-за недостаточного их ресурсного обеспечения. Финансирование их обычно не превышает 10-30 процентов денежных средств, необходимых для их реализации. Это не только резко снижает эффективность намечаемых мер, но компрометирует в глазах работников правоохранительных органов и населения такого рода программы.
Вместе с тем государственная политика должна быть гибкой, отражать процессы, происходящие в экономике, политике, общественном сознании. Во избежание правового идеализма, отрыва политико-правовых решений от реальных условий жизни непременным правилом должно стать всестороннее и глубокое их обоснование, научная экспертиза законопроектов, целевых программ, ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы борьбы с преступностью.
Правовые и иные общественные науки способны обеспечить обоснование решения при выработке доктрины, разработке проектов законов и организации деятельности правоохранительных органов. Пока же, к сожалению, многие актуальные научные разработки остаются невостребованными, что не может не сказаться на эффективности борьбы с преступностью.
Исходным положением государственной политики борьбы с преступностью является принцип законности, в соответствии с которым все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и российские законы. Реализация этого принципа призвана обеспечить неукоснительное соблюдение конституционного требования как при подготовке законодательных и иных правовых актов, так и в деятельности всех ветвей государственной власти, правоохранительных органов по их исполнению.
Принцип законности означает, что государство, все его органы признают приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить его предписания и несут политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Государство, издавшее закон, не вправе само же его нарушать. Нарушение закона не может быть оправдано никакими ссылками на целесообразность.
Реализация принципа законности должна быть противопоставлена любым формам произвола, своеволия, вседозволенности. Должностные лица органов, ведущих борьбу с преступностью, несут ответственность за бездействие, ненадлежащее или несвоевременное выполнение своих обязанностей, вытекающих из закона. При этом государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов в сфере борьбы с преступностью.
Принцип законности предполагает соответствие закону всех нормативных правовых актов, обеспечение их строгой иерархии на уровнях Федерации и ее субъектов. Правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам.
Конституционные положения о защите прав и свобод человека и гражданина предопределяют основополагающее значение принципа справедливости и гуманизма государственной политики в сфере борьбы с преступностью. В статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а ст.46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Согласно ст.52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Принцип справедливости и гуманизма требует реального обеспечения защиты закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, имущества от преступных посягательств. Этот принцип распространяет свое действие и на лиц, совершивших преступление или иное правонарушение. Применяемые к ним меры должны основываться на законе и быть справедливыми, соответствовать тяжести совершенных ими правонарушений и степени их вины. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).
Принцип справедливости и гуманизма заключается и в том, что недопустимо повторное осуждение за одно и то же преступление (ст.50 Конституции РФ). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена - применяется новый закон. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность либо иным образом ухудшающий положение виновного, обратной силы не имеет (ст.54 Конституции РФ).
В уголовном законодательстве данный принцип находит проявление при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности и применением наказания к тем, кто своими действиями причинил вред обществу, совершил преступление. Закон не ставит перед уголовным наказанием цели возмездия, причинения преступнику физических страданий, унижения его человеческого достоинства. Согласно ст.43 Уголовного кодекса РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Особое внимание закон уделяет реализации принципа справедливости и гуманизма по отношению к несовершеннолетним и женщинам. Так, в соответствии с ч.1 ст.90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения мер воспитательного воздействия. Согласно ч.1 ст.92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Статьей 82 УК РФ предусмотрена возможность отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Уголовно-исполнительным законодательством для несовершеннолетних и женщин предусмотрен ряд льгот при отбывании ими наказания.
Вместе с тем в литературе справедливо отмечается, что прогрессивная по своей сущности идея гуманизации мер борьбы с преступностью в современных условиях компрометируется высоким уровнем последней и повышением степени общественной опасности, подрывом базы раскрытия и расследования преступлений, особенно в сфере экономики, безнаказанностью лидеров преступного мира, многочисленными иммунитетами, в результате которых выявляются и осуждаются лишь лица, не защищенные от уголовной репрессии ни высоким материальным уровнем, ни высоким социальным статусом. Поэтому при социальных опросах гуманизация нередко не получает поддержки, растет популярность внеправовых способов защиты попранных прав*(8).
С другой стороны, ряд юристов и общественных деятелей, считающих себя правозащитниками, видимо, по инерции продолжают упрекать российское государство в неоправданно суровом отношении к лицам, совершившим правонарушения*(9).
Ни с одной из приведенных позиций согласиться нельзя. Истина, как всегда, находится посередине: справедливость и гуманизм являются основополагающими принципами политики борьбы с преступностью, и задача всех органов государственной власти - последовательно проводить их в жизнь.
Принцип демократизма политики борьбы с преступностью вытекает из самой сущности российского государства как государства демократического федеративного правового с республиканской формой правления (ст.1 Конституции РФ). Он находит свое конкретное выражение прежде всего в равенстве всех перед законом и судом, гарантированном Конституцией. Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Это значит, что, с одной стороны, не должно быть слоя людей, защищенных от справедливого наказания своим должностным, профессиональным или иным статусом, а с другой - запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19 Конституции РФ).
Хотя, как справедливо отмечает А.И. Алексеев, понятие демократии в нашей стране за последние годы сильно дискредитировано ее многочисленными извращениями, но это не означает, что идея верховенства власти народа оказалась несостоятельной или исчерпала себя*(10). Согласно ст.3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Реализация этого положения возможна только в подлинно демократическом государстве. Люди должны быть уверены в том, что государство способно обеспечить каждому гражданину личную безопасность и защиту его достоинства.
Демократизм предполагает широкое участие граждан и их объединений в реализации государственной политики борьбы с преступностью. В свое время под флагом "демократизации" были ликвидированы такие оправдавшие себя на практике формы участия населения в работе по защите интересов общества и личности граждан от правонарушений, как добровольные народные дружины, товарищеские суды, передача правонарушителей на поруки трудовому коллективу и др. В настоящее время в ряде регионов проводится серьезная работа по восстановлению этих и апробации новых форм привлечения населения к охране правопорядка - казачьих формирований, уличных, квартальных домовых комитетов, родительских советов школ, попечительских, благотворительных организаций и др.*(11)
Усилия государства в определении и реализации политики борьбы с преступностью могут увенчаться успехом только в постоянном и тесном взаимодействии с институтами гражданского общества, при поддержке народом в целом и каждым гражданином в отдельности. Между тем в последние годы все чаще проявляются элементы недоверия людей к институтам государственной власти. Интересы борьбы с преступностью требуют обязательного преодоления отчуждения власти от народа. Власть и народ должны жить по единым, обязательным для всех законам. Только в таких условиях можно рассчитывать, что усилия по повышению правовой культуры в обществе, воспитанию граждан в духе законопослушания принесут ожидаемые результаты.
Среди исходных положений государственной политики борьбы с преступностью важное место занимает принцип адекватного правового реагирования на каждое преступление. В законодательстве должна быть обеспечена, с одной стороны, разумная достаточность и реальная исполнимость государственного принуждения, а с другой - устранены избыточные уголовно-правовые запреты. Уполномоченные государством органы и должностные лица обязаны, в пределах своей компетенции, возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению виновного, обеспечению его ответственности, возмещению причиненного уголовно наказуемыми действиями ущерба. При назначении наказания должны учитываться характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. При этом нужно стремиться к экономии уголовной репрессии, чтобы к лицу, совершившему преступление, были применены справедливые меры уголовно-правового воздействия, необходимые и достаточные для его исправления и предупреждения новых преступлений, а также чтобы эти меры не причиняли физических страданий, не унижали человеческое достоинство. Одновременно принцип адекватного правового реагирования на правонарушения должен соответствовать применению строгих мер уголовного наказания к лицам, совершающим тяжкие, особо тяжкие преступления, рецидивистам, преступникам-профессионалам, организаторам и активным участникам преступных формирований.
Одним из основополагающих принципов государственной политики борьбы с преступностью в нынешних условиях должен стать принцип интенсивности и наступательности.
Уголовная политика переходного периода должна обрести наступательный характер и осуществляться с учетом остроты криминальной ситуации, в режиме более жесткого противостояния преступности, чем это характерно для стран со стабильной экономикой, развитой демократией, высоким уровнем правовой культуры и законопослушания населения. Наступательность в борьбе с преступностью несовместима с чрезвычайными мерами, она предполагает планомерное наращивание разноплановых усилий в этом деле в строгом соответствии с законом. Недопустимы как обвинительный уклон и расчет только на строгость уголовной репрессии, так и неоправданный либерализм, фактически ведущий к безнаказанности правонарушителей. Необходимо в полной мере использовать потенциал государственно-правового принуждения, включая соответствующие уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные средства. Вместе с тем наступательность предполагает упреждение, опережение действий преступников, последовательную реализацию превентивного подхода в борьбе с преступностью. В случае совершения преступления должны быть приняты все меры, которые исключали бы для преступника возможность уклониться от следствия и суда, продолжить свою противоправную деятельность, замести следы преступления, спрятать имущество, добытое противоправным путем.
Реализация принципа интенсивности и наступательности предполагает определение профилактики, предупреждения преступлений в качестве главного направления в борьбе с преступностью.
Профилактика преступлений должна быть законодательно закреплена в качестве обязанности всех органов государственной власти, а не только правоохранительных органов. Необходимо также обеспечить тесное взаимодействие государственных органов и общественных объединений в профилактике преступлений, сочетание мер принуждения и убеждения. В этих целях, в частности, следует разработать принципиально новую систему предупреждения правонарушений и безнадзорности среди детей, подростков и молодежи, создать сеть государственных и общественных организаций по социальной защите и коррекции поведения этой категории населения. Необходим комплекс мер по оказанию социальной помощи людям, оставшимся без постоянного дохода, средств к существованию. Нужен законодательный акт, четко регулирующий меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Необходимо восстановить воспитательную роль государства, в том числе в деле предупреждения, профилактики преступлений и иных правонарушений.
В профилактике преступлений надлежащее место принадлежит средствам массовой информации. Недопустимой должна стать проповедь жестокости, агрессивности, безнравственности, вседозволенности. Следует обеспечить правовой заслон этим негативным явлениям в российских средствах массовой информации, резко отрицательно влияющим на криминогенную обстановку в стране.
Профилактика преступлений, как и в целом борьба с преступностью, должна получить надежную социально-политическую, экономическую, правовую, организационную, психологическую поддержку общества и государства. Эффективность деятельности правоохранительных органов следует оценивать не только в зависимости от реализации мер борьбы с уже совершенными преступлениями, но и учитывая результаты профилактики преступлений и иных правонарушений.
С учетом интеграции страны в мировое и европейское сообщество особое значение приобретает принцип соответствия национального законодательства и мер воздействия на преступность международно-правовым актам.
В статье 15 Конституции РФ впервые закреплено положение, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение является одной из основ конституционного строя нашей страны.
Россия, как правопреемник СССР, взяла на себя обязательство по выполнению международных договоров, конвенций и соглашений, ратифицированных Советским Союзом. Она вступила в Совет Европы. В этой связи Российская Федерация должна выполнять международные обязательства, вытекающие из таких международно-правовых актов, как: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.) и соответствующая Конвенция (1984 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) и других.
Анализ перечисленных международных актов показывает, что они содержат нормы общего характера (нормы-принципы), которые не допускают каких-либо отступлений от них как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов. Даже исключительные обстоятельства (война или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или чрезвычайное положение) не могут служить основанием для оправдания, например, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Такие нормы-принципы, сформулированные в этих международных актах, охватывают все основные права человека. Они носят межгосударственный характер, ратифицированы большинством стран - членов ООН, стабильны, не подвержены влиянию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических факторов и, следовательно, являются четким ориентиром для развития законодательства и правоприменительной практики. Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может в той или иной степени "конкурировать" с другими.
Принципы государственной политики борьбы с преступностью едины и обязательны для каждой из ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Неукоснительное их соблюдение призвано обеспечить согласованность в деятельности всех государственных органов. Нарушение этих принципов, от кого бы оно ни исходило, должно влечь за собой личную ответственность должностных лиц, по вине которых оно было допущено. Поэтому важно обеспечить прямое регулирующее действие принципов государственной политики в области борьбы с преступностью путем их закрепления в законодательных и иных правовых актах.
М.П. Журавлев,
главный научный сотрудник Современной гуманитарной академии,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный
юрист РФ;
Е.М. Журавлева,
кандидат юридических наук, советник юстиции 1 класса.
"Журнал российского права", N 4, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Формирование государственной политики борьбы с преступностью. Материалы конференции НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. М., 1997; Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М.: Норма, 1997; Босхолов С.С. Основы уголовной политики. М.: ЮрИнфоР, 1999.
*(2) См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С.19.
*(3) См.: Босхолов С.С. Указ. соч. С.34-35.
*(4) См.: Бойков А.Д. Государственная политика борьбы с преступностью и ее отражение в праве и правосудии // Россия на рубеже веков. М., 2000. С.191-192.
*(5) См.: Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М.: Наука, 1988. С.64.
*(6) См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3. С.64.
*(7) См., например: Фефелов П.А. Понятие и система принципов советского уголовного права. Свердловск, 1970. С.7 и след.; Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. М., 1979. С.64-77; Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве: Учебное пособие. М., 1979. С.59-93; Миньковский Г.М. Уголовная политика как предмет исследования и преподавания // Особенности развития уголовной политики в современных условиях. Труды Академии МВД РФ. М., 1996. С.15-55; Алексеев А.И. Принципы криминологической профилактики и ее социальная ценность. В кн.: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Норма, 2001. С.114-142.
*(8) См.: Королева М.В. О современных тенденциях уголовной политики России // Проблемы теории уголовного права и практики его применения. М., 1999. С.101.
*(9) См.: Вопросы концептуального и процессуального обеспечения уголовной политики России. М., 1998.
*(10) См.: Алексеев А.И. Указ. соч. С.141.
*(11) См.: Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2001. С.32.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О принципах государственной политики борьбы с преступностью
Автор
М.П. Журавлев - главный научный сотрудник Современной гуманитарной академии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ;
Е.М. Журавлева - кандидат юридических наук, советник юстиции 1 класса.
"Журнал российского права", 2003, N 4