Правовой статус
Евразийского экономического сообщества
31 мая 2001 г. в Минске руководители Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана объявили о начале практической деятельности новой международной организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Создание ЕврАзЭС стало логическим завершением организационно-правового оформления объединения пяти стран Содружества Независимых Государств, избравших путь глубокой и динамичной интеграции, прежде всего в экономической области.
Первым шагом к формированию этого экономического объединения стало подписание в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия*(1).
Важным этапом развития сотрудничества между этими странами явилось заключение ими в 1996 году Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях*(2), в котором была поставлена цель создания в перспективе "сообщества интегрированных государств" путем "поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета сторон". Предусматривались также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана границ.
26 февраля 1999 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве*(3), в котором без конкретизации сроков определили следующие этапы интеграции:
1) обеспечить в полном объеме реализацию режима свободной торговли, в частности, неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров;
2) создать таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли;
3) сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.
Однако опыт развития многостороннего сотрудничества показал, что без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей в первую очередь обязательность выполнения принятых решений, продвижение по намеченному пути затруднительно.
В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества*(4), ставший основой для перехода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень, формой правового и организационного оформления их объединения.
Договор ратифицирован всеми государствами-участниками и 30 мая 2001 г. вступил в силу.
Договаривающиеся Стороны учредили международную организацию "Евразийское экономическое сообщество" (далее - ЕврАзЭС или Сообщество). Основная ее задача - реализация тех целей, которые были определены в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.
Договором предусматривается следующая структура Сообщества. Межгосударственный Совет (высший орган) собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и глав правительств - не реже двух раз в год и рассматривает принципиальные вопросы деятельности Сообщества, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции, принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.
Постоянно действующим органом Сообщества является Интеграционный Комитет, состоящий из заместителей глав правительств. Его задачи: обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС; подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов; подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением; контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом. Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца.
В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) Договаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.
Информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета призван обеспечивать Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат).
Руководит Секретариатом Генеральный секретарь, который является высшим административным должностным лицом Сообщества и, помимо прочего, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета с правом совещательного голоса.
В структуре органов Сообщества предусматривается деятельность Межпарламентской Ассамблеи как органа парламентского сотрудничества. Ее функция - решение вопросов гармонизации национального законодательства. Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон.
Договором предусматривается и создание Суда Сообщества в целях обеспечения единообразного применения заключаемых в рамках ЕврАзЭС договоров и принимаемых решений. Суд Сообщества должен рассматривать также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, давать по ним разъяснения, а также заключения.
Суд формируется из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет.
Местом нахождения отделений Секретариата Интеграционного Комитета являются города Астана (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация), а Межпарламентской Ассамблеи - Санкт-Петербург (Российская Федерация).
По решению Межгосударственного Совета в государствах - членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного Комитета.
В Сообществе предусмотрена специфическая система принятия решений. Межгосударственный Совет решает все вопросы на основе консенсуса, за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, которые принимаются по принципу "консенсус минус голос заинтересованной Договаривающейся Стороны". В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. В случае, если за принятие решения проголосовали четыре Договаривающиеся Стороны, но при этом оно не набрало большинства в 2/3 голосов, то вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета. Количество голосов каждой из Договаривающихся Сторон соответствует ее взносу в бюджет Сообщества и составляет: Республика Беларусь - 20 голосов; Республика Казахстан - 20 голосов; Кыргызская Республика - 10 голосов; Российская Федерация - 40 голосов; Республика Таджикистан - 10 голосов.
Решения Сообщества подлежат исполнению государствами-членами путем принятия необходимых нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.
ЕврАзЭС открыто для присоединения других государств.
Договором предусматривается возможность для государств и международных организаций участвовать в работе Сообщества в качестве наблюдателей. Решения о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса наблюдателя принимаются Межгосударственным Советом.
Рабочим языком ЕврАзЭС является русский язык.
Договором об учреждении ЕврАзЭс было предусмотрено наделение Организации и ее персонала привилегиями и иммунитетами, объем которых определяется в настоящее время Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества, которая вступила в силу 26 декабря 2002 г.*(5)
Основная цель этого документа - обеспечить необходимые условия для эффективного выполнения Евразийским экономическим сообществом как международной организацией и ее персоналом как международными служащими своих целей и задач.
Текст Конвенции подразделен на шесть разделов.
Первый раздел посвящен привилегиям и иммунитетам Сообщества (ст.3-9). Он закрепляет положение о том, что имущество и активы органов Сообщества пользуются иммунитетом от любой формы административного или судебного вмешательства, за исключением случаев явно выраженного отказа самого Сообщества. Помещения органов ЕврАзЭС, а также его архивы и документы, в том числе служебная корреспонденция, вне зависимости от места их нахождения неприкосновенны. Одновременно с этим закреплено обязательство государства пребывания оказать Сообществу содействие в приобретении или получении помещений, необходимых для осуществления его функций, и принять надлежащие меры для их защиты от всякого вторжения или нанесения ущерба.
Органы ЕврАзЭС освобождаются от прямых налогов и сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства пребывания, за исключением тех, которые являются оплатой за конкретные виды обслуживания (услуг).
Имущество и предметы, предназначенные для официального использования органами ЕврАзЭС и представительствами Интеграционного Комитета, освобождаются в государствах-членах от обложения таможенными пошлинами, налогами и связанными с этим сборами, за исключением сборов за хранение, таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы соответствующего таможенного органа и подобного рода услуги.
Органы ЕврАзЭС могут размещать флаг, эмблему или другую символику Сообщества на занимаемых ими помещениях и принадлежащих им автотранспортных средствах.
Сообществу предоставлено право при соблюдении законодательства государств-членов издавать и распространять печатную продукцию, публикация которой предусмотрена решениями органов ЕврАзЭС.
Второй раздел Конвенции посвящен привилегиям и иммунитетам Генерального секретаря, должностных лиц и сотрудников органов ЕврАзЭС (ст.10-18). В нем определены две категории лиц, работающих в Организации. Это должностные лица, утверждаемые органами Сообщества по представлению государств - членов ЕврАзЭС в соответствии с закрепленными за каждым государством-членом квотами на должности, перечень которых определяется Межгоссоветом, и сотрудники, работающие в качестве специалистов в органах и подразделениях ЕврАзЭС на основе заключаемых с ними контрактов. При этом Генеральный секретарь - высшее административное должностное лицо Сообщества.
В соответствии с этим делением есть и определенная градация в наделении привилегиями и иммунитетами. Максимальный их объем - у Генерального секретаря. Он и члены его семьи, проживающие вместе с ним (если они не являются гражданами государства пребывания), пользуются привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. для дипломатического агента*(6). Что касается должностных лиц Сообщества, то они наделены функциональными иммунитетами за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в данном качестве; освобождены от налогообложения заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых Сообществом, уплаты таможенных пошлин, государственных повинностей, ограничений по иммиграции и регистрации в качестве иностранцев.
В свою очередь, сотрудники органов Сообщества освобождены лишь от юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при непосредственном выполнении ими служебных функций. При этом установлены и исключения: иски о возмещении ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим Сообществу или сотруднику либо управлявшимся им; иски в связи со смертью или телесным повреждением, вызванным действием со стороны данного лица. Сотрудники органов Сообщества также освобождаются от ограничений по иммиграции и от регистрации в качестве иностранцев.
В Конвенции определен момент начала действия привилегий и иммунитетов - вступление на территорию государства пребывания при следовании к месту назначения или начало выполнения своих обязанностей, и момент прекращения их действий - окончание выполнения функциональных обязанностей. Что касается членов семьи, их привилегии и иммунитеты прекращаются, когда они перестают быть таковыми.
В Конвенции неоднократно подчеркивается, что предоставляемые привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, то есть необходимы для эффективного независимого выполнения официальных функций в интересах Сообщества. Поэтому все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами в соответствии с ней, обязаны без ущерба для их привилегий и иммунитетов уважать законы и правила государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.
В Конвенции установлены и определенные ограничения для Генерального секретаря, других должностных лиц и сотрудников органов Сообщества. Они не вправе заниматься коммерческой или любой другой деятельностью в интересах личной выгоды или выгоды иных лиц, за исключением научной, творческой и преподавательской деятельности.
Конвенцией предусмотрена и процедура отказа от иммунитетов. Государство - член Сообщества может отказаться от иммунитета направленного им должностного лица, когда, по мнению этого государства, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и отказ от него не наносит ущерба целям, в связи с которыми он был предоставлен. Право отказа от иммунитета в отношении Генерального секретаря и должностных лиц принадлежит также Межгоссовету. При этом отказ от иммунитета должен быть определенно выраженным.
Третий раздел Конвенции посвящен привилегиям и иммунитетам представителей государств - членов Сообщества (ст.19-24), в число которых входят главы и члены делегаций, направляемых государствами-членами на заседания этих органов, и мероприятия, проводимые в рамках Сообщества. Среди таких привилегий и иммунитетов - иммунитет от личного ареста или задержания, а также юрисдикции судебных и административных властей в отношении всех действий, которые могут быть совершены в официальном качестве; неприкосновенность жилища; освобождение сопровождаемого багажа и ручной клади от таможенного досмотра; освобождение от ограничений по иммиграции и от регистрации как иностранцев.
Как и в отношении персонала Организации, привилегии и иммунитеты, которыми пользуются представители государств-членов, предоставляются им не для личной выгоды, а для эффективного независимого выполнения ими своих официальных функций в интересах Сообщества.
Для представителей государств-членов, как и для персонала Организации, установлены ограничения: они не должны заниматься в государстве пребывания коммерческой или любой другой деятельностью в интересах личной выгоды или выгоды иных лиц, за исключением научной, творческой и преподавательской деятельности.
Помимо личных привилегий и иммунитетов представителей государств-членов Конвенция устанавливает неприкосновенность помещений, занимаемых представителями государств-членов, транспортных средств, используемых ими для служебной необходимости, а также архивов и документов представителей государств-членов в любое время и независимо от носителей информации и их местонахождения. Представителям также предоставлена свобода передвижения и поездок по территории государства пребывания в той мере, в какой это необходимо для выполнения их функций при соблюдении ими его законодательства.
В отношении представителей государств-членов предусмотрена и процедура отказа, аналогичная той, которая определена в отношении должностных лиц. Для этого направляющее государство, когда, по его мнению, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и отказ от иммунитета не наносит ущерба целям, в связи с которыми он был предоставлен, может в определенно выраженной форме отказаться от иммунитета своего представителя. В том же случае, если оно не отказывается от иммунитета своего представителя в отношении гражданского иска, то прилагает все усилия для справедливого решения дела.
Четвертый раздел Конвенции посвящен привилегиям и иммунитетам Постоянных представителей, Постоянных представительств, а также их сотрудников (ст.25-45). Постоянным представителем Конвенция именует лицо, на которое направляющим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, сотрудниками Постпредства - персонал Постоянного представительства, за исключением технического и обслуживающего.
У государств есть право учреждать Постоянные представительства (Постпредства) при Сообществе. Такое представительство помимо Постоянного представителя, осуществляющего функции главы Постпредства, может включать в себя сотрудников, технический и обслуживающий персонал.
Помещения Постпредства, в том числе частная резиденция Постпреда, неприкосновенны. Помещения, а также средства передвижения Постпредства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, наложения ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуются также архивы и документы Постпредства, всегда и независимо от носителей информации и их местонахождения.
Постпредству принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой направляющего государства на своих помещениях. Оно освобождается от всех прямых налогов и сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства пребывания, за исключением тех, которые являются оплатой за коммунальные и другие виды обслуживания.
Личность Постпреда, как и сотрудника Постпредства, неприкосновенна и пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Они пользуются также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
а) вещных исков, связанных с частным недвижимым имуществом, находящимся на территории государства пребывания, если только данное лицо не владеет им от имени направляющего государства для целей Постпредства;
б) исков, связанных с наследованием, в отношении которых данное лицо выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника по закону или наследника по завещанию или отказа получателя как частное лицо, а не от имени направляющего государства;
в) исков от возмещения ущербов в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим Постпредству или данному лицу либо управлявшимся им;
г) исков в связи со смертью или телесным повреждением, вызванным действием со стороны данного лица.
Конвенция подтверждает и тот факт, что иммунитет Постпреда и сотрудников Постпредства от юрисдикции государства пребывания не освобождает его и от юрисдикции направляющего государства.
Постпред и сотрудники Постпредства освобождены от таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов при ввозе предметов и имущества, предназначенного для официального пользования Постпредства, а также для личного пользования Постпреда и сотрудников Постпредства.
Сопровождаемый багаж и ручная кладь Постпреда и сотрудников Постпредства освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что они содержат предметы и имущество, на которые не распространяются изъятия, или предметы и имущество, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными и иными правилами государства пребывания. В таких случаях досмотр производится только в присутствии лица, на которое распространяется освобождение, или его уполномоченного представителя.
Члены семьи Постпреда и сотрудников Постпредства пользуются тем же объемом привилегий и иммунитетов, что и сотрудники Постпредства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.
Для Постпреда и сотрудников Постпредства установлены ограничения. Они не должны заниматься в государстве пребывания коммерческой или любой другой деятельностью в интересах личной выгоды, за исключением научной, творческой и преподавательской деятельности.
Для определения момента начала и окончания действия привилегий и иммунитетов направляющее государство должно уведомлять Интеграционный Комитет и государство пребывания о назначении Постпреда, сотрудников Постпредства, об их должностях и званиях, их прибытии и окончательном отбытии или о прекращении их функций, а также о любых других изменениях, отражающихся на их статусе, которые могут произойти во время их службы в Постпредстве, а также о прибытии и окончательном отбытии любого лица, являющегося членом семьи Постпреда или сотрудника Постпредства и живущего вместе с ним, и в надлежащих случаях о том, что то или иное лицо становится или перестает быть таким членом семьи; о начале и прекращении работы в Постпредстве технического и обслуживающего персонала; о местонахождении помещений, пользующихся неприкосновенностью, а также сообщать любые другие данные, которые могут оказаться необходимыми для идентификации таких помещений.
Как и персонал Организации, Постпред и сотрудники Постпредства, а также члены их семей обязаны уважать законодательство государства пребывания. Они также не должны вмешиваться в его внутренние дела.
Процедура отказа от иммунитета Постпреда и сотрудников Постпредства аналогична той, которая предусмотрена в отношении должностных лиц.
Пятый раздел Конвенции посвящен трудовым отношениям и социальному обеспечению (ст.46-49). Здесь закреплено, что трудовые отношения Генерального секретаря, должностных лиц и сотрудников органов ЕврАзЭС регулируются Сообществом, а технического и обслуживающего персонала органов ЕврАзЭС - национальным законодательством государства пребывания.
Пенсионное обеспечение Генерального секретаря, должностных лиц и сотрудников органов ЕврАзЭС осуществляется в соответствии с законодательством государств, гражданами которых они являются. Расходы по выплате пенсий Генеральному секретарю, должностным лицам и сотрудникам органов ЕврАзЭС несут эти государства. Социальное страхование осуществляется в порядке, установленном законодательством государства пребывания.
Последний, шестой раздел Конвенции посвящен так называемым заключительным положениям (ст.50-54). В нем определяется порядок разрешения споров, связанных с применением или толкованием Конвенции, порядок сдачи ратификационных грамот и вступления в силу и проч.
Несмотря на всю значимость Конвенции, деятельность Организации была бы невозможна без целого ряда первоочередных документов, обеспечивающих функционирование механизма Сообщества, которые и были приняты на первом заседании Межгоссовета ЕврАзЭС, состоявшемся 31 мая 2001 г.
Среди таких документов - Положение о Межгоссовете, Положение об Интеграционном Комитете, Временное положение о Комиссии постпредов, Положение о порядке формирования и исполнения бюджета, положения о должностных лицах и о сотрудниках органов ЕврАзЭС и др.
На этом заседании Председателем Межгоссовета был избран Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев (в мае 2002 г. его полномочия были продлены еще на год). В соответствии с учредительным Договором заместителем Председателя Межгоссовета и Председателем Интеграционного Комитета стали соответственно председатель и заместитель председателя правительства Казахстана. Должность Генерального секретаря закреплена за Россией. На нее назначен Г.А. Рапота.
В принятом по итогам заседания Заявлении руководители пяти государств вновь подтвердили, что основной целью Сообщества является формирование полноценного таможенного союза и единого экономического пространства, выразили уверенность в том, что становление ЕврАзЭС станет весомым стимулом для активизации взаимодействия в общем формате СНГ, и подчеркнули, что организация открыта для всех государств, разделяющих его цели и принципы и готовых взять на себя соответствующие обязательства.
13 мая 2002 г. в Москве состоялось второе заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Центральное место на нем заняло обсуждение вопроса об усилении координации действий при вступлении во Всемирную торговую организацию в целях минимизации издержек для национальных экономик. Было решено, что условия присоединения России к ВТО будут приняты за основу другими присоединяющимися к этой организации государствами - членами ЕврАзЭС и должны максимально учитываться ими в переговорном процессе. Имеется в виду, что России с ее политическим и экономическим весом легче добиться благоприятных условий вступления (минимальное количество оговорок, адаптационный период).
На этом заседании были также обсуждены меры защиты внутренних рынков в условиях неприменения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле, вопросы согласования транспортных тарифов и создания Транспортного союза, проблема разработки единой пограничной политики.
Практическими шагами по укреплению договорно-правовой базы ЕврАзЭС стало принятие документов, регламентирующих деятельность Межпарламентской Ассамблеи, порядок приема в Сообщество и предоставления статуса наблюдателя при ЕврАзЭС.
В связи с обращением Молдавии и Украины им был предоставлен статус наблюдателей при Сообществе. В настоящее время интерес к участию в деятельности Сообщества проявляют и некоторые другие страны СНГ, в частности, Узбекистан.
Приветствуя в целом перспективу расширения круга участников ЕврАзЭС, входящие в него государства вместе с тем не стремятся искусственно форсировать этот процесс. Они исходят из того, что потенциальные кандидаты должны быть полностью готовы принять на себя все обязательства, вытекающие из членства в ЕврАзЭС, в первую очередь в сфере проводимой Сообществом внешнеэкономической политики.
19-20 февраля с. г. в Москве прошел первый Экономический форум ЕврАзЭС. Организаторами Форума явились Правительство России, Ассоциация "Деловой совет ЕврАзЭС" и Секретариат интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
В работе Форума приняли участие свыше 1100 человек - из них около 500 представителей бизнеса, в том числе из стран СНГ и дальнего зарубежья. В рамках Экономического форума была организована работа семи "круглых столов".
На их заседаниях выступили свыше 150 участников, в их числе руководители парламентов, министерств и ведомств стран ЕврАзЭС, ведущие ученые, представители бизнеса. Проведены презентации ряда конкретных бизнес-проектов.
На основании рекомендаций, принятых на "круглых столах", подготовлена итоговая Декларация первого Экономического форума Евразийского экономического сообщества, в которой отмечены позитивные достижения в углублении торгово-экономического взаимодействия и намечены конкретные действия власти и деловых кругов в направлении дальнейшего развития интеграционного сотрудничества стран Сообщества.
А.В. Барков,
атташе Правового департамента МИД РФ.
"Журнал российского права", N 4, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Дипломатический вестник. 1995. N 2.
*(2) См.: СЗ РФ. 1997. N 17. Ст.1915.
*(3) См.: СЗ РФ. 2001. N 42. Ст.3983.
*(4) См.: СЗ РФ. 2002. N 7. Ст.632.
*(5) Документ опубликован не был.
*(6) См.: Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст.221.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой статус Евразийского экономического сообщества
Автор
А.В. Барков - атташе Правового департамента МИД РФ.
"Журнал российского права", 2003, N 4