Умение реализовать экологические права
Прошедшие десять переходных к рынку лет характеризовались стремительным распространением товарно-денежных отношений, которые не обошли стороной и образовательную сферу. В результате главным требованием, предъявляемым сегодня к образованию вообще и к юридическому образованию в частности, становится его функциональная польза. Подавляющее большинство студентов рассматривают процесс обучения с утилитарной точки зрения, а определяющим при выборе направления специализации выступает ее потенциальная доходность. Неудивительно, что в стране, зарабатывающей хранением радиоактивного хлама и ликвидировавшей специализированную природоохранительную структуру, востребованность экологического права близка к нулю. Исключение, пожалуй, можно сделать лишь для института экологической экспертизы, да и то в контексте пробелов законодательства. Поэтому, начиная изучение курса "Экологическое право", ожидать особого интереса к нему не приходится. В то же время данная дисциплина имеет особый мировоззренческий характер, и ее изучение позволяет в определенной мере компенсировать полное или почти полное отсутствие экологической культуры, способствует формированию нового "экологического" менталитета. В связи с этим не совсем понятна позиция законодателя, который в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. в главе XIII, посвященной экологическому образованию, вообще не упоминает экологическое право как обязательную для преподавания учебную дисциплину*(1).
Выучить положения того или иного закона не столь сложно, а вот подвести человека к осознанию единства всего живого на Земле, значимости охраны природы в принудительном порядке невозможно. Помочь в преодолении "экологического нигилизма", пробудить интерес слушателей к экологическим проблемам может, на наш взгляд, использование - наряду с классическими формами - нетрадиционных методик обучения. Сам процесс обучения не должен сводиться к обычному опросу и решению казусов, когда преподаватель становится статичным контролирующим субъектом. Важно в максимальной степени задействовать творческий потенциал студентов, используя при этом стимулирующие методы.
Так, на первом семинарском занятии им предлагается изобразить идеальные, с их точки зрения, отношения между человеком и природой. Как вариант, возможно использование двух тем рисунков - реальные и идеальные отношения. При этом осуществляется косвенное воздействие на обучаемых; они получают не готовую информацию о существующей проблеме, а делают самостоятельные выводы на основе визуализации образов и последующего их сравнения. Такой метод подачи материала способствует наилучшему запоминанию; он рассматривается психологами как высокоэффективный. Своеобразный "конкурс рисунков" становится общим достоянием - оформляется газета, которая вывешивается для всеобщего доступа и вызывает большой интерес обучающихся на других курсах.
Оптимальным, на наш взгляд, является использование реального материала, по возможности наиболее приближенного к проблемам региона, города, а также направление интереса студентов в прикладную плоскость. В рамках темы "Экологические права граждан" им предлагается не просто изучить порядок получения экологически значимой информации, но и попытаться реализовать это право самостоятельно. Для Омска, входящего в десятку самых загрязненных городов страны, это более чем актуально. Результаты вышеназванных попыток, а они в большинстве своем негативные, обсуждаются в группе. По усмотрению преподавателя возможно проведение ролевой игры "Обжалование в суд отказа в получении экологически значимой информации". Все это позволяет слушателям сделать определенные выводы об эффективности действующего законодательства, попытаться сформулировать предложения по его совершенствованию, составить соответствующую "Памятку" для рядовых граждан, которые в большинстве своем не обладают необходимым знанием законов. Здесь очень важен, на наш взгляд, конструктивный подход к действующему законодательству. В первую очередь преподаватели должны дать позитивные знания, научить правильно толковать и применять нормативно-правовые акты и лишь затем обращать внимание на наличие пробелов, коллизионных норм или неточностей. Уважение к закону как таковому является основой высокой правовой культуры, обладать которой должен каждый юрист.
Обсуждение форм участия граждан в принятии экологически значимых решений фактически совпало с проводившимся под эгидой "Гринпис" сбором подписей, необходимых для проведения референдума по вопросу о недопустимости ввоза в страну ядерных отходов и воссоздании Госкомэкологии РФ. Известно, что Центральная избирательная комиссия РФ вынесла постановление об отказе в назначении референдума Российской Федерации на основании того, что число действительных подписей не соответствует требуемому федеральным конституционным законом. Наши студенты не только повторили нормы конституционного права на новом качественном уровне, но и участвовали в сборе подписей в поддержку проведения референдума. Представляется, что и в дальнейшем этот казус может рассматриваться на практических занятиях, например, в рамках деловой игры. Не лишним будет изучение положений, регулирующих порядок проведения референдума на уровне субъекта Федерации, и обсуждение круга вопросов природоохранного значения, которые могут быть на него вынесены.
Как представляется, изучению темы "Экологические права граждан" должно уделяться особое внимание, к ней можно и нужно возвращаться при освоении всех других тем курса. Проблема недостаточной реализации экологических прав граждан во многом объясняется элементарной юридической безграмотностью. Люди не знают свои права и не умеют ими пользоваться, многие чиновники фактически заинтересованы в сохранении такого положения. Иллюстрацией может служить тот факт, что новое законодательство о защите прав потребителей (появившееся несколько позже Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды") перестало быть чем-то неизведанным для подавляющего большинства граждан России. Сложилась и стабильная судебная практика. Все это было бы невозможно без поддержки со стороны государства, которое не только провозгласило право потребителей на просвещение в области защиты их прав, но и обеспечило его реализацию посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Да и к обществам по защите прав потребителей государственные органы относятся куда лучше, чем к "зеленому" движению. Подобного государственного протекционизма в отношении популяризации экологического законодательства ожидать не приходится. Носителями и распространителями экологических знаний могут стать студенты. Формы работы предполагаются разные - лекции в школах и на предприятиях, консультации, выпуск экологической газеты и т.д. Опыт показывает, что студенты старших курсов успешно справляются с подобными заданиями.
Интересным с методологической точки зрения представляется приглашение для чтения лекции по теме "Экологические функции правоохранительных органов" практических работников. В г. Омске действует межрайонная природоохранная прокуратура, сотрудники которой с пониманием относятся к подобным приглашениям. Лекция может осуществляться в диалоговом режиме, когда перед аудиторией одновременно выступают два лектора, либо путем разделения лекции на части. Первую, теоретическую, читает преподаватель, вторую - прокурорский работник. Безусловно, "лекция вдвоем" достаточно сложна для лекторов и особо требует подготовки. В то же время информация, преподнесенная в такой форме, прекрасно воспринимается и высоко оценивается слушателями. Видимо, не случайно эта методика активно используется в миссионерской деятельности.
Обсуждению проблем утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов у нас предшествовало выполнение своеобразного домашнего задания: в течение недели студенты не только подсчитывали количество бытового мусора, "производимого" в их семьях, но и пытались уменьшить его количество путем сдачи его во вторичную переработку. Вопросы экономического стимулирования вторичной переработки как вида деятельности, направленной на охрану окружающей среды, могут быть обсуждены в рамках темы "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды".
Большой интерес молодежи к проблемам международно-правовой охраны окружающей среды*(2) обусловлен, в частности, тем, что Омская область граничит с Республикой Казахстан и проблемы трансграничного загрязнения воздуха и реки Иртыш являются очевидными. В рамках спецкурса наряду с чтением лекций осуществляется просмотр и обсуждение видеофильмов, демонстрируемых на практических занятиях, а также проводится деловая игра - "Эффективность норм международного экологического права". Зачет по спецкурсу проводится в форме соревнования команд, которым наряду с заданиями на знание фактического материала предлагаются творческие конкурсы.
Серьезную помощь в освоении курса "Экологическое право" призваны оказать учебники, учебные пособия, практикумы. В последние годы их издается достаточно много. Не умаляя достоинств иных изданий, хотелось бы отметить учебник С.А. Боголюбова (Экологическое право: Учебник для вузов. М., 1999). Ярко выраженная индивидуальность изложения, интересный фактический материал, доступность и логичность его подачи, обилие административной и судебной практики сделали его особенно популярным в студенческой аудитории.
Чрезвычайно важной, по нашему мнению, является оценка работы преподавателя со стороны слушателей. Она может осуществляться в форме анонимного анкетирования, по результатам которого можно сделать выводы о том, что понравилось и что не понравилось обучающимся.
Результативность используемых методик подтверждает значительный рост количества курсовых и дипломных работ по предмету, высокий уровень знаний, демонстрируемый на экзаменах и зачетах, работа научного кружка. Но это не единственная цель, к достижению которой мы стремимся. В недалеком будущем сегодняшние студенты станут работниками правоохранительных органов, руководителями, родителями, законодателями. Они будут принимать различные решения, в том числе и экологически значимые. От сформировавшейся у них нравственной экологически ориентированной позиции будет зависеть очень многое.
М.Г. Седельникова,
доцент кафедры социального права Омского госуниверситета,
кандидат юридических наук.
"Журнал российского права", N 4, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.133.
*(2) В Омском госуниверситете преподается спецкурс "Международное экологическое право".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Умение реализовать экологические права
Автор
М.Г. Седельникова - доцент кафедры социального права Омского госуниверситета, кандидат юридических наук.
"Журнал российского права", 2003, N 4