Переосмысление сущности конституции
и основные тенденции развития права Европейского Союза
Если у философов XVII-XVIII вв. государство и общество обычно выступали как единое целое, то В. фон Гумбольдт и Гегель высказали мысль о разграничении их. К. Маркс и Ф. Энгельс поддержали эту идею и на основе материалистической диалектики развили ее, подчеркнув, что не государство обусловливает и определяет гражданское общество, а, наоборот, гражданское общество детерминирует государство*(1).
В "Капитале" К. Маркс отмечал, что деятельность государства предопределяется, во-первых, выполнением "общих дел, вытекающих из природы всякого общества", и, во-вторых, специфическими функциями, вытекающими "из противоположности между правительством и народными массами"*(2). По мнению Ф. Энгельса, государство, будучи продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий, вместе с тем настолько "умеряет межклассовые столкновения, насколько это необходимо для того, чтобы держать их в границах "порядка" и не дать классам с противоречивыми экономическими интересами пожрать "друг друга и общество в бесплодной борьбе"*(3).
В современном мире созрело прочное понимание, что для классовой конфронтации на международной арене появился объективный предел в виде угрозы уничтожения человечества. Должны объективно существовать разумные пределы социальных конфронтаций и в масштабах каждого конкретного государства. Функцию поддержания и обеспечения гражданского мира в обществе и призвано осуществлять современное социальное правовое государство.
В результате резкого обострения глобальных проблем человечества и вызванных этим глубоких изменений постепенно формируется новая политическая культура, преодолевающая былую конфронтационность. Это - политическая культура консенсуса во взаимоотношениях классов, государств и наций. Она, конечно, не устраняет полностью конфликтов между классами, группами населения, нациями, государствами, социальными системами, которые могут иметь свои специфические, в том числе противоречащие друг другу, интересы. Однако эти конфликты смягчаются, сталкиваясь с общими и общечеловеческими интересами и под воздействием меняющихся условий, динамики жизни общества.
Представление о конституции как о своеобразном отражении консенсуса, специфическом "общественном договоре", думается, не противоречит и классовому видению основного закона, но является его следующей логической ступенью развития в условиях происходящего во многих странах "размывания" традиционных классов и смещения акцентов с конфронтационного, антагонистического их противостояния к основанному на балансе интересов различных групп населения возможному взаимоприемлемому широкому социальному компромиссу.
При этом индивиды и общественные группы как бы передают государству в лице демократически избранных ими органов власти полномочия по обеспечению интересов и поддержанию социального мира, оставляя за собой право контроля за их деятельностью.
В идеале конституция в современном демократическом ее понимании должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько гражданского, а точнее - плюралистического общества в целом. Гражданское общество отразило бы интересы лишь определенной части населения, в то время как плюралистическое, состоящее в том числе и из гражданского общества, более точно включило бы в себя сложную совокупность социальных сил и идеологий, сосуществующих в рамках того или иного государства.
На этом фоне смысловой центр конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более смещаться от обезличенного государства (что характерно для авторитарных режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным общечеловеческим ценностям, поскольку именно он являет собой тот "атом", который лежит "первокирпичиком" в основании гражданского общества.
Значение же государства должно вытекать не столько из его самоценности как таковой, сколько из того факта, что гражданское общество в современных его формах является государственно организованным и оформленным. Чтобы быть эффективными, современное право, конституция и государство должны выражать человеческую сущность, закономерности ее проявлений и развития.
Оценка тенденций развития конституционного права каждой конкретной страны тесно связана с тем, насколько оно соответствует правовой и политической культуре общества, вписывается ли в общедемократические цивилизационные процессы и насколько эффективно применяемые методы конституционного регулирования способствуют реальному улучшению положения человека и динамике движения общества в целом. Прогрессивность или регрессивность того или иного изменения конституции на каждом конкретно-историческом этапе развития страны определяется прежде всего тем, способствует ли оно цивилизационному развитию или препятствует ему.
Исходя из сказанного, конституция должна обеспечивать прежде всего правовую базу эффективного решения "общих дел" плюралистического общества, представлять собой стабильную систему его жизнеобеспечения, предусматривающую механизмы самосохранения и саморазвития. Она в максимально возможной степени призвана способствовать реализации интересов человека и общественному прогрессу. Отбрасывая излишние идеологизмы, надо признать, что конституция необходима для нормального функционирования состоящего из людей гражданского общества и государства, для организации их внутреннего единства и обеспечения эффективных взаимоотношений с внешним миром. Это нужно всем - и бедным, и богатым.
Современная постиндустриальная цивилизация выходит на качественно новый уровень, и ему должна, по нашему мнению, соответствовать качественно новая конституция. На нынешнем переходном этапе конституции носят как бы промежуточный от прошлого к будущему характер. Поэтому они совмещают в себе в разной степени старую классово-конфронтационную, субординационную сущность с новым консенсуально-координационным, ненасильственным духом будущего, который еще только формируется и не приобрел достаточно четких очертаний.
Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняются сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма" она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой борьбе"*(4), то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех социальных слоев. В странах, находящихся на различных экономических и социальных уровнях развития и с разными составом классов и национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от реализации.
Поиск идеалов права и конституции присутствует уже в кантовой "теории разумного права" или в "формально-рациональном идеальном типе права" M. Вебера, предложениях, сформулированных А. де Токвилем в "Демократии в Америке". Конструктивные мысли для формирования идеала конституции можно встретить у многих представителей теории "естественного права", "общественного договора", у социалистов-утопистов и марксистов.
Конкретно применительно к конституционному праву эта мысль прозвучала в 1928 году в книге К. Шмитта "Учение о конституции"*(5), где он говорит об "идеальной концепции конституции гражданского правового государства". Это была как бы предтеча будущего глобального идеала конституции, хотя уровень обобщения ограничивается анализом лишь наиболее развитых конституций того времени, а жесткое конфронтационно-классовое разделение мира на две системы затрудняло возможности спокойных обобщений. До недавнего времени, наверное, и не было достаточно острой общественной потребности в разработке такой концепции.
Вместе с новыми планетарными экономическими, политическими, научно-техническими и другими явлениями в современном мире на рубеже 90-х годов эта полузабытая идея вновь привлекла внимание зарубежных исследователей*(6), хотя, насколько известно, мысль о современном глобальном идеале конституции еще так и не была высказана.
Современный взгляд на сущность конституции и перспективы ее эволюции должен исходить прежде всего не из узко "формационного", а из широкого и комплексного общецивилизационного подхода, позволяющего полнее учесть растущие динамику и единство современного мира.
Присущая сущности человека диалектическая дихотомия частного и общего интересов становится все более явно выраженной. На фоне разнообразного частного интереса четкие очертания приобретает сегодня общий интерес человечества. Последний проявляется в объективно меняющихся возможностях удовлетворения потребностей в общении, социальной защите и помощи, в социальных гарантиях, в справедливом разделении труда и распределении его плодов, усложнении задач и необходимости глобального объединения усилий в преодолении кризиса цивилизации ради сохранения рода человеческого.
Данные проблемы можно решить лишь в планетарных масштабах совместными усилиями, которые многократно увеличивают позитивные возможности отдельных личностей. Жизнь доказала, что объективно существуют общие, глобальные интересы, непосредственно относящиеся к жизненным интересам каждого человека, независимо от его индивидуальных черт. Это - право на жизнь, здоровую окружающую среду, соответствующий уровень жизни, социальной защищенности, право на пользование достижениями культуры, образования, здравоохранения, на неприкосновенность частной жизни, другие свободы и гарантии. Такие общие интересы неизбежно становятся составной частью конституционного идеала и находят свое отражение в основных законах многих государств, хотя и реализуются по-разному.
Уже сегодня каждая конституция призвана, с одной стороны, обеспечивать общие интересы человека как члена общества, а с другой - защищать его частные, индивидуальные интересы в той мере, в которой они не противоречат общим либо охраняемым законом интересам других людей. При этом современный, в определенной степени регулируемый, становящийся всемирным рынок выступает важным компонентом выявления и согласования не только частных интересов, но и общечеловеческих. Складывающийся конституционный идеал стремится к тому, чтобы найти такую степень соединения частных интересов с общими, ту форму их согласования, которая обеспечила бы самосохранение и эффективное саморазвитие цивилизации в постиндустриальной эпохе, гарантировала бы нормальные, а затем и оптимальные условия для свободного развития человека в свободном процветающем обществе.
Еще выдающийся русский философ В.С. Соловьев отмечал, что для того, чтобы соединить частные интересы, "недостаточно естественной связи экономических отношений, а нужно сознательное направление их к общему благу"*(7). Замена стихийного развития сознательным и целенаправленным регулированием превращается в один из главнейших вопросов стабильности государств и жизнеспособности всего человечества.
Правовая составляющая этой тенденции в масштабе конкретных стран нашла свое отражение в конституциях, особенно принятых после Второй мировой войны, а ее глобальное проявление все более заметно в деятельности ООН, Совета Безопасности, в развитии хельсинкского гуманитарного процесса, международных соглашениях и программах, координации международной деятельности вопросов, связанных с правами человека, образования, здравоохранения, культуры, связи, информации, защиты окружающей среды, разоружения, развития атомной энергетики, борьбы с преступностью, международным терроризмом и т.д.
В этих приобретающих все большие масштабы процессах задействованы универсальные и региональные международные организации, межправительственные и неправительственные международные организации и учреждения, многочисленные общественные организации.
Уже сегодня начинает формироваться сознание личности, ощущающей себя не только частью своего этноса, но и "человеком всего мира", перешагивающего становящиеся тесными для саморазвития и самопознания национальные и государственные границы, способного преодолеть кризис уходящей эпохи и строить новую цивилизацию третьего тысячелетия. И этот человек станет объектом нового глобального конституционного идеала и главным критерием его прогрессивности. Новый идеал конституции выходит на общечеловеческий уровень демократии и гуманизма, отразит совершенно иные, гармоничные отношения между человеком, производством, наукой, техникой и природой, без чего выживание рода человеческого в третьем тысячелетии невозможно. При этом мы вполне четко различаем глобальный конституционный идеал (как отражающий сущностные, содержательные, морально-этические стороны и своеобразную концептуальную базу конституции нового типа) и идеальную модель конституции (примерный, оптимальный по своей структуре, форме и организации правовой документ).
Отталкиваясь от одной из идей А.И. Солженицына, высказанной в его предложениях об обустройстве России*(8), можно признать, что оптимальна не та конституция, в которой за счет использования государственных механизмов и связанного с ними насилия достигается максимальный перевес большинства над меньшинством, а та, которая с применением демократических процедур и учетом взаимных интересов сумеет найти соглашение между большинством и всевозможными меньшинствами.
Соответственно, задача создания конституции, вероятно, состоит в поиске при помощи правовых, моральных, нравственных и иных норм, стимулов и механизмов компромиссных решений, которые формируются на базе общечеловеческих интересов и ценностей посредством демократических юридических процедур, с учетом интересов всех сторон. Одновременно общественный консенсус, достижение которого ставит целью идеальная конституция, тем стабильнее и конструктивнее, чем более ненасильственными способами он достигается. То есть путь к реализации глобального конституционного идеала будет, по всей вероятности, лежать через уменьшение насилия в международной и внутригосударственной жизни - к ненасилию.
Учитывая, что "переживаемый человечеством поворотный этап диктует необходимость изменить само представление о характере и критериях прогресса, принципах жизнедеятельности, организации на основе новой шкалы ценностей и приоритетов будущей цивилизации"*(9), отечественные и зарубежные*(10) ученые прогнозируют выдвижение в третьем тысячелетии переосмысленного принципа ненасилия на ведущее место.
Практическое движение в направлении глобального конституционного идеала ("модельной" содержательной концептуальной основы, к которой объективно стремится почти любая современная конституция), допускающего, однако, широкую и свободную амплитуду многообразных индивидуальных черт, отвечающих национальным, психологическим, региональным, историческим, традиционным, культурным и иным особенностям государств и проживающих в них народов, уже давно идет по многим параметрам и затрагивает развитие самых разнообразных как старых, так и новых институтов.
В происходящем процессе параллельной и сходной в главном эволюции просматриваются черты всеобъемлющей тенденции формирования как бы "общечеловеческого права" и его более частной составляющей - глобального конституционного идеала. Общий процесс гуманизации права ставит в его основу человека и делает интересы личности основным критерием общественного прогресса.
Большое значение для унификации экономических, политических, культурно-идеологических и иных факторов, под воздействием которых функционирует право, имеют ускоряющиеся процессы экономической и политической интеграции в различных районах мира, рост его информационной транспарентности, научно-технической стандартизации, усиление взаимовлияния и взаимозаимствования различных стран, снижение уровня военного и идеологического противостояния.
Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией, государством, человечеством в целом, порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных, способов их решения, создавая общие экономические, культурные, информационные пространства, и объясняют правовую унификацию и возможность нахождения общего блага, то есть той материальной первоосновы, на которой может формироваться "общечеловеческое право", несмотря на растущее разнообразие условий и специфики конкретных стран. Все эти факторы влияют и на международное, и на конституционное право, а также на любую конкретную отрасль законодательства, создавая базу глобализации общих тенденций развития современного права.
Международное право как самое близкое к глобальным проблемам современности обычно первым начинает реагировать на них. Учитывая, что возможность ядерной войны, угрозы международного терроризма, экологических катастроф, непредсказуемых генетических трансформаций, энергетические, продовольственные проблемы впервые в истории сделали человечество смертным, начинает срабатывать "инстинкт самосохранения" всего сообщества людей. В результате появляется необходимость в первую очередь обеспечить мировой социальный организм всеобъемлющим инструментом самосохранения, а также эффективного саморегулирования и саморазвития.
Вот почему в эволюции основных принципов международного права (то есть положений взаимосогласованных, признанных и соблюдаемых субъектами международного права и закрепленных в универсальных и других международных актах), особенно после Второй мировой войны, стали укрепляться "самосохранительные" по своей природе принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности. В их числе такие важные, как неприменение силы и угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость границ, мирное разрешение международных споров и принцип разоружения.
На фоне меняющегося политического мышления и отказа от конфронтационной блоковой политики значительно окрепли общие основы международного права, направленные на создание условий эффективного развития мирового сообщества. Это - принципы суверенного равенства государств, невмешательства, равноправия и самоопределения наций и народов, сотрудничества, уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств.
Все перечисленные принципы международного права охватываются обобщающим, комплексным принципом мирного сосуществования, который призван и сохранять нашу планету, и способствовать конструктивному взаиморазвитию проживающих на ней людей. Они постоянно проникают и в конституции конкретных стран.
Основные принципы нацелены на обеспечение мирного и бесконфликтного сожительства народов, на разоружение, решение экологических проблем, борьбу с бедностью, голодом, болезнями, неграмотностью, преступностью, а также на обеспечение и расширение прав личности, координацию эффективного развития государств. При этом логика подсказывает необходимость определения сначала минимального международно признанного уровня соблюдения общедемократических принципов с последовательным их осуществлением, расширением и углублением по мере прогресса цивилизации.
В аналогичном русле, но в меньших (национальных) масштабах действуют факторы, определяющие характер конституционного развития в конкретных странах. Это стремление при помощи основных законов и их институтов обеспечивать внутреннюю стабильность и безопасность, достигать общенационального консенсуса, сводя к минимуму классовые, национальные и иные конфронтации, по возможности избегая грубого государственного принуждения, мирно разрешая на основе конституционных норм возникающие конфликты, уважая права, свободы и интересы граждан, мест, субъектов федерации, не вмешиваясь без необходимости в права и полномочия участников конституционного процесса, обеспечивая поддержку слабым и перспективы сильным, находя эффективные стимулы и инструменты для прогресса и пользования большинством населения его плодами.
В этом случае уже не международно-правовые, а конституционные нормы служат целям согласования и принятия в масштабах государств мер по преодолению кризисных явлений. И здесь наблюдается логика движения: от использования конституционных норм для самосохранения - к эффективному саморазвитию общества; от обеспечения общепринятого цивилизованного минимума - к уровню передовых стран.
Следовательно, идеал конституции можно постепенно воплощать в жизнь, последовательно устанавливая, реализуя и повышая минимальные общечеловеческие конституционные стандарты (в области прав личности, экологии, функционирования демократических государственных и общественных институтов и т.д.).
Через конституционное право общедемократические принципы, нормы и стандарты трансформируются в конкретные отрасли. Нередко эти принципы сначала закрепляются в законодательстве наиболее передовых государств, а затем распространяются и на другие страны и регионы. Происходит конструктивное взаимопроникновение прогрессивных правовых идей, принципов, институтов, механизмов и норм международного и конституционного права и отраслевого законодательства при определяющей роли более общих по своей природе и близких к общечеловеческим ценностям норм международного и конституционного права. В этом процессе будет все более выкристаллизовываться некий основополагающий глобальный идеал, пронизывающий развитие любой сферы права. Признаваемые учеными тенденции сближения правовых систем и унификации конституций современного мира также свидетельствуют об ускорении тенденции формирования всеобщего права нашей цивилизации.
Вероятно, движение к глобальному конституционному идеалу на практике будет осуществляться через региональные социокультурно и экономически однородные очаги, формирующиеся в интеграционных группировках в различных концах мира, которые в конце концов должны соединиться.
Одной из наиболее близких к такому идеалу группировок является современный Европейский Союз. Его основополагающие документы и принципы могут стать своеобразной экспериментальной базой формирования и реализации глобального конституционного идеала.
Именно в Европейском Союзе уже сегодня формируется "гражданин Европы" - как промежуточный тип на пути к "гражданину Мира".
В праве Европейского Союза закладываются новейшие тенденции права будущего, отрабатываются формы и методы его функционирования. Поскольку оно находится между международным и конституционным правом, в нем формируются собственные своеобразные методы правового регулирования. Если в международном праве более всего приемлем метод координации, согласования, то в конституционном праве преобладает императивный метод, метод подчинения. В праве Европейского Союза все более формируется и отлаживается метод "скоординированной субординации", который будет использоваться и в будущем.
Наиболее интересные тенденции этого права будущего как раз и закладываются Европейским Союзом прежде всего в сфере прав человека и гражданина.
Показательным в этом смысле документом является Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. - последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый "билль о правах". Он как бы подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире.
Находящаяся одновременно в сфере действия конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный "наднациональный" акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов.
Хартия объединяет права-ценности, права-принципы в едином комплексе без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, помещая их в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями (абз.6 Преамбулы). Это подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина Европейского Союза и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей, как они зафиксированы в Хартии, а также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его "европейском варианте".
Новые концептуальные подходы создания Хартии привели к тому, что в ней отчетливо отразились новейшие тенденции развития современного права.
Сравнительно гладкое развитие интеграционных процессов в XX веке сменило более осторожное, иногда критическое отношение разных слоев населения к интеграции и связанной с ней глобализации. В чем-то глобализация уже рассматривается как опасность для некоторых прав человека и гражданина.
Из буквы и духа Преамбулы и Хартии можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, "человеческим обществом и будущими поколениями". Тем более что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который сейчас охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом и в перспективе обращен к будущим поколениям. Эта неразрывная связь современного права с будущим и признание ответственности перед ним имеют, на наш взгляд, особое значение.
Красной нитью через Преамбулу проходит новое осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания. То есть выбор объединяющейся Европой взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему.
Хартия основных прав Европейского Союза отразила также тенденцию все большего сближения и взаимопроникновения гуманитарных положений конституционного и международного права. В этом также отразилась общемировая тенденция унификации гуманитарного права, а также все большего выдвижения его на ведущее место.
В Преамбуле отчетливо зафиксирован расширительный характер закрепления в Хартии прав и свобод человека. Прежде всего она требует безусловного соблюдения прав и свобод, зафиксированных уже действующим законодательством. Кроме этого, Преамбула предусматривает постоянное дополнение этого списка правами, возникающими в результате социального прогресса, научного и технологического развития, стремясь при этом закрепить не минимальный уровень, как это обычно принято в международно-правовой практике, а возможно достижимый максимум. Поставлена цель: "усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение".
Хартия одновременно является инструментом ускорения создания гражданских обществ в странах - участницах Европейского Союза и формирования гражданского общества в рамках всей европейской интеграционной группировки. Демократический глобализм будущего может быть построен только на основе гуманистического регионализма. При этом государства с неизбежностью должны будут отдавать некоторые из своих полномочий наднациональному гражданскому обществу по мере его созревания. Наднациональные гражданские общества, как представляется, будут расширять свои региональные границы в планетарном направлении.
Важным новым этапом формирования качественно нового наднационального конституционного права, как проявления своеобразной глобализации в этой сфере, стала разработка предварительного проекта Конституционного договора Европейского Союза в октябре 2002 г.*(11)
Сразу после этого началась публикация проекта первых разделов Конституции для Европы*(12). Этот амбициозный план предполагается завершить еще до окончания текущего года. Обсуждение его - повод для последующих научных изданий.
С.Ю. Кашкин,
проректор по международным связям, заведующий кафедрой
Европейского Союза МГЮА, доктор юридических наук,
профессор.
"Журнал российского права", N 4, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.220, 312.
*(2) Там же. Т.25. Ч.1. С.422.
*(3) См.: Там же. Т.21. С.170.
*(4) Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.17. С.345.
*(5) См.: Schmitt C. Verfassungslehre. B., 1928.
*(6) Правда, это внимание выразилось скорее в воспроизведении прежних идей, чем в преломлении их применительно к современности или проекции на будущее, что могло бы быть более конструктивным (см.: Slagstad R. Liberal Constitutionalism and its Critics: Carl Schmitt and Max Weber. Constitutionalism and Democracy. Cambridge, 1988).
*(7) Соловьев В. Сочинения. Т.1. М., 1988. С.418.
*(8) См.: Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? Посильные соображения // Литературная газета. 1990. 18 сент.
*(9) См.: Kothari R. Towards a Just World // Towards a Just World Order. Ed. by Falk R. at al. N. Y., 1982. Р.582.
*(10) См.: Gurtov М. Global Politics in the Human Interest. L., 1988. Р.45; Kothari R. Op. cit. Р.583.
*(11) Текст этого документа на русском языке впервые опубликован на интернет-странице кафедры права ЕС МГЮА (http://eulaw.edu.ru) в переводе доц. А.О. Четверикова.
*(12) Projet d'articles 1 a 16 du Traite constitutionnel. P.1-10. Bruxelles, le 6 fevrier 2003. CONV 528/03.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Переосмысление сущности конституции и основные тенденции развития права Европейского Союза
Автор
С.Ю. Кашкин - проректор по международным связям, заведующий кафедрой Европейского Союза МГЮА, доктор юридических наук, профессор.
"Журнал российского права", 2003, N 4