Налогообложение доходов, полученных по договорам страхования
и договорам негосударственного пенсионного обеспечения
Страховые выплаты по договорам добровольного долгосрочного
страхования, заключенным на срок не менее пяти лет
Страховые выплаты по договорам добровольного страхования,
заключенным на срок менее пяти лет
Суммы страховых взносов, уплаченных за физических лиц работодателями
Досрочное расторжение договоров негосударственного пенсионного
обеспечения или изменение условий договоров
Особенности определения налоговой базы по договорам, заключенным с
негосударственными пенсионными фондами
Накопительная пенсионная схема
Солидарная пенсионная схема
С 1 января 2003 г. согласно Федеральному закону от 29.05.02 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена в действие новая редакция ст.213 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.
При определении налоговой базы согласно п.1 ст.213 НК РФ не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по:
договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством;
договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;
договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением санаторно-курортных путевок);
договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховая компания (страховщик) обязана произвести страховую выплату по договору долгосрочного страхования жизни в соответствии с действующим законодательством в случаях:
дожития застрахованного до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста;
смерти застрахованного;
при выплате пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному в случаях, предусмотренных договором страхования.
Страховые выплаты по договорам добровольного долгосрочного
страхования, заключенным на срок не менее пяти лет
Применение страховых схем, предусматривающих выплату аннуитетов по договорам добровольного долгосрочного страхования, с 1 января 2003 г. оказалось экономически невыгодным. Страхователи и страховщики, применявшие такие схемы, были поставлены перед выбором: прекратить действие договоров добровольного долгосрочного страхования жизни путем их расторжения или изменить сроки действия.
В случае расторжения договоров добровольного долгосрочного страхования полученная физическим лицом выкупная сумма подлежит налогообложению согласно положениям ст.213 НК РФ, т.е. с выкупной суммы, превышающей сумму внесенных страхователем - физическим лицом взносов, налог должен быть удержан у источника выплаты с резидентов Российской Федерации по ставке 13% (30% - с доходов нерезидентов Российской Федерации). Статьей 11 НК РФ установлено, что физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Если страхователь изменяет условия договора добровольного долгосрочного страхования в отношении сокращения сроков его действия, налогообложение страховых выплат, полученных физическими лицами, осуществляется в соответствии с п.п.2 п.1 ст.213 НК РФ. Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы в том случае, если эти суммы не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке, предусмотренной п.2 ст.224 НК РФ. Однако, поскольку в п.2 ст.224 НК РФ не установлено, что такие страховые выплаты облагаются по ставке 35%, а согласно п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), налог на доходы физических лиц с таких выплат, полученных физическими лицами с 1 января 2003 г., должен исчисляться по ставке 13%.
Суммы страхового обеспечения, выплаченные до 1 января 2003 г. и не включенные в налоговую базу застрахованных согласно ранее действовавшему законодательству, по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным ранее 2003 г., и перешедшим в разряд договоров, заключенных на срок менее пяти лет, подлежат налогообложению. Поскольку такие договоры уже не могут рассматриваться как долгосрочные (заключенные на срок не менее пяти лет), источник выплаты дохода обязан произвести перерасчет налоговой базы согласно п.2 ст.213 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Закона N 57-ФЗ) и удержать налог за 2001 и 2002 гг. по ставке 35% в порядке, предусмотренном п.2 ст.231 НК РФ.
Страховые выплаты в виде рент или аннуитетов, выплачиваемые начиная с 1 января 2003 г., по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и предусматривающим текущие выплаты (аннуитеты) в период действия договора страхования, подлежат налогообложению по ставке 13% (для физических лиц - резидентов Российской Федерации) или 30% (для физических лиц - нерезидентов Российской Федерации). Причем данный порядок распространяется на суммы страховых выплат, выплачиваемые физическим лицам по договорам, заключенным как до 1 января 2003 г., так и после этой даты.
Страховые выплаты по договорам добровольного страхования,
заключенным на срок менее пяти лет
Для определения налоговой базы физического лица по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, следует учитывать все суммы страховых взносов, внесенных за весь срок действия договора, а также все произведенные физическим лицам за весь период действия договора страховые выплаты. Например, страхователь - физическое лицо заключил договор добровольного страхования жизни сроком на 4 года, предусматривающий выплату ежемесячных аннуитетов в размере 1500 руб., а также выплату страховой суммы по окончании срока страхования (дожитие) в размере страхового взноса. Страховой взнос составил 100 000 руб. Ставка рефинансирования Банка России на дату заключения договора - 21%. Страхователь является резидентом Российской Федерации.
В 1-й год действия договора добровольного страхования жизни сумма страховых выплат в виде аннуитетов составила 18 000 руб., что не превышает величины страхового взноса, внесенного страхователем. На 2-й год действия договора страхования сумма выплаченных за два года аннуитетов составила 36 000 руб. (18 000 + 18 000), что не превысило сумму страхового взноса (100 000 руб.). На 3-й год сумма страховых выплат в виде аннуитетов, полученных физическим лицом за 3 года, составила 54 000 руб. (18 000 + 18 000 + 18 000), что не превысило сумму страхового взноса. На 4-й год объект налогообложения возникает по окончании срока страхования, когда страховая выплата составит 118 000 руб. (в том числе 18 000 руб. - ежемесячные аннуитеты). Налоговая база определяется следующим образом. Сумма страховых выплат за весь период действия договора 18 000 + 18 000 + 18 000 + 100 000). Сумма страхового взноса, скорректированная на ставку рефинансирования Банка России, - 121 000 руб. (100 000 руб. + 100 000 руб. х 21% : 100%). Налоговая база определяется в размере 51 000 руб. (172 000 - 121 000). Налог должен быть исчислен по ставке 13% в размере 6630 руб.
Действующим законодательством особо не определен порядок налогообложения сумм страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, когда страховые взносы уплачиваются за застрахованных физических лиц организациями. Страховые выплаты, не включаемые в налоговую базу физических лиц, определены в п.1 ст.213 НК РФ, которым не предусмотрено освобождение от налогообложения сумм страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным в пользу физических лиц, на срок менее пяти лет. Следовательно, суммы страховых выплат в виде страхового обеспечения, получаемые застрахованными физическими лицами, по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, в том случае, если страховые взносы внесены организацией, подлежат налогообложению у источника выплаты - страховой организации. Иного порядка налогообложения законодательством не предусмотрено.
Суммы страховых взносов,
уплаченных за физических лиц работодателями
Суммы страховых взносов, уплаченных работодателями за физических лиц, подлежат налогообложению согласно п.3 ст.213 НК РФ, за исключением следующих случаев:
если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц;
если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2 тыс. руб. в год на одного работника.
Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Работодателем согласно ст.20 Трудового кодекса Российской Федерации является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
С 1 января 2003 г. с сумм страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования, а также по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, уплаченных работодателями за работников, налог на доходы физических лиц не удерживается при наступлении страхового случая. Если страховая компания возмещает документально подтвержденные расходы физического лица на приобретение, например, лекарственных препаратов, объекта налогообложения в виде сумм страховых взносов также не возникает.
Юридические и физические лица, не признаваемые в установленном порядке работодателями, являющиеся источником выплаты дохода физическим лицам, не вправе воспользоваться указанной льготой.
Суммы страховых взносов, внесенные за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, на основании п.5 ст.213 НК РФ подлежат включению в налоговую базу застрахованного физического лица, т.е. организация, перечислившая суммы страховых взносов по договорам добровольного краткосрочного страхования жизни за физических лиц, обязана исчислить, удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном ст.226 НК РФ.
Досрочное расторжение договоров негосударственного
пенсионного обеспечения или изменение условий договоров
Согласно п.2 ст.213 НК РФ в случае досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами (за исключением случаев досрочного расторжения указанных договоров по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения, а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты. Например, в случае смерти физического лица - вкладчика, заключившего договор с российским негосударственным пенсионным фондом, у наследника, расторгнувшего этот договор и получившего выкупную сумму, возникает объект налогообложения в виде положительной разницы между суммой выплаты за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом (вкладчиком), у источника выплаты.
Особенности определения налоговой базы по договорам,
заключенным с негосударственными пенсионными фондами
Федеральным законом от 7.05.98 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" регулируются правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью.
В настоящее время негосударственные пенсионные фонды и вкладчики фондов (юридические и физические лица) наиболее широко применяют две пенсионные схемы: накопительную, определяющую фиксированные пенсионные взносы, и солидарную, предусматривающую фиксированные выплаты.
Накопительная пенсионная схема
При накопительной схеме сумма пенсионной выплаты заранее не определена, участнику фонда (физическому лицу) неизвестна и зависит от размера взносов, накапливаемых на его именном счете. При солидарной схеме минимальный размер пенсии определен заранее, и на его основе рассчитывается сумма взносов в негосударственный пенсионный фонд.
Каждому, кто пользуется накопительной схемой, открывается личный аналитический пенсионный счет. Суммы пенсионных взносов, направленные на такие счета вкладчиком - физическим лицом, не могут рассматриваться в качестве его дохода. Например, если физическое лицо - вкладчик негосударственного пенсионного фонда получает заемные средства и направляет их в виде пенсионных взносов в фонд, то объекта налогообложения по суммам внесенных им пенсионных взносов не возникает. Однако с сумм материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, такой налогоплательщик обязан определить налоговую базу и исчислить и перечислить налог на доходы физических лиц посредством декларирования в порядке, установленном ст.212 НК РФ. Налог, исчисленный по ставке 35% (для физических лиц - резидентов Российской Федерации), должен быть уплачен не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Однако если вкладчиком является юридическое лицо, например работодатель, то в таком случае у физического лица возникает объект налогообложения. Согласно п.3 ст.213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, если работодатели заключают договоры добровольного пенсионного страхования (договоры негосударственного пенсионного обеспечения) при условии, что общая сумма платежей (взносов) не превысит 2 тыс. руб. в год на одного работника. В соответствии с п.2 ст.211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в интересах налогоплательщика.
Таким образом, организация, перечислившая в год 3000 руб. пенсионных взносов за своего работника, обязана с 1000 руб. исчислить, удержать и перечислить налог на доходы физических лиц по ставке 13% (для физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации) или 30% (для физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации).
Датой фактического получения дохода согласно положениям ст.223 НК РФ определяется день перечисления денежных средств (пенсионных взносов) работодателем на счет негосударственного пенсионного фонда. Удержание исчисленной суммы налога с доходов в виде суммы пенсионных взносов, превышающих установленные п.3 ст.213 НК РФ нормативы и уплаченных организацией по договорам негосударственного пенсионного обеспечения за своих работников (в нашем примере с 1000 руб.), производится согласно п.4 ст.226 НК РФ за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.
Суммы исчисленного и удержанного налога с доходов в виде пенсионных взносов перечисляются для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме, согласно п.6 ст.226 НК РФ не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога. Если участник негосударственного пенсионного фонда, в пользу которого организация-вкладчик перечислила взносы в негосударственный пенсионный фонд, не является работником организации, то установленный п.3 ст.213 НК РФ норматив на сумму уплаченных пенсионных взносов на него не распространяется, и объект налогообложения возникает в размере сумм пенсионных взносов. В данном случае, а также если организация не производит каких-либо выплат в денежной форме физическому лицу, обязанность налогового агента ограничивается положениями п.5 ст.226 НК РФ. Другими словами, при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
Инвестиционные доходы, распределяемые негосударственными пенсионными фондами на именные пенсионные счета участников, не являются объектом налогообложения у физических лиц - участников фонда, поскольку у физических лиц отсутствует право распоряжения средствами, зачисляемыми на названные счета.
При наступлении пенсионных оснований суммы пенсий, полученные физическими лицами - участниками негосударственных пенсионных фондов, не включаются в их налоговую базу согласно п.2 ст.213 НК РФ.
Солидарная пенсионная схема
При солидарной схеме для всех участников негосударственного пенсионного фонда ведется единый солидарный пенсионный счет, на котором учитываются пенсионные взносы и доход от размещения пенсионных резервов. Поскольку средства между участниками негосударственного пенсионного фонда на солидарном счете аналитического учета не разделяются, невозможно определить доход каждого участника - физического лица.
Следовательно, взносы в негосударственный пенсионный фонд, перечисляемые организацией-вкладчиком на солидарный пенсионный счет, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, так как денежные средства на этом счете до момента их персонификации по участникам договора о негосударственном пенсионном обеспечении являются собственностью фонда, а не физических лиц. При перечислении организацией средств на солидарный счет объекта налогообложения не возникает. Сумма внесенных пенсионных взносов, распределяемых на именные счета в размере, превышающем 2 тыс. руб., на основании распорядительного письма организации-вкладчика включается этой организацией в налоговую базу физических лиц - участников, имеющих пенсионные основания. Датой получения дохода в этом случае считается день перечисления пенсионных взносов на именной счет участника в соответствии с распорядительным письмом организации. Исчисление, удержание и перечисление налога производятся организацией-вкладчиком в порядке, предусмотренном пп.3-6 ст.226 НК РФ.
Поскольку действие ст.213 НК РФ равно распространяется на доходы, определенные названной статьей и полученные нерезидентами (как российскими, так и иностранными гражданами), к таким доходам применяются положения ст.213 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, не установлены иные нормы, чем предусмотренные ст.213 НК РФ. Однако если упомянутые иностранные физические лица осуществляли на территории Российской Федерации деятельность, указанную в ст.227 НК РФ, или получали доходы, предусмотренные ст.228 НК РФ, то при прекращении этой деятельности и выезде за пределы территории Российской Федерации согласно п.3 ст.229 НК РФ налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.
По суммам уплаченных пенсионных взносов налоговые агенты - организации, являющиеся источниками выплаты дохода, согласно п.1 ст.230 НК РФ обязаны вести учет по форме, установленной МНС России. Не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые агенты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, полученных в этом налоговом периоде, и суммах начисленных и удержанных налогов по форме, утвержденной МНС России. За 2002 г. формы налоговой отчетности установлены приказом МНС России от 2.12.02 г. N БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год", зарегистрированным Минюстом России 20.12.02 г. N 4058.
В случае невозможности удержания исчисленной суммы налога налоговый агент согласно п.5 ст.226 НК РФ обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика в поле 6.7 "Сумма налога, переданная на взыскание в налоговый орган" установленной формы. Такое письменное сообщение налогового агента не освобождает его от обязанности представления сведений на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций согласно п.2 ст.230 НК РФ.
Что касается сумм пенсий, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами, то, если они не подлежат налогообложению, и отражать их в налоговой отчетности не следует. В случае если суммы пенсии не освобождены от налогообложения, то они отражаются по коду 2300 "Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, кроме сумм государственных пенсий, сумм стипендий, выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктами 1, 2, 11 статьи 217 и пунктом 1 статьи 213 НК РФ".
С 1 января 2004 г. порядок налогообложения пенсионных взносов и выплачиваемых пенсий по договорам добровольного негосударственного пенсионного обеспечения изменится, что предусмотрено положениями Федерального закона от 29.05.02 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Пенсии, выплачиваемые физическим лицам по таким договорам, будут облагаться налогом на доходы физических лиц у источника выплаты.
Л. Осипчук,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 22, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71