Порядок лечения ограниченно вменяемых осужденных
требует дополнительной регламентации
Согласно ст.ст.22 и 99 УК РФ лицам, совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. В соответствии с ч.2 ст.97 УК эти меры назначаются только в случаях, когда психическое расстройство виновного связано с возможностью причинения им существенного вреда либо с опасностью для него или других лиц. Таким образом, расстройство (отклонение) психики в пределах вменяемости учитывается судом при назначении наказания и в то же время может являться медицинским основанием для назначения страдающим ими осужденным принудительных мер медицинского характера (ч.2 ст.22 УК).
Эта норма вызывает в юридической литературе острую дискуссию. Одни авторы приветствуют принудительное психиатрическое лечение ограниченно вменяемых лиц, другие, напротив, считают эту меру неэффективной.
Если заменить, как предлагают некоторые авторы, принудительные меры медицинского характера на обязательные (реабилитационные), одной из сложнейших проблем станет обеспечение психиатрического лечения при отказе от него осужденного. Ни медицинские работники, ни сотрудники правоохранительных органов не смогут принудить его к лечению.
Довод ряда авторов о том, что применение амбулаторного принудительного лечения к вменяемым правонарушителям не соответствует нормам международного права, представляется не вполне обоснованным. Эти нормы действительно запрещают принудительное лечение лиц, имеющих осознанно волевое поведение, в частности лиц ограниченно вменяемых, с немедицинскими целями. Но принудительные меры медицинского характера преследуют, конечно же, медицинские цели. Правда, в ст.98 УК сказано, что целями применения этих мер является и предупреждение совершения новых преступлений. Полагаю, впрочем, что это, возможно, неудачное положение УК непринципиально. Ведь в данном случае превентивное значение имеет прежде всего назначаемое наряду с принудительным лечением уголовное наказание.
Нормы УК о принудительных мерах медицинского характера едва ли можно признать нарушающими конституционные права человека, поскольку согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, безопасности государства.
К сожалению, реализация норм о принудительном лечении осужденных, страдающих психическими расстройствами в рамках вменяемости, связана в настоящее время с немалыми трудностями. Отсутствуют необходимые для применения указанных принудительных мер организационные структуры, недостаточно разработана соответствующая методическая база. В значительной степени осложняют их исполнение и недостатки действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера, как указано в ч.3 ст.97 УК, определяется уголовно-исполнительным законодательством и другими федеральными законами. Согласно ст.101 УИК наркоманы и алкоголики, осужденные к лишению свободы, содержатся и проходят амбулаторное лечение в лечебных исправительных учреждениях, что же касается осужденных с другими формами расстройств психики, то об их принудительном лечении ни в УИК, ни в других федеральных законах ничего не сказано.
Другой важной стороной проблемы является вопрос применения амбулаторного принудительного лечения к ограниченно вменяемым осужденным, наказание которых не связано с их изоляцией от общества. Обязанность по их лечению возлагается на психоневрологические диспансеры по месту жительства. Однако реализация этой меры вызывает немало проблем. Значительное число больных не проживает по месту регистрации, их местонахождение неизвестно. В соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 21 июля 1998 г.) к упомянутым субъектам нельзя применять недобровольные меры психиатрической помощи, так что назначенный им амбулаторный режим лечения не может быть обеспечен медицинскими работниками. Такая обязанность должна быть возложена на органы, исполняющие наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, и регулироваться нормами уголовно-исполнительного права, которые в настоящее время в УИК отсутствуют. В законе необходимо указать, какие санкции могут последовать за уклонение осужденных от прохождения амбулаторного психиатрического лечения, в каких случаях и кем они налагаются.
Указанный пробел можно устранить путем дополнения УИК статьей "Уклонение от исполнения принудительной меры медицинского характера" такого содержания:
"1. В случае уклонения лица от исполнения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества, по представлению учреждения органа здравоохранения по месту жительства осужденного, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, органом, ведающим исполнением наказания, осужденному может быть вынесено письменное предупреждение.
2. В случае злостного уклонения от исполнения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества, на осужденного может быть наложен дисциплинарный штраф в размере одного минимального размера оплаты труда".
Понятия "уклонение" и "злостное уклонение" могут быть разъяснены либо в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, либо в примечании к предлагаемой статье, например, следующего содержания:
"Примечания. 1. Под уклонением от исполнения принудительной меры медицинского характера в настоящей статье понимается повторная неявка без уважительных причин на медицинский осмотр в учреждение органа здравоохранения, ведающего исполнением принудительного лечения, после письменного предупреждения таким учреждением.
2. Под злостным уклонением от исполнения принудительной меры медицинского характера в настоящей статье понимается неявка без уважительных причин на медицинский осмотр в учреждение органа здравоохранения по месту жительства осужденного после письменного предупреждения, вынесенного органом, ведающим исполнением наказания".
В УК не разрешен вопрос о том, как быть с осужденным, у которого во время исполнения приговора обнаружилось психическое расстройство, затрудняющее отбывание наказания и достижение его целей, но не делающее его исполнение невозможным? Думается, что в этом случае по представлению администрации места лишения свободы на основании заключения медицинской комиссии с участием врача-психиатра осужденному также должны быть назначены принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра. С целью устранения указанного пробела предлагаю п."б" ч.1 ст.97 УК изложить в следующей редакции: "...у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания либо затрудняющее его отбывание и достижение его целей".
О. Зайцева,
кандидат юридических наук (г. Саратов)
"Российская юстиция", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок лечения ограниченно вменяемых осужденных требует дополнительной регламентации
Автор
О. Зайцева - кандидат юридических наук (г. Саратов)
"Российская юстиция", 2003, N 5