Ликвидация "мертвых" фирм: правовые проблемы
Ликвидация затянется на годы
Банкротить? Долго и дорого
Выход - упростить процедуру исключения из реестра
С 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц осуществляет МНС России. Серьезной проблемой для налоговых органов стало отсутствие в законодательстве эффективного механизма ликвидации фирм, не подавших в отведенный срок сведения о себе. Есть ли выход из создавшейся ситуации?
По данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 1 января 2003 года около 1,6 млн. организаций не подали в налоговые инспекции сведения о себе, как того требует статья 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Можно предположить, что в большинстве своем они фактически не ведут хозяйственной деятельности и представляют нулевую отчетность либо не сдают ее вовсе. И, разумеется, не платят налогов.
Налоговые органы вынуждены отвлекать значительные людские и материальные ресурсы на работу с "мертвыми душами": разыскивать должностных лиц, привлекать их к ответственности, добиваться уплаты санкций и т.д. Зачастую все усилия оказываются тщетными и приводят лишь к потере времени и бюджетных средств.
"Налоговые органы вынуждены отвлекать значительные людские и материальные ресурсы на работу с "мертвыми душами""
Казалось бы, вывод очевиден: ликвидировать организации, нарушающие требования законодательства. Основание - статья 61 Гражданского кодекса. Однако все не так-то просто.
Ликвидация затянется на годы
Гражданский кодекс устанавливает жесткие требования к процедуре ликвидации организаций. В статье 61 предусмотрено только два основания для этого:
1) по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами;
2) по решению суда. Но в этом случае ликвидация возможна при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- при создании организации были допущены грубые нарушения закона неустранимого характера;
- организация ведет деятельность без надлежащего разрешения - лицензии или с иными неоднократными либо грубыми нарушениями нормативных правовых актов;
- осуществляемая деятельность запрещена законом;
- если это общественная либо религиозная организация или благотворительный фонд, и он систематически ведет деятельность, противоречащую его уставным целям, и т.д.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что ликвидировать в соответствии со статьей 61 ГК РФ можно лишь действующую организацию. К организациям же, не ведущим деятельность, положения данной статьи не применимы.
Но даже если бы суды и применяли указанную статью, это было бы только началом процедуры ликвидации. Далее они должны были бы поручить учредителям организации создать ликвидационную комиссию и представить на утверждение ликвидационный баланс. Если бы учредитель не сделал этого (а в случае с "мертвыми" организациями, скорее всего, было бы именно так), у суда оставалась бы возможность назначить ликвидатора. Это разъяснено совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 N 6/8. Но ликвидатору пришлось бы платить зарплату. Хорошо, если у ликвидируемой организации есть какие-нибудь активы. Иначе все затраты легли бы на плечи государства. Поэтому применить эту процедуру к 1,6 млн. организаций, фактически не действующих и не владеющих имуществом, вряд ли получится.
Не так давно в одном из своих интервью заместитель председателя ВАС РФ В.В. Витрянский признал, что проблема с ликвидацией "мертвых душ" действительно существует. По его словам, при подготовке проекта федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" главный арбитражный суд страны предлагал соответствующие поправки. "Все учредители и участники юридических лиц, чтобы быть перенесенными в новый единый реестр, были бы обязаны представить доказательства своего фактического существования и своей деятельности, - говорит судья. - И только в случае представления таких документов они подлежали бы включению в реестр юридических лиц"*(1).
Однако эффективность такой нормы вызывает сомнения. Неясно, какими документами пришлось бы подтверждать ведение деятельности юридическим лицом. Кто и как проводил бы экспертизу подлинности представленных документов?
В том же интервью В.В. Витрянский отмечает, что "если ничего не будет изменено в законодательстве: арбитражные суды получат свыше миллиона исков о ликвидации юридических лиц либо заявлений о признании банкротом с применением упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника". Это колоссальный объем работы. Для сравнения: сегодня в арбитражных судах рассматривается всего около 700 тыс. дел в год.
Таким образом, процесс ликвидации "мертвых душ" может растянуться на долгие годы. А это означает огромные затраты на предъявление соответствующих исков, ведение дел. И все это время информация о таких организациях будет храниться как о действующих юридических лицах, засоряя базы данных.
Банкротить? Долго и дорого
Другой путь - банкротить такие организации. Ведь руководитель организации-должника отсутствует или установить место его нахождения невозможно. Тогда заявление о признании отсутствующего должника банкротом может подать конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Причем независимо от размера кредиторской задолженности. Это правило установлено в статье 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
По делам о банкротстве от имени Российской Федерации требования об уплате обязательных платежей и других денежных обязательств выдвигает Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству. Об этом говорится в пункте 1 постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 100. Казалось бы - ей и карты в руки. Однако и здесь есть свои "но".
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченный орган может подать только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (ст.227 Закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Порядок и условия финансирования процедур банкротства, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяет Правительство РФ. Однако трудно представить правительственное постановление, которое устанавливало бы порядок финансирования при предъявлении заявлений о банкротстве отсутствующего должника уполномоченными органами. И уж совсем маловероятной представляется строка в бюджете, что определенная сумма выделяется для осуществления банкротства в качестве отсутствующего должника 1,6 млн. юридических лиц. Это во-первых.
Во-вторых, за весь 2001 год арбитражные суды успели рассмотреть 37 тыс. заявлений о банкротстве отсутствующего должника. Как и в какие сроки такие дела будут рассматриваться в отношении 1,6 млн. организаций, остается только гадать.
Выход - упростить процедуру исключения из реестра
Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Представляется, что для разрешения проблемы надо разработать упрощенную процедуру исключения "мертвых" организаций из Единого государственного реестра юридических лиц. В законодательство необходимо внести соответствующие изменения.
Подспорьем может стать опыт других государств. Упрощенная процедура ликвидации недействующих организаций существует в Швеции и Великобритании. В этих странах непредставление в течение полугода в регистрирующий орган отчета служит основанием для внесения в реестр записи о ликвидации организации. Естественно, организация может оспорить это решение в суде.
"Упрощенная процедура ликвидации недействующих организаций существует в Швеции и Великобритании"
В нашем случае процедура могла бы быть такой. На основании данных банков и собственной информации налоговые органы публикуют перечень организаций, не представивших сведения о себе. Затем в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись об исключении таких лиц из государственного реестра. Сведения об этом представляются во внебюджетные фонды и другие ведомства. Если организация, исключенная из государственного реестра, все же заявит о себе, на основании решения суда либо налогового органа запись о ее исключении из реестра будет отменена.
Подобный порядок не ущемляет права организаций и позволяет создать систему сбора достоверной информации об организациях, ведущих деятельность на территории России.
Н.А. Захарова,
советник налоговой службы РФ III ранга,
Департамент регистрации юридических лиц
и учета налогоплательщиков МНС России
"Российский налоговый курьер", N 9, май 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конищева Т. Регистрация пройдет по-новому // Российская Бизнес-газета, 2002, N 28, 23 июля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99