Акцизы по нефтепродуктам: семь поправок в Кодекс
Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ в главу 22 Налогового кодекса, сулили Псковской области заметную экономическую выгоду. Область наша приграничная, протяженность дорог - 9,3 тыс. км. Поток транзитного транспорта - потребителя нефтепродуктов -довольно интенсивный. Учитывая это, псковские дорожники запланировали получить от акцизов в 2003 году 300 млн. руб.
Казалось бы, "налоговая справедливость" восторжествовала. Но почему-то для содержания дорог в Псковской области все еще вынуждены брать кредиты. Дело в том, что поправки, внесенные в Кодекс, не учли особенностей таких регионов, как наш.
Во-вторых, около 30% их объема продают небольшие предприятия, не являющиеся собственниками заправок, а всего лишь арендующие их. Собственники же зарегистрированы в других регионах. А по закону только они должны платить акцизы, причем по месту своей регистрации.
Наконец, в-третьих, Кодекс не обязывает продавцов нефтепродуктов получать соответствующее свидетельство, а без него они, как известно, не являются плательщиками акцизов. Фактически собственникам АЗС позволено по своему усмотрению решать - платить или не платить акцизы.
Безусловно, наше Управление и инспекции совместно с областной администрацией, областным Собранием депутатов, а также территориальным дорожным комитетом ведут разъяснительную (и не только разъяснительную) работу, направленную на то, чтобы как можно больше продавцов нефтепродуктов получили свидетельство. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, в порядке законодательной инициативы областным Собранием депутатов направило на рассмотрение в Госдуму пакет предложений по внесению семи поправок в законодательство.
1. Сделать свидетельство обязательным (в том числе для лиц, приобретающих нефтепродукты для своего потребления). За уклонение от их получения и представление недостоверных сведений предусмотреть ответственность.
2. Свидетельства выдавать организациям и предпринимателям, имеющим мощности по производству, отпуску, хранению нефтепродуктов как в собственности, так и в аренде, а также в случае реализации нефтепродуктов оптом с железнодорожных цистерн (при отсутствии емкостей для хранения).
3. Установить порядок исчисления акцизов при транзитных операциях с нефтепродуктами.
4. Чтобы исключить возможность двойного налогообложения, включение суммы акцизов в цену реализации топлива покупателю, имеющему свидетельство, рассматривать как нарушение и установить за это ответственность.
5. Нулевую ставку на прямогонный бензин поднять до уровня, установленного по бензину с октановым числом до 80 включительно.
6. Установить, что при реализации нефтепродуктов по договору комиссии (поручения, агентскому) акциз уплачивается в бюджет по месту фактической реализации нефтепродуктов посредником.
7. В абзаце 4 пункта 5 статьи 179.1 НК РФ конкретизировать виды технологического оборудования, за нарушения при использовании которого налоговые органы могут приостановить действие свидетельства.
Справка : Псковская область
Количество инспекций: 12, в программе модернизации налоговых органов не участвуют.
Численность налогоплательщиков: 536 633, в том числе 13 557 организаций и 523 076 граждан (по состоянию на 1 января 2003 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2002 год: 4480,8 млн. руб. (121,3% от аналогичного показателя 2001 года).
Сайт: www.r60.nalog.ru
В.Н Гоголев,
руководитель Управления МНС России по Псковской области,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
"Российский налоговый курьер", N 9, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99