Акцизы по нефтепродуктам: выдача свидетельств
С марта 2003 года действует новый порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Он утвержден приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52. Порядок устанавливает правила выдачи, отказа в выдаче, приостановления, возобновления действия и аннулирования свидетельств. Свидетельства, выданные до вступления в силу приказа, не отменяются и действительны до окончания срока их действия.
Получатели свидетельства
Как известно, до 1 января 2003 года акцизы по автомобильному бензину, дизельному топливу и моторным маслам уплачивали только производители. С 1-го же января акцизы по нефтепродуктам должны перечислять в бюджет не только производители, но и покупатели (получатели) горюче-смазочных материалов, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Свидетельство не является документом, предоставляющим право организациям и индивидуальным предпринимателям на осуществление того или иного вида деятельности. Операции с нефтепродуктами они могут совершать и без него. Свидетельство лишь позволяет применять вычет по акцизам и выдается сроком на один год отдельно на каждый вид деятельности: производство нефтепродуктов, оптовая, оптово-розничная и розничная реализация нефтепродуктов.
Напомним, что до внесения изменений в статью 179.1 Кодекса Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ основным требованием для получения свидетельства являлось наличие в собственности соответствующих мощностей.
Например, производителям нефтепродуктов свидетельства выдавались при наличии у них в собственности мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов. Оптовикам - при наличии мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов.
Для получения свидетельств на оптово-розничную торговлю необходимо было иметь в собственности мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов, а также по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок. А на розничную торговлю - мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок.
С принятием Закона N 191-ФЗ перечень лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей), имеющих право на получение свидетельств, расширился.
В настоящее время свидетельства могут получить не только собственники соответствующих мощностей, но и организации, которые распоряжаются такими мощностями на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.
Кроме того, свидетельства выдаются организациям, владеющим более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, имеющих в собственности соответствующие мощности.
Оптовые и оптово-розничные продавцы нефтепродуктов (акционерные общества, имеющие в уставном капитале долю государства не менее 50%) могут получить свидетельство даже в том случае, если они арендуют соответствующие мощности, являющиеся государственной собственностью.
Следует отметить, что изменения коснулись и собственников подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья. Таким сырьем, к примеру, является сырая нефть, газовый конденсат, попутный нефтяной газ, природный газ, горючие сланцы, уголь и т.д.
С введением в действие нового порядка для получения свидетельства на оптовую реализацию нефтепродуктов собственнику сырья достаточно заключить договор с переработчиком на оказание услуг по переработке сырья.
Какие документы нужны для получения свидетельства
Новый порядок выдачи свидетельств повлек за собой изменение в перечне документов, необходимых для получения свидетельств.
Какие же документы требуются для этого?
Во-первых, налогоплательщик должен подать заявление в двух экземплярах в управление МНС России того субъекта Российской Федерации, на территории которого он состоит на учете.
Крупнейшие налогоплательщики подают заявление в межрегиональную инспекцию МНС России, если состоят на учете в ней.
Предусмотрены две формы образца заявления: одна для организации (приложение 1), другая для индивидуального предпринимателя (приложение 2). Они утверждены приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52. Новая форма заявления претерпела некоторые изменения, в ней сократилось количество обязательных реквизитов. Не требуется, например, как раньше, указывать расчетный счет в обслуживающем банке.
Для получения свидетельства на осуществление нескольких видов деятельности достаточно подать одно заявление. В этом случае в заявлении в таблице "Заявляемые виды деятельности и виды нефтепродуктов" по строке, соответствующей заявляемым видам деятельности, отмечаются марки (номенклатура) нефтепродуктов, с которыми предполагается осуществлять указанный вид деятельности.
Во-вторых, помимо заявления налогоплательщик должен подать сведения о наличии соответствующих мощностей. Для этого в зависимости от вида деятельности заполняется одно из приложений к заявлению (приложения 3-6.)
В-третьих, вместе с приложениями налогоплательщики представляют надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на эти мощности. Такими документами на сегодняшний день для недвижимого имущества являются надлежащим образом заверенные копии свидетельств о государственной регистрации прав на имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если мощности находятся у налогоплательщика на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, в инспекцию следует представить копии свидетельств регистрации права хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на недвижимое имущество либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также должны быть подтверждены документально.
Если соответствующие мощности относятся к движимому имуществу, вместе с заявлением на получение свидетельства налогоплательщик должен представить надлежащим образом заверенные копии иных документов, которые устанавливали бы право собственности на это имущество. Таким документом может быть договор купли-продажи имущества.
Как мы сказали, получить свидетельство (любое) может лицо, у которого нет собственных мощностей, но они есть в собственности организации, где это лицо владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) или голосующих акций.
В этом случае лицо, обратившееся за свидетельством, должно подтвердить право собственности организации на указанное имущество, а также свою долю в капитале организации.
Напомним, что на оптовую и оптово-розничную торговлю нефтепродуктами свидетельство могут получить арендаторы соответствующих мощностей, находящихся в государственной собственности. Для этого необходимо представить в инспекцию договор аренды мощностей.
Собственник давальческого сырья вместо перечисленных выше документов может сдать нотариально заверенную копию договора на оказание услуг по переработке сырья. На копии должна стоять отметка налоговой инспекции по месту нахождения организации, осуществляющей переработку сырья. Отметкой является штамп и подпись должностного лица инспекции. Иные требования к данному договору Налоговым кодексом не предусмотрены.
Заявление о выдаче свидетельства и приложения к нему можно заполнить вручную или на компьютере. Заявление подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и заверяется печатью организации либо индивидуального предпринимателя (если она у него есть).
Заявление со всеми прилагаемыми документами можно представить в налоговую инспекцию лично или послать ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
На заявлении ставится штамп инспекции с отметкой "Получено" и с указанием даты получения. Один экземпляр заявления либо вручается в руки лицу, подавшему его, либо отправляется по почте не позднее пяти дней с даты получения заявления.
В течение 30 дней с момента представления заявления и прилагаемых к нему документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство или уведомить заявителя об отказе в выдаче.
Важно отметить, что изменился не только порядок выдачи свидетельств, но и их содержание. Например, к прежним реквизитам, которые указывались в свидетельствах, добавились реквизиты документов (наименование, номер, дата и место выдачи), подтверждающих право собственности или право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на соответствующие мощности, а также их местонахождение. Если используются арендованные мощности или получателем свидетельства является собственник давальческого сырья, в свидетельстве фиксируются реквизиты договора аренды или договора на оказание услуг по переработке давальческого сырья. А из прежних показателей об объемах мощностей в действующей редакции свидетельств остался лишь один из таких показателей - количество топливораздаточных колонок.
Когда приостанавливаются или аннулируются свидетельства
Еще одно немаловажное изменение в порядке выдачи свидетельств -разграничение оснований для аннулирования свидетельств и приостановления их действия. Чем оно вызвано? Дело в том, что в предыдущей формулировке этой нормы Налогового кодекса основания для приостановления действия свидетельств и их аннулирования были одинаковыми.
Итак, налоговые органы могут приостановить действие свидетельств, если:
- налогоплательщик не выполнил положения действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов (например, исчисление налоговой базы);
- покупатель (получатель) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов не представил реестры счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции. В этом случае приостанавливается действие свидетельства не продавца, а покупателя (получателя) подакцизных нефтепродуктов;
- технологическое оборудование по производству, хранению и реализации нефтепродуктов не оснащено контрольными приборами учета их объемов или оснащено вышедшим из строя контрольным и учетно-измерительным оборудованием.
Срок действия свидетельства на время приостановления не продлевается. Например, свидетельство выдано на один год и действие его прекращается 1 марта 2004 года. Если в течение года свидетельство приостанавливалось, скажем, на три месяца, срок его действия все равно истекает 1 марта 2004 года.
Согласно предыдущей редакции статьи 179.1 НК РФ приостановить действие свидетельства мог и сам налогоплательщик, подав в инспекцию соответствующее заявление. Из действующей редакции статьи следует, что по заявлению налогоплательщика проводится только аннулирование свидетельства.
Кроме того, налоговая инспекция может аннулировать свидетельство:
- при передаче налогоплательщиком выданного свидетельства иному лицу;
- в случае завершения реорганизации организации, если она утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;
- при завершении реорганизации организации в форме выделения или разделения;
- в случае изменения наименования организации (фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя) или места нахождения (места жительства индивидуального предпринимателя).
Свидетельство считается аннулированным с даты принятия решения налоговой инспекцией. Если аннулирование происходит по инициативе налогоплательщика, свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении. Но не ранее даты подачи заявления (п.22 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами).
Т.К. Подгорная,
советник налоговой службы РФ III ранга,
Департамент косвенных налогов МНС России
"Российский налоговый курьер", N 9, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99