Время назад
Спросите у любого юриста, с какого момента следует считать сделку недействительной, и получите ответ: с момента ее совершения. Это правило общее, распространяется как на ничтожные, так и на оспоримые сделки. Однако если для ничтожной сделки это прямо установлено в п.1 ст.167 ГК РФ, то по вопросу о том, имеет ли признание оспоримой сделки недействительной "обратную силу", существуют различные мнения.
До признания оспоримой сделки недействительной судом она считается действительной и порождает правовые последствия для сторон. Из этого обстоятельства многие исследователи и правоприменители сделали вывод о том, что поскольку нельзя признать оспоримую сделку недействительной на прошлое время, то она признается недействительной только с момента вынесения решения суда*(1).
Практика, соответствующая такому пониманию момента признания недействительной оспоримой сделки, не заставила себя долго ждать. Так, ФАС Московского округа отказался удовлетворять жалобу, в которой кассатор просил признать недействительной сделку, совершенную без лицензии. Единственный довод суда заключался в следующем: "Суды исходят из тех обстоятельств, что, если во время совершения сделки лицо не имело лицензии, а на момент рассмотрения спора она была получена, оснований для признания сделки недействительной нет"*(2). Аналогичную позицию занимали и суды других округов. Например ФАС Северо-Кавказского округа согласился с решением суда первой инстанции, которым было отказано в иске налоговой инспекции о признании недействительными сделок по реализации в течение длительного времени вино-водочной продукции без лицензии. Суд также мотивировал свое решение тем, что ответчиком необходимая лицензия была получена ко времени рассмотрения дела в суде*(3).
Оправдание такой практики мы находим у ряда исследователей: "Отсутствие лицензии в момент заключения и исполнения договора делает его оспоримым и, если к моменту рассмотрения спора в суде лицензия не будет получена, имеются все основания для признания его недействительным. Ведь в таком случае сторона договорных отношений выходит за пределы своей правосубъектности. Имея же лицензию к моменту рассмотрения спора, она тем самым подтверждает полноту правоспособности, в том числе и в отношении лицензируемой деятельности, которая стала предметом заключения сделки"*(4).
Мы категорически не согласны с таким подходом. В учебниках по гражданскому праву советского периода специально уделялось внимание вопросу о моменте, с которого сделка признается недействительной. В.А. Мусин писал, "поскольку суд по основаниям, указанным в законе, признает такого рода сделку недействительной (имеется в виду оспоримая сделка. - Прим. авт.), моментом недействительности является не время вынесения судебного решения, а время заключения сделки. В данном случае судебное решение для недействительной сделки имеет своего рода обратную силу на основании прямого указания закона"*(5). Это утверждение прекрасно объясняет ошибочность теории и порочность практики о признании действительной безлицензионной сделки, стороной которой к моменту рассмотрения судебного спора получается нужная лицензия. Да, действительно, законодательство в ряде случаев допускает исцеление (реабилитацию) недействительной сделки. Так, сделка, заключенная органом юридического лица с превышением своих полномочий, установленных учредительными документами, является недействительной (ст.174 ГК). Но если такая сделка получает одобрение высшего руководящего органа юридического лица, в пользу которого были установлены ограничения, то сделка признается действительной*(6). Однако применительно к сделкам, совершенным без лицензии, отсутствуют какие-либо упоминания в законе о возможности устранения порока, вызвавшего недействительность сделки. Поэтому по искам о признании сделки совершенной без лицензии недействительной рассматривается вопрос о том, имелась ли у ответчика лицензия в момент совершения сделки, а не в момент рассмотрения дела в суде.
Д. Семенкин,
юрист ООО "Дальрефсервис"
"эж-ЮРИСТ", N 9, март 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая. / Под ред. О.Н. Садикова. М., Юридическая фирма Контракт; Инфра М, 1997.; Научно-практический комментарий к ч.1 ГК РФ для предпринимателей. М., Изд-во "Спарк", 1999 С.297.
*(2) Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2000 N КГ-А40/1644-00.
*(3) Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2000 N Ф08-3454/2000.
*(4) С. Зинченко, Б. Газарьян. "Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства" // Хозяйство и право. 1997. N 2.
*(5) Советское гражданское право. Часть 1. Отв. ред. В.Т. Смирнов, Ю.К. Толстой, А.К. Юрченко. Изд-во Ленинградского ун-та. 1982 г. С.168 (автор главы - В.А. Мусин).
*(6) Постановление Пленума ВАС РФ от 14.05.98 N 9 "О некоторых вопросах применения статьи 174 ГК РФ при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru