Вопросы и ответы
На основании каких положений налогового законодательства привлекается к ответственности физическое лицо в случае непредставления им специальной декларации?
В соответствии с п.2 ст.86.3 части первой Налогового кодекса РФ физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, обозначенного в требовании налогового органа.
Данное требование направляется физическому лицу в случае, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или если налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период. При этом налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.
Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих указанные в ней сведения. Кроме того, налогоплательщику целесообразно вести учет произведенных в течение календарного года крупных расходов в целях безопасности и соблюдения своих прав.
Необходимо отметить: форма специальной декларации разрабатывается Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ.
Как следует из положений ст.86.1-86.3 НК РФ, предоставление специальной декларации является одним из важнейших элементов особого вида налогового контроля за расходами физического лица, позволяющего установить соответствие крупных расходов этого лица его доходам.
На основании ст.86.1 НК РФ к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:
недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, сберегательные сертификаты;
культурные ценности;
золото в слитках.
Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, указанного в ст.86.1, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество. Однако при осуществлении налогового контроля за расходами физического лица налоговые органы обязаны действовать в рамках предоставленной компетенции в соответствии с положениями ст.30-33 НК РФ.
Расскажите, пожалуйста, о порядке возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля.
Статья 53 Конституции РФ закрепляет право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
Согласно ст.103 части первой НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям, либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Важно отметить, что при возмещении расходов, которые лицо произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), указанные расходы должны носить некомпенсируемый характер, т.е. источником их финансирования должна быть прибыль налогоплательщика (постановления Президиума ВАС РФ от 15 сентября 1998 г. N 3430/98 и от 13 октября 1998 г. N 5007/98).
Для взыскания с налоговых органов и их должностных лиц убытков в виде упущенной выгоды следует установить меры, направленные на приготовление к извлечению доходов, отсутствие задолженности по расчетам с кредиторами и возможности реального получения доходов, а также наличие причинной связи между списанием суммы и возникновением убытков (постановления Президиума ВАС РФ от 30 июля 1996 г. N 5059/94 и от 4 марта 1997 г. N 4520/96).
За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Общий порядок возмещения вреда регулируется положениями ст.15 и 16 Гражданского кодекса РФ и вытекающими из них нормами ст.35 и 37 НК РФ.
Налоговый кодекс не предусматривает особый порядок процедуры предъявления требований о возмещении убытков. При наличии спора возмещение убытков осуществляется в судебном порядке в соответствии с требованиями гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.
В каких случаях допускается внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию?
Согласно п.1 ст.81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
В случае, когда налогоплательщик подал указанное заявление до истечения срока подачи декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
Если заявление было подано после истечения срока подачи декларации, но до срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если это заявление было сделано до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом вышеуказанных обстоятельств, либо о назначении выездной налоговой проверки.
При предоставлении заявления после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога налогоплательщик освобождается от ответственности, если это заявление сделано им до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Расскажите, пожалуйста, по истечении каких сроков, предусмотренных налоговым законодательством, не может производиться взыскание санкций за ранее совершенный налоговые правонарушения.
Статьями 113 и 115 части первой Налогового кодекса РФ предусмотрено два срока, по истечении которых не может производиться взыскание санкций за совершенные налоговые правонарушения: давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и давность взыскания налоговых санкций.
Согласно ст.113 лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.
Истечение срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст.120 и 122 НК РФ.
Истечение срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст.120 и 122 (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата сумм налога).
Пленум ВАС РФ в п.36 постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 подчеркнул, что моментом привлечения лица к налоговой ответственности признается дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном порядке и в соответствующие сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.
На основании положения п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение судам необходимо проверять, не истек ли установленный п.1 ст.115 НК РФ срок для обращения налоговых органов в суд. При этом следует иметь в виду, что данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению; в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В соответствии с п.37 ранее упомянутого постановления N 5 исчисление указанного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки либо при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении лицами, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, налоговых правонарушений. В последнем случае акт составляется в силу ст.101.1 НК РФ.
При отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, на при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом соответствующего постановления. Это требование применяется только в отношении налогоплательщиков- физических лиц. При привлечении же к ответственности должностных лиц, когда к налоговой ответственности привлекается организация-налогоплательщик, указанный срок не применяется.
В каком порядке и на каких условиях предоставляется налоговый кредит?
Согласно положениям ст.65 НК РФ налоговый кредит представляет собой самостоятельный способ изменения уплаты налога. Он может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в подп.1-3 п.2 ст.64. К таким основаниям относятся:
причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом госзаказа;
угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.
Если налоговый кредит предоставлен по последнему основанию, то проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период договора о налоговом кредите; а если по иным указанным основаниям - проценты на сумму задолженности не начисляются.
Статьей 65 определено, что налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом. Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием заключения договора о налоговом кредите. Он должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения. Причем с момента предоставления налогового кредита пени, предусмотренные ст.75 НК РФ, не начисляются.
Подача и рассмотрение указанного заявления, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и сроки, предусмотренные ст.64.
Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. При этом договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит); срок действия договора; начисляемые на сумму задолженности проценты; порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.
Копия договора предоставляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
В чем заключаются особенности проведения налоговыми органами встречных налоговых проверок?
Согласно п.2 ст.87 НК РФ в случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникнет необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сборов), связанной с иными лицами, налоговый орган вправе истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 24 июня 1997 г. N 4569/96 указано, что нарушения налогового законодательства, выявленные при проведении встречной налоговой проверки у одного налогоплательщика, не могут являться доказательство неправомерных действий у другого налогоплательщика, если последний действовал правомерно.
Важно подчеркнуть, что Налоговый кодекс детально не регламентирует процедуру назначения и проведения встречных налоговых проверок, поэтому прежде всего они должны осуществляться в соответствии с требованиями ст.89, регулирующей порядок истребования документов у налогоплательщика. Кроме того, параллельная проверка организации, где проводится встречная проверка, возможна только в случае соблюдения основных положений ст.89, определяющей процедуру проведения выездной налоговой проверки.
Н.В. Герасименко,
кандидат юридических наук,
научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", 2003, N 5