Идея вычетов на грани срыва
Момент предоставления вычетов
В соответствии со ст.219-220 НК РФ данные вычеты предоставляются налогоплательщикам "на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода". Согласно ст.216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год. Это означает, что гражданин, реализующий право на вычеты, имеет шанс на частичное возмещение из бюджета суммы налога не ранее чем в середине следующего года. В результате разница во времени между моментом произведения расходов и моментом реального возмещения доходов составляет от шести месяцев до полутора лет.
Учитывая влияние инфляции, фактически налогоплательщику будет возвращена сумма на 20-30% меньше, чем заявлено в НК РФ. В связи с этим можно предположить, что многие законопослушные граждане вообще откажутся от идеи получения налоговых вычетов.
Специалисты по налогам и налогообложению предлагают следующие варианты изменения ситуации.
По мнению советника налоговой службы II ранга к. э. н. С. Рагимова, существуют два пути решения сложившейся проблемы:
- законодательно закрепить положение о том, что сумма возвращаемого в связи с вычетами налога должна индексироваться с учетом темпов инфляции за период, прошедший между фактически произведенными расходами и моментом возврата из бюджета соответствующей части налога;
- налогоплательщики должны иметь возможность реализовать свои права на вычеты и соответственно на возврат части налога не по окончании налогового периода, а по окончании ближайшего отчетного периода*(1).
На основе высказанной позиции предлагаем следующие изменения по совершенствованию норм главы 23 НК РФ.
Целесообразно законодательно закрепить возможность налогоплательщика реализовать свое право на социальные и имущественные вычеты по окончании месяца, в котором произведены расходы, дающие право на такие вычеты.
Технически это может быть реализовано, поскольку в соответствии с п.1 ст.230 НК РФ "налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ". Форма, в которой ведется такой учет, утверждена Приказом МНС РФ от 02.12.2002 N БГ-3-04/686. Этой формой является налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ). Так как порядок заполнения формы N 1-НДФЛ предусматривает помесячное отражение данных о доходах и налоге, налогоплательщик имеет возможность взять у своего налогового агента (работодателя) необходимые для получения вычета документы не по окончании, а в течение налогового периода.
Существует точка зрения, что было бы юридически некорректно давать возможность налогоплательщикам реализовывать право на вычеты до окончания налогового периода. По нашему мнению, сегодняшние юридические конструкции главы 23 НК РФ в части уплаты налога и предоставления налоговых вычетов во многом являются игрой в ворота налогоплательщика. Согласно ст.55 НК РФ "под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи". В то же время в главе 23 НК РФ вообще отсутствуют такие понятия, как "отчетный период" или "авансовые платежи". Это, тем не менее, не мешает возлагать на налоговых агентов обязанности по исчислению налога по итогам каждого месяца и удерживать начисленную сумму налога при фактической выплате доходов (ст.226 НК РФ).
Механизм получения вычетов следует логически увязать с нормами ст.78 НК РФ. Возможность использования в данном случае норм ст.78 НК РФ подтверждается ссылками на нее (а именно на п.8) в Письме МНС РФ от 04.02.2002 N СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах" при определении допустимых сроков заявления социальных налоговых вычетов.
Инфляцию не заморозят
В настоящее время в главе 23 НК РФ содержится большое количество абсолютных величин, выраженных в рублях РФ. Считаем необходимым законодательно закрепить проведение ежегодной корректировки этих величин в соответствии с индексом потребительских цен, рассчитываемым Госкомстатом РФ*(2). Для учета влияния инфляции предлагается следующий механизм. Размеры абсолютных показателей (необлагаемые доходы, полученные по основаниям, которые указаны в п.28 ст.217 НК РФ; величины вычетов и т.д.), которые фигурируют в настоящее время в главе 23, были установлены в 2000 году и начали действовать с 01.01.2001. Таким образом, эти величины были определены законодателем на 2001 год. Скорректировав их на опубликованные и прогнозируемые индексы потребительских цен (18,6% в 2001 году, 15,1% в 2002 году и 12% в 2003 году), получаем набор абсолютных показателей, которые должны начать применяться с 01.01.2004. Например, величина социального вычета на образование, составляющая сегодня 25 000 руб. с учетом трехлетней инфляции, должна составить 38 000 руб.
В дальнейшем указанные в главе 23 НК РФ абсолютные величины следует ежегодно корректировать (умножать) на коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен за прошедший год. Аналогичный порядок уже реализован в главе 26.3 НК РФ (Единый налог на вмененный доход) - используется корректирующий коэффициент-дефлятор К3. По мнению экспертов (среди которых и сотрудники налоговых органов), если в ближайшее время законодатель не изменит правила возмещения налога на доходы физических лиц с учетом действия инфляции и сохранит лаг между сроками фактических расходов налогоплательщика и возмещения ему части налога, то для большинства граждан идея вычетов будет дискредитирована*(3).
С. Широков,
депутат Госдумы,
член Комитета по бюджету и налогам
А. Артемьев,
финансовый консультант
некоммерческого партнерства
"Черноморский культурный альянс"
"эж-ЮРИСТ", N 10, март 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рагимов. С. Социальные вычеты: миф и реальность. Экономика и жизнь, N 9 2002, с.24.
*(2) В данном случае можно использовать индекс потребительских цен, который сообщает Госкомстат в соответствии с Положением о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен (утверждено постановлением Госкомстата РФ от 29.06.95 N 79) либо показатели инфляции, публикуемые Госкомстатом.
*(3) Рагимов С. Социальные вычеты: миф и реальность. Экономика и жизнь, N 9, 2002, с.24.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru