Фондовые биржи - жизнь после жизни
Мы продолжаем тему, начатую в "эж-ЮРИСТ" N 7 за 2003 год, об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 22.04.96 N 39 ФЗ "О рынке ценных бумаг". Государство уделяет громаднейшее внимание привлечению в российскую экономику инвестиций, в том числе западных. Данный вопрос в большой степени зависит от состояния развития инфраструктуры фондового рынка и системы правового регулирования этой сферы деятельности. Главным элементом этой инфраструктуры являются фондовые биржи, и от того, насколько хорошо организована система торговли ценными бумагами, зависит эффективность функционирования рынков капитала в целом.
Немного истории
История рынков ценных бумаг в экономически развитых странах насчитывает не одну сотню лет, в то время как организованному российскому рынку ценных бумаг чуть более десяти лет.
Правовые основы его функционирования были заложены постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 N 78 "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР" (далее - Постановление).
Указанным Постановлением были определены ключевые понятия, а также сформулированы основные принципы построения и функционирования "организованного" рынка ценных бумаг, многие из которых остались незыблемыми и сейчас.
В соответствии с п.55 раздела VI Постановления фондовой биржей называлась организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги) и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.
Теперь многие положения Постановления, появившегося в период слаборазвитого законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, вызывают улыбку.
Определяя организационно-правовую форму биржи, п.55 говорит, что фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и при этом является некоммерческой организацией, не преследующей цели получения собственной прибыли. А пункт 61 Постановления определял, что членами биржи могут быть государственные исполнительные органы, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами.
Несмотря на это, Постановление содержало нормы, устанавливающие основные принципы деятельности бирж, которые не изменились и сейчас - деятельность фондовых бирж лицензируется и регулируется государством, а торговля на бирже ведется только между членами биржи.
Дальнейшее развитие положения о деятельности биржи получили в ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон), появившемся в 1996 году.
Статья 9 Закона вводит такой вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как организатор торговли.
Согласно названной статье организатором торговли признается организация, предоставляющая услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Деятельность фондовых бирж
Статья 11 Закона дает новое определение фондовой бирже. Теперь фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.
При этом Закон вводит ограничения на организационно-правовую форму, в которой может биржа создаваться: это только некоммерческое партнерство.
Биржа наделяется контрольно-регулирующими функциями. В свою очередь, деятельность бирж теперь регулируется не постановлениями Правительства РФ, а Законом и правовыми актами регулирующего органа - ФКЦБ России.
Новеллы
Федеральным законом от 28.12.2002 N 185-I в Закон были внесены существенные изменения, касающиеся деятельности фондовых бирж.
Статья 2 Закона в новой редакции определяет, что публичное обращение ценных бумаг - обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
В то же время не претерпело изменений определение деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. По-прежнему оно имеет слишком общий характер и не содержит конкретных сущностных признаков, необходимых для отнесения той или иной деятельности к деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Однако существенно изменилась гл.3 Закона, посвященная деятельности непосредственно фондовой биржи.
Теперь биржа может быть образована не только в виде некоммерческого партнерства, но и акционерного общества. При этом введены количественные ограничения на долю участия одного акционера (члена биржи).
Такое расширение видов организационно-правовой формы биржи соответствует мировой тенденции, направленной на коммерциализацию торговых систем. Преобразование фондовых бирж из некоммерческих организаций в корпорации на сегодняшний день является широко распространенным явлением. Более того, в последнее время заметно появление новой тенденции - преобразования фондовых бирж в открытые акционерные общества с продажей их акций широкому кругу инвесторов. Основаниями данных преобразований явились возрастающая конкуренция фондовых бирж, увеличение числа альтернативных фондовым биржам организаторов торговли (в основном посредством электронных торговых систем), развитие новых технологий торговли ценными бумагами, способствующих автоматизации осуществления биржевых операций и облегчения доступа инвесторов к биржевым торгам.
Существовавшая ранее единственная организационно-правовая форма (некоммерческое партнерство) не позволяла фондовым биржам развиваться должным образом. Предполагается, что данное нововведение позволит повысить уровень прозрачности деятельности фондовой биржи, привлечь дополнительное финансирование для развития биржевых технологий, вывести на новый уровень качество услуг по организации торговли ценными бумагами.
Существенно изменился набор финансовых инструментов, которые могут обращаться на бирже. Теперь в соответствии со ст.14 Закона к торгам на фондовой бирже могут быть допущены соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения.
Статьями 13 и 14 Закона усилены контрольно-регулятивные функции биржи.
Сегодня контроль за эмитентами ценных бумаг осуществляется посредством определения порядка допуска ценных бумаг эмитента к торгам, а также последующего наблюдения за соответствием эмитента установленным требованиям (по раскрытию информации, по ведению реестра акционеров общества, соблюдению стандартов подготовки и раскрытию финансовой отчетности и т.д.). Статьей 1 Закона закреплены понятия листинга и делистинга.
Следующая важная функция фондовой биржи - контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Главным образом контроль здесь осуществляется посредством допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к биржевым торгам. Для того чтобы принять участие в торгах, профессиональный участник должен соответствовать требованиям, предусмотренным правилами допуска участника рынка ценных бумаг к торгам, зарегистрированными в ФКЦБ России. Далее контроль осуществляется в процессе заключения участниками биржи сделок с ценными бумагами и исполнения этих сделок.
Еще одна существенная функция - контроль за добросовестностью сделок на торговой площадке. Данная функция реализуется путем определения порядка заключения и исполнения сделок, правил, ограничивающих манипулирование ценами и иными мерами. Все вышеизложенное, безусловно, скажется положительно на динамике роста российских рынков капитала и процессов, направленных на интеграцию в мировые экономические системы.
А. Каширин,
эксперт-консультант РО ФКЦБ России в ЦФО,
ведущий юрисконсульт РГГУ
"эж-ЮРИСТ", N 10, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru