Конкурс: условия будут объявлены дополнительно
Постановлением Правительства РФ N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"*(1) были утверждены Правила "Проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов"*(2). В этой связи начиная с 2003 г. хозяйствующие субъекты для проведения обязательного аудита будут привлекать исключительно аудиторов, прошедших соответствующий конкурс. Процедура для многих новая, и как следствие на практике могут возникнуть сложности.
Небесспорные решения
Вопрос первый - необходим ли конкурс во всех случаях проведения аудита? Один из таких случаев, помимо ежегодного, установлен ч.2 п.5 ст.103 ГК РФ - "Аудиторская проверка деятельности акционерного общества Е должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов". Однако из смысла и содержания Правил (п.1.) следует, что они регламентируют только обязательный ежегодный аудит.
Проведение конкурса во всех случаях представляется нецелесообразным, если это специально не оговорено нормативными актами. На практике вполне возможны ситуации, когда в одном и том же хозяйствующем субъекте проводится аудит различными аудиторами, и один (или несколько) из них не избирался в результате конкурса. Например, хозяйствующий субъект проводит обязательный ежегодный аудит и в то же время в целях получения крупного кредита проводит аудит самостоятельно привлеченным аудитором или аудитором, привлеченным банком, причем периоды времени, за который проводится аудит, могут даже совпадать.
Вопрос второй - подлежит ли аудиторской проверке деятельность в 2002 г. только лишь избранным в результате конкурса аудитором? При решении данного вопроса, по нашему мнению, стоит исходить из следующего.
Постановление N 409 было принято Правительством РФ 12 июня 2002 г., текст опубликован в "Российской газете" от 22 июня 2002 г. N 111. Годовые общие собрания акционеров в 2002 г., на которых в соответствии с требованиями ч.3 п.1 ст.47 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" были утверждены аудиторы обществ на 2002 г., проводились в разное время. Это связано с тем, что в соответствии с ч.2 п.1 названной статьи "годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года." Таким образом, ежегодные общие собрания акционеров проходили в период с 1 марта по 30 июня 2002 г.
В сложившейся ситуации возможны два варианта:
1. Ежегодное общее собрание акционеров, на котором был утвержден аудитор, состоялось до 22 июня - поскольку постановление обратной силы не имеет, то следует руководствоваться решением общего собрания: аудит по результатам 2002 г. проводится аудитором, утвержденным общим собранием.
2. Ежегодное общее собрание акционеров, на котором был утвержден аудитор, состоялось в период с 22 по 30 июня - поскольку постановление уже действовало и в своем тексте не содержит оговорок об ограничении своего действия на 2002 г., то по логике вещей необходимо проведение конкурса и по его результатам - внеочередного общего собрания акционеров с повесткой дня: утверждение аудитора общества для проведения обязательного аудита по результатам 2002 г.
Дело техники
При проведении конкурса возникает также ряд технических вопросов. Один из них - формирование состава комиссии. Нормативно установлены следующие требования: состав комиссии - не менее 6 человек (п.1 "Типового положения о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита", утвержденного Приказом Минфина от 31 октября 2002 г. N 107н, далее - Положение); в состав конкурсной комиссии входят представители:
1) организатора конкурса (представители общества);
2) Министерства финансов РФ;
3) Министерства имущественных отношений РФ или органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ.
Данные лица включаются на основании требований п.8 Правил;
4) федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей области (сфере) управления (п.3 Положения);
5) одного из аккредитованных при Министерстве финансов РФ профессиональных аудиторских объединений (п.3 Положения).
Как видим, состав комиссии определен только частично, 5 - "обязательных" (общество, Минфин, Минимущество, отраслевое министерство или ведомство, аудиторское объединение) тогда как минимальное количество членов комиссии - 6. Представляется, что недостающие члены комиссии могут выдвигаться любыми из перечисленных органов, поскольку ограничения в части того, что каждое из перечисленных лиц может быть представлено только одним членом в конкурсной комиссии законодательством не предусмотрено. На практике для формирования комиссии организатору конкурса рекомендуется предложить перечисленным органам представить свои кандидатуры для утверждения в состав конкурсной комиссии и на основании соответствующих предложений утверждать персональный состав конкурсной комиссии.
Возникают также трудности при распространении информации о проведении конкурса, поскольку данная обязанность возложена на его организатора (орган управления организации) п.4 Правил. Исходя из обязательных требований к содержанию извещения, установленных ч.1 п.4 Правил, можно предложить примерный текст соответствующего объявления (см. далее).
Обратим внимание: требование к тому, чтобы данная информация публиковалась в каком-либо определенном издании (перечне изданий), не установлено. Таким образом, данная информация может публиковаться в любом издании по усмотрению конкурсной комиссии.
Действующим законодательством предусмотрена такая характеристика конкурса, как его открытость (п.2 Правил), значит, принять участие в конкурсе может любая аудиторская организация, удовлетворяющая нормативно установленным требованиям. Однако зачастую один или несколько из членов конкурсной комиссии настаивают на предъявлении дополнительных требований к аудитору. Приходилось на практике сталкиваться с ситуацией, когда Министерство имущественных отношений РФ заявило требование о том, чтобы аудитор в обязательном порядке был аккредитован последним. Согласиться с такой позицией нельзя, поскольку она противоречит действующему законодательству (п.2 Правил). При этом следует иметь в виду, что аудитор подлежит утверждению общим собранием акционеров и вряд ли имеет смысл настаивать на привлечении аудитора, против кандидатуры которого выступает лицо или группа лиц, владеющих контрольным пакетом акций, поскольку они впоследствии могут просто не утвердить избранного в результате конкурса аудитора.
В соответствии с Законом об АО аудитор общества подлежит утверждению общим собранием акционеров. На практике возможна ситуация, когда общее собрание может не согласиться с выводами конкурсной комиссии относительно кандидатуры аудитора и не утвердит его. В такой ситуации представляется необходимым проведение повторного конкурса с последующим утверждением аудитора на общем собрании, поскольку в данном случае аудиторское заключение без утверждения кандидатуры аудитора общим собранием не будет иметь правовой силы. Обязательность утверждения аудитора общим собранием установлена законом, который по своей юридической природе имеет приоритет над любым из перечисленных нормативных актов. В законодательстве существует явная недоработка: лицо, выигравшее конкурс, может не быть утверждено общим собранием акционеров, однако при этом как лицо, выигравшее конкурс, имеет право на заключение договора (п.4 ст.447 ГК РФ) и может доказывать свое право на заключение договора в судебном порядке.
Информационное сообщение АО "***" о конкурсном отборе аудиторских
организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 409 от 12.06.2002 АО "***" проводит конкурс по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита. Условия участия в конкурсе:
1. Аудиторская организация, претендующая на участие в конкурсе, должна отвечать следующим критериям:
а) наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, выданной в установленном порядке;
б) наличие в штате аудиторской организации не менее ______ специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов, срок действия которых не истек, на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, выданные Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке;
в) срок деятельности аудиторской организации-претендента на рынке аудиторских услуг - не менее ___ лет;
г) отсутствие в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доли, принадлежащей иностранным инвесторам.
2. Для участия в конкурсном отборе аудиторская организация, претендующая на участие в конкурсе, подает в конкурсную комиссию по отбору аудиторских организаций (далее - Комиссия) следующие документы:
а) заявку аудиторской организации на участие в конкурсном отборе в произвольной форме;
б) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов аудиторской организации;
в) заверенную в установленном порядке копию лицензии аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выданной в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которой не истек, а также копии лицензий аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выдававшихся аудиторской организации ранее;
г) заверенные в установленном порядке копии квалификационных аттестатов аудиторов - штатных специалистов аудиторской организации на право осуществления аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек;
д) квалификационные данные о специалистах, которые предлагаются для проведения аудита, подтверждаемые соответствующими квалификационными аттестатами аудиторов, с учетом опыта проведения не менее ___ аудиторских проверок по типу деятельности организации;
е) образец аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответствующие типовому техническому заданию на проведение обязательного аудита организаций, а также сведения о практической пользе, которую получила проверяемая организация в результате проведения аудита;
ж) методику осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;
з) финансовые предложения по проведению аудита.
Все вышеперечисленные документы подаются в Комиссию в одном экземпляре на русском языке. К заявке прилагается подписанная претендентом опись представленных документов.
Заявки с прилагаемыми к ним документами направляются по почте по адресу: и принимаются с _______ по _____ 200 г.
3. Заявки с прилагаемыми к ним документами не принимаются, если:
а) документы поступили после истечения срока приема заявок, все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде;
б) представлены не все документы, предусмотренные настоящим информационным сообщением;
в) аудиторская организация не соответствует критериям, предусмотренным Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 409.
Претенденты, не допущенные к участию, уведомляются об этом путем направления уведомления по почте в срок не позднее 3 (трех) дней с момента подписания протокола приема заявок.
Конкурсный отбор состоится ______ 200_ г. по адресу: _____________.
Победитель конкурса будет определен в порядке, предусмотренном Правилами проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 2 процентов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 409.
Договор с аудиторской организацией, выигравшей конкурс, будет заключен в случае утверждения кандидатуры аудитора общим собранием акционеров общества до ____ (не ранее даты общего собрания акционеров. - Примечание автора).
С дополнительной информацией, касающейся проведения конкурса, заинтересованным юридическим и физическим лицам можно ознакомиться по адресу: ________ АО "***".
Е. Михайленко,
начальник отдела по юридическим вопросам,
ценным бумагам и корпоративному
управлению ОАО "Чукоткасвязьинформ"
"эж-ЮРИСТ", N 13, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - Постановление N 409.
*(2) Далее - Правила.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru