Приостановить нельзя обжаловать
Права и обязанности налоговых органов предусмотрены статьей 31 Налогового кодекса РФ. В соответствии с подп.2 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом. При этом права приостанавливать проверки в ст.31 не перечислены. Согласно п.2 ст.31 налоговые органы осуществляют и иные права, предусмотренные Кодексом, в то же время в нем отсутствуют права налоговых органов приостанавливать проверки.
Имеется ли основание?
Как показывает практика, вопросов с приостановлением проведения камеральных налоговых проверок у налогоплательщиков не возникает.
Порядок проведения выездных налоговых проверок установлен ст.89 Кодекса. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При этом срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В такой срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требований о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Статья 89 Кодекса также не предусматривает возможности приостановления налоговой проверки. Необходимо заметить, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (ст.32 НК РФ). Исходя из данного положения, а также из того, что перечень прав налоговых органов закрытый и ограничивается только перечисленными в ст.31 Кодекса и других его нормах, налоговый орган не вправе совершать действия, возможность совершения которых прямо не вытекает из положений Кодекса.
Право налоговых органов на приостановление выездной налоговой проверки не возникло спонтанно - оно предусмотрено Инструкцией МНС РФ от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах". Однако нормативные акты МНС РФ не являются в соответствии со ст.4 Кодекса актами законодательства о налогах и сборах и не могут дополнять или изменять законодательство. Поэтому, дополнительные права предоставлены налоговым органом названным нормативным актом незаконно, а следовательно, положения Инструкции N 60 не могут применяться арбитражным судом при рассмотрении дела о признании решения о приостановлении проверки незаконным (ст.13 АПК РФ).
Необходимые основания
Вместе с тем необходимо заметить, что Кодекс позволяет обжаловать не любые действия (бездействие) налоговых органов, пусть даже и неправомерные. Право на обжалование налогоплательщиком ненормативных актов, действий (бездействия) налоговых органов установлено ст.137 Кодекса и условно может быть разделено на две составляющие:
- действия (бездействие) должны быть неправомерными;
- такими действиями (бездействием) должны быть нарушены права налогоплательщика.
Следует заметить, что подобные ограничения значительно сужают возможности реализации налогоплательщиком общего права на судебную защиту, предусмотренного ст.46 Конституции РФ и предоставляющего право любому лицу обжаловать в суд любые действия и решения органов власти, так называемую "общую клаузулу". Тем не менее в данном случае налогоплательщик может воспользоваться своим правом на судебную защиту с помощью положений Закона РФ от 27.04.93 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". При этом в качестве истца может выступать только гражданин, то есть в данном случае акционер (участник) юридического лица-налогоплательщика. Сложнее с индивидуальным предпринимателем, который одновременно является и физическим лицом, и обладает особым статусом субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
В результате, Кодекс предоставляет право обжаловать только неправомерные, то есть не соответствующие закону акты, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц*(1). Это значит, что орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика на действия налогового органа, обязан проверить, нарушены ли нормы права решением о приостановлении налоговой проверки. Представляется, что установить нарушение норм Кодекса исходя из соображений, приведенных выше, не составляет труда. Формально приостановление налоговой проверки Кодексом не предусмотрено, а значит, не может иметь место как незаконное.
В то же время налогоплательщики довольно часто забывают и о втором условии, которое должно выполняться для того, чтобы налогоплательщик мог реализовать свое право на обжалование акта, действий (бездействия) налогового органа. Таким условием является нарушение оспариваемым актом прав налогоплательщика. И как показывает судебная арбитражная практика, наибольшие проблемы у налогоплательщиков возникают именно при доказывании этого обстоятельства.
Действительно, в общем случае сложно представить, как права налогоплательщика могут быть нарушены приостановлением срока налоговой проверки. Как правило, налоговый орган выдвигает именно этот аргумент в споре с налогоплательщиком в арбитражном суде. При этом обычно указывается на необходимость приостановления проверки для вынесения по ее материалам более законного и обоснованного решения, что, по мнению налоговых органов, не только не нарушает прав налогоплательщиков, но и направлено на их дополнительную защиту.
Вместе с тем права налогоплательщика могут быть нарушены приостановлением проверки в случае, когда, например, изъяты оригиналы документов, а ведение нормальной финансово-хозяйственной деятельности без них невозможно. Зачастую выездная налоговая проверка приостанавливается для проведения встречных проверок у контрагентов налогоплательщика. В такой ситуации нарушением прав налогоплательщика может выступать отказ контрагента от заключения контракта по причине длительности проверки и отсутствия уверенности в стабильности своего контрагента. Налогоплательщику в такой ситуации важно доказать причинно-следственную связь между приостановлением проверки и неблагоприятными последствиями, однако сделать это достаточно просто с помощью деловой переписки.
В любом случае налогоплательщику необходимо приготовиться доказывать данное обстоятельство, то есть нарушение его законных прав решением налогового органа о приостановлении проверки. Подтверждает данный вывод и арбитражная практика. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 08.10.02 по делу N Ф09-2143/02-АК указал, что налогоплательщик не представил суду доказательств нарушения решением о приостановлении проверки его прав и охраняемых законом интересов. Не установил нарушения прав налогоплательщика и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 16.07.02 по делу N А56-7159/02). Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 20.11.02 по делу N КА-А41/7688-02 установил, что на руководителей организации и главного бухгалтера в связи с проверкой были возложены дополнительные обязанности по выходу на работу во время отпуска, чего бы не произошло в случае течения нормального срока выездной налоговой проверки. Кроме того, суд указал, что решение налогового органа приводит к нарушению срока проведения выездной налоговой проверки, а значит, незаконно и правильно признано судом недействительным.
В то же время некоторые суды признают решения налоговых проверок о приостановлении проверки незаконными, не устанавливая при этом сам факт нарушения каких-либо прав налогоплательщика. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа отметил, что гл.14 Кодекса, предусматривая сроки и порядок проведения выездных налоговых проверок, не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право на приостановление выездных налоговых проверок (постановление от 29.08.02 по делу N Ф04/3138-639/А46-2002). Такая же позиция отражена и в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.05.02 по делу N А62-4121/2001: права и полномочие руководителя или заместителя руководителя налогового органа приостанавливать проведение выездной налоговой проверки Кодекс не содержит.
Иного мнения придерживается Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, который отказал налогоплательщику в удовлетворении иска о признании решения налогового органа недействительным на том основании, что законом или иными нормативными актами не предусмотрен запрет на приостановление выездной налоговой проверки (постановление от 30.01.02 по делу N Ф03-А59/02-2/6). Подводя итог сказанному, следует отметить, что налогоплательщик имеет неплохой шанс обжаловать решение налогового органа о приостановлении выездной налоговой проверки в случае соблюдения указанных рекомендаций и ориентируясь на складывающуюся по данному вопросу арбитражную практику.
А. Костин,
ведущий юрист Налогового департамента
ОАО "Объединенные Консультанты "ФДП"
"эж-ЮРИСТ", N 13, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если быть точным, то НК позволяет обжаловать и соответствующие Закону действия налоговых органов. Однако в этом случае уже налогоплательщик не может рассчитывать на удовлетворения соответствующего требования вышестоящим налоговым органом либо судом. Данный вариант автором не рассматривается, так как имеет сугубо теоретический характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru