Трудное движение
Проблема регистрации нефтегазовых активов в настоящее время крайне актуальна. Продолжая разговор, начатый в "эж-ЮРИСТ" N 13, мы вновь обращаемся к этой теме. В недропользовании используется термин "недвижимое горное оборудование"*(1). К данному типу предполагается относить буровые скважины, объекты обустройства месторождения, промысловые трубопроводы и т.п. Некоторые из перечисленных объектов являются сложными вещами по своему составу, и их идентификация в качестве объектов недвижимого имущества и, следовательно, их регистрация крайне затруднительна.
Трубопроводы
Сложности регистрации трубопроводов очевидны. Помимо самого факта признания данных объектов недвижимым имуществом, причиной тому является их значительная протяженность, расположение на территории нескольких регистрационных округов и вследствие этого возникновение вопросов так называемой юрисдикции учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" таковая осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Исключение из этого правила установлено статьей 22 Закона, согласно которой права и сделки с предприятием (имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности) подлежат регистрации по месту государственной регистрации юридического лица - правообладателя предприятия.
Приказ Минюста РФ N 193, Минимущества РФ N 17, Госстроя РФ N 2, Росземкадастра N 169 от 3 июля 2000 г. "Об утверждении Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов" (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 июля 2000 г. N 2329) дает следующие разъяснения. В соответствии с пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, записи в его подраздел I вносятся на основании документов, удостоверенных органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа.
При этом, если планы и документы на весь объект недвижимости удостоверены одним из органов (организаций), осуществляющих учет недвижимости на территории какого-либо из субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, государственная регистрация прав должна осуществляться в учреждении юстиции, действующем на территории данного субъекта Российской Федерации.
Если планы и документы на весь объект недвижимости составлены и удостоверены несколькими уполномоченными органами (организациями), на территории различных субъектов Российской Федерации или находящимися не на территории субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, государственная регистрация прав может осуществляться в любом учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации, или на территории одного из субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается данный объект недвижимости соответственно, по выбору правообладателя (сторон сделки).
Отсутствие наработанной практики и сосредоточенность данных объектов в местах наибольшего скопления углеводородов усугубляют проблемы регистрации.
Можно предположить, что в перечень документов, представляемых для государственной регистрации права собственности на объекты трубопроводного транспорта, помимо прочего может входить следующее:
- проект трубопровода с указанием протяженности, маршрута и диаметра;
- распорядительный документ, разрешающий строительство объекта;
- документы, подтверждающие права на земельный участок под трубопроводом;
- план земельного участка, заверенный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
- договоры участников строительства, устанавливающие отношения в процессе строительства;
- акт государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию с обязательной подписью представителя Госгортехнадзора России;
- паспорт объекта, заверенный органами технического учета;
- справка о балансовой стоимости.
Риторический вопрос
В соответствии с Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 мая 2002 г. N 22 (зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2002 г. N 3759), после проведения ликвидационных работ через месяц, 6 месяцев и далее, с периодичностью не реже одного раза в год, должен проводиться контроль скважин и в близлежащих низинах на содержание сероводорода*(2). Состояние всех ранее пробуренных скважин на нефть и газ, в том числе ликвидированных, законсервированных, находящихся в пробной эксплуатации и т.д., контролируется организациями, осуществлявшими их строительство или правопреемником этих организаций. После выдачи лицензии на право пользования участком недр и передачи расположенных на нем скважин глубокого бурения наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии*(3).
Отсутствие надлежащего контроля приводит к разгерметизации законсервированных/ликвидированных скважин и, следовательно, к возникновению потенциальных условий для причинения ущерба жизни и здоровью третьих лиц и окружающей среде, которые в дальнейшем приводят к наложению различного рода штрафов.
Необходимый учет
На основании изложенного было бы логичным поднять вопрос об учете всех (в том числе и вспомогательных) скважин в ЕГРП*(4). В дополнение к прочим документам, представляемым для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, полагаем, следует относить такие документы:
- лицензию на право пользования недрами со всеми приложениями, в том числе горный отвод;
- документы, подтверждающие права на землю;
- план земельного участка, заверенный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
- акт заложения скважины;
- акт передачи скважины из бурения в эксплуатацию, при этом обязательно присутствие и подпись специалистов Госгортехнадзора;
- паспорт объекта недвижимого имущества, заверенный органами технического учета.
Другой проблемой является учет ликвидированных скважин, то есть тех, которые выполнили свое предназначение. Естественно, для недропользователя поисковые "сухие" и др. вспомогательные скважины являются затратной частью, то есть не приносящей "прямой" прибыли.
Для частных инвесторов наличие таких "сомнительных" активов на балансе компании нежелательно. Следовательно, и регистрация их прав на данные объекты как недвижимое имущество также нежелательна. Гораздо проще учитывать и амортизировать "составляющие" данных объектов, которые в основном являются трубами, тем более что данные объекты уже выполнили свое предназначение.
Государство как гарант обеспечения экологической безопасности, рационального недропользования, защиты интересов будущих поколений обязано обеспечить точный учет данных объектов. Скважины могут быть использованы в будущем для различных целей: научных, захоронения отходов и т.п.
Вопрос передачи скважин усугубляется также тем, что предприятия, деятельность которых не будет продлена лицензией, обязаны передать новым владельцам лицензий недвижимое горное оборудование. Порядок и условия этой передачи, размеры компенсационных выплат за ранее произведенные затраты определяются договором между прежними и новыми пользователями недр*(5). При этом состав этого оборудования четко не определен даже Законом "О недрах". Это оборудование должно быть необходимым для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка*(6). Так как возможность компенсации рассматривается в рамках гражданского законодательства, то вероятнее всего будет невозможно для предыдущего недропользователя получить компенсацию произведенных вложений, если их результаты не смогут прямо или косвенно приносить прибыль новому собственнику.
М. Петрушин,
юрист
"эж-ЮРИСТ", N 14, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 19.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1.
*(2) Применяется к ликвидации и консервации скважин на месторождениях с высоким содержанием сероводорода.
*(3) Положение о порядке реализации и использовании скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий (утв. Госкомимуществом РФ 7 августа 1995 г., Роскомнедра 27 марта 1995 г., Минтопэнерго РФ, Госгортехнадзором РФ 11 апреля 1995 г.; зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 953).
*(4) Вопрос об отнесении скважин к объектам недвижимого имущества рассматривался в "эж-ЮРИСТ" N 20, 2002 г.
*(5) Пункт 19.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами.
*(6) Статья 17.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 (ред. от 29 мая 2002 г.) "О недрах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru