Особенности таможенного оформления отдельных видов товаров
Оформление подакцизных товаров
Оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации
Таможенное оформление внешнеторговых операций, на которые требуется
лицензия
Таможенное оформление товаров, на ввоз (вывоз) которых
устанавливаются квоты
Организациям, ведущим внешнеэкономическую деятельность или совершающим разовые сделки с иностранными контрагентами, необходимо учитывать, что таможенное оформление ввоза и вывоза отдельных видов товаров и материалов имеет некоторые особенности. Существует несколько категорий товаров, таможенное оформление которых усложнено целым рядом формальностей. Это подакцизные товары; товары, подлежащие обязательной сертификации; товары, на ввоз-вывоз которых требуется лицензия; товары, перемещение которых через границу осуществляется в пределах установленных квот.
Оформление подакцизных товаров
Осуществлять операции по таможенному оформлению подакцизных товаров можно только на специальных акцизных таможенных постах, находящихся по месту регистрации налогоплательщика. Однако не все таможни имеют акцизные таможенные посты. В таком случае таможенное оформление подакцизных товаров может производиться любым акцизным постом Российской Федерации.
Особенность таможенного оформления ввозимых подакцизных товаров - это обязанность декларанта уплатить акцизы на таможне.
При вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта акциз не уплачивается, более того, данная категория товаров освобождается от налогообложения (п.п.4 п.1 ст.183 НК РФ). В связи с этим возможен возврат (зачет) уплаченных по таким товарам сумм акцизов. Это положение действует только в том случае, если экспорт осуществляется непосредственным производителем этих товаров. Все прочие организации уплачивают акциз в общем порядке (т.е. по месту регистрации в налоговых органах).
Чтобы получить освобождение от уплаты акциза при экспорте, организация-экспортер должна представить на таможне поручительство банка или банковскую гарантию, предусматривающие обязанность банка уплатить соответствующую сумму акциза и пени в том случае, если факт экспорта в течение 180 дней с момента вывоза не будет подтвержден документально. Если поручительство банка отсутствует, то экспортер уплачивает акциз по вывозимому товару в общем порядке, а впоследствии при подтверждении факта экспорта сумма уплаченного акциза ему возвращается.
Грузовая таможенная декларация (ГТД) по ввозимым подакцизным товарам подается в течение 10 дней с даты представления этих товаров на таможню, а срок временного хранения таких товаров не должен превышать 20 дней с даты помещения на склад временного хранения.
В случае ввоза подакцизных товаров в графе 31 ГТД под N 4 указываются серия и количество акцизных марок. В графе 36 проставляется код А, что свидетельствует об обязанности уплатить акциз на таможне. В графе 47 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" сумма акциза, подлежащая уплате на таможне, проставляется под кодом 30 с указанием ставки и налоговой базы, а также способа платежа.
В графе 54 ГТД при необходимости могут быть указаны сумма акциза, уплаченная при покупке марок, и сумма акциза, подлежащая фактической уплате.
Алкогольная продукция, табак и табачные изделия подлежат обязательной маркировке при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, т.е. они пропускаются на таможенную территорию Российской Федерации только в том случае, если на них будут наклеены специальные акцизные марки. Марки акцизного сбора приобретаются импортером на акцизном таможенном посту не позднее, чем за 50 дней до начала месяца, в котором планируется получить марки, на весь объем товара, предполагаемый к ввозу. Марки продаются в количестве не более объема товара, оговоренного в контракте. Платеж за марки является авансовым платежом по акцизам, уплачиваемым на таможне. Чтобы приобрести акцизные марки на ввозимый товар, импортер представляет на таможню следующие документы: заявление на покупку марок с приложением; оригинал и копию контракта на ввоз товара, платежный документ с обязательной пометкой "Уплата за акцизные марки" в графе "Назначение платежа"; оригинал и копию лицензии на импорт данных товаров; оригинал и копию свидетельства на право ввоза квотируемых товаров (распространяется на ввоз в режиме свободной таможенной зоны на территории Калининградской области); оригинал и копию свидетельства на товарный знак или лицензионное соглашение на использование товарного знака; оригинал и копию договора на складское хранение ввозимого товара. В случае ввоза алкогольной продукции дополнительно представляется копия лицензии на хранение.
Если после подачи заявки на получение акцизных марок в условия контракта были внесены изменения в части, касающейся количества, номенклатуры и объема ввозимого товара или условий его поставки, то до момента получения марок, фактического ввоза товара или его таможенного оформления (если марки уже получены) сведения об этих изменениях представляются на таможню. В заявление на покупку марок и приложение к нему вносятся соответствующие изменения и заверяются акцизным постом.
Авансовый платеж при приобретении акцизных марок составляет 0,075 руб. за одну акцизную марку для маркировки табака и табачных изделий; 0,75 руб. за одну акцизную марку для маркировки алкогольной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 4.09.99 г. N 1008).
Акцизным постом проверяются представленные документы и факт перечисления авансовых платежей, после чего импортеру возвращается один экземпляр заявления с отметкой о регистрации.
В установленные сроки таможня извещает импортера о возможности получить марки. В течение 30 дней после получения извещения и не позднее 3 месяцев со дня регистрации заявления на покупку марок импортер представляет на таможню зарегистрированное заявление на покупку марок, обязательство импортера о ввозе товаров и использовании марок и обеспечение выполнения обязательств. В качестве обеспечения могут выступать банковская гарантия, денежные средства, внесенные на депозит таможенного органа, а также залог товаров и транспортных средств.
На заявлении на покупку марок делается отметка о количестве и видах выданных марок. Марки выдаются представителю импортера по доверенности.
Для маркировки товара импортер вывозит марки за границу для оклейки ими продукции на территории организации-поставщика. Таможенные пошлины и сборы при вывозе акцизных марок и при обратном ввозе неиспользованных и поврежденных марок не взимаются.
В течение следующих 7 месяцев c момента получения марок импортер обязан ввезти промаркированный товар, разместить его на складе, вернуть поврежденные или неиспользованные марки на таможню, представить на таможню отчет об использовании марок.
50% стоимости неиспользованных и поврежденных марок таможенные органы возвращают не позднее чем через месяц со дня подачи заявки на возврат марок. Остальные 50% стоимости неиспользованных марок списываются импортером на внереализационные расходы (Д-т 91-2, К-т 68) без уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
От обязательной маркировки освобождаются:
сувенирная алкогольная продукция в нестандартной таре, упаковка которой не позволяет нанести специальную марку, основанием для чего являются заключение Минсельхоза России, согласованное с МНС России, о невозможности нанесения специальной марки и платежные документы об уплате акцизов в отношении немаркированной продукции в нестандартной таре;
экспонаты международных выставок подакцизных товаров, подлежащих маркировке, в единичных экземплярах (1-2 минимальные упаковки пачек сигарет или 1-2 минимальные упаковки бутылок винно-водочных изделий) каждого наименования. Такие товары должны быть оформлены в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (с обязательством об обратном вывозе) с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.
Пример.
ООО заключило контракт на импорт вина натурального из Молдавии в количестве 10 000 бутылок емкостью 0,5 л на сумму 12 000 евро. Согласно договору дата поставки - 29 ноября 2002 г., а дата передачи акцизных марок поставщику - 12 ноября 2002 г. 2 сентября ООО подало заявку на покупку 10 200 акцизных марок на таможню, в этот же день был уплачен авансовый платеж на их покупку:
Д-т 68, К-т 51 - 7650 руб. (10 200 х 0,75 руб.).
30 октября таможенные органы известили ООО о возможности получить марки, 1 ноября они были получены. В бухгалтерском учете была сделана запись:
Д-т 50-3, К-т 76 - 7650 руб. - оприходованы акцизные марки.
Акцизные марки были вывезены в Молдавию, а 29 ноября на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен товар в количестве, установленном в договоре.
При декларировании товара на таможне был исчислен акциз по ставке 2 руб. за 1 л в сумме 10 000 руб. (2 руб. х 10 000 х 0,5). На таможне была доплачена сумма акциза с учетом авансового платежа:
Д-т 68, К-т 51 - 2500 руб. (10 000 - 10 000 х 0,75).
Стоимость уплаченного акциза была отнесена на себестоимость ввезенного товара:
Д-т 76, К-т 50-3 - 7500 руб. (10 000 х 0,75);
1 декабря на таможню был представлен отчет об использовании марок, согласно которому на акцизный пост были возвращены неиспользованные и поврежденные марки в количестве 200 шт.:
Д-т 76, К-т 50-3 - 150 руб. (200 х 0,75);
Д-т 91-2, К-т 68 - 75 руб. (200 х 0,75 х 50%) - половина стоимости возвращенных марок списана в состав внереализационных расходов.
18 декабря таможенными органами было возвращено 50% стоимости возвращенных акцизных марок:
Оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации
Сертификация товаров, работ и услуг - это процедура подтверждения их соответствия установленным российским и международным законодательством требованиям. Сертификацию должна проводить независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация. Соответствие товаров установленным требованиям удостоверяется в письменной форме (выдается сертификат соответствия).
Основными целями проведения сертификации являются:
создание условий для предпринимательской деятельности на товарном рынке Российской Федерации, а также для участия российских организаций в международной торговле;
защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца);
контроль безопасности продукции;
подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Обязательной сертификации подлежат ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, указанные в Списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, содержащемся в письме ГТК России от 28.11.02 г. N 01-06/47124 (с изменениями и дополнениями от 25.03.03 г.). Кроме того, при ввозе таких товаров нужно учитывать Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный приказом ГТК России от 23.05.94 г. N 217.
Сертификаты представляются в таможенные органы вместе с ГТД. Сертификаты являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на российскую территорию.
Условие о наличии сертификата и знака соответствия должно быть отражено в тексте договора на поставку импортной продукции.
Сертификаты соответствия выдаются организациями, уполномоченными Госстандартом России. Информацию о местонахождении органа по сертификации той или иной продукции можно получить в Госстандарте России. Для получения сертификата подается заявка. Не позднее чем через месяц сертифицирующая организация представляет список необходимой для сертификации технической документации, перечень испытательных лабораторий, в которые могут быть представлены образцы продукции для испытаний и оценки. В лаборатории составляется протокол испытаний. Протокол и другая техническая документация анализируются органом сертификации, после чего выносится решение о выдаче сертификата или об отказе в выдаче.
Срок действия каждого сертификата определяется сертифицирующими органами (он не может превышать 3 лет).
Существует ряд международных соглашений о взаимном признании сертификации. В таких случаях заменить сертификат может свидетельство о признании зарубежного сертификата, выданное российскими органами сертификации.
Свидетельства о признании сертификатов представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. Сведения о сертификате указываются в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" ГТД.
Ввозятся через таможенную границу без представления сертификатов товары:
предназначенные для официального пользования представительствами иностранных государств и международных организаций;
ввозимые в единичных количествах для потребления исключительно лицами, их ввозящими, с обязательством представить сертификаты позже (например, таким образом ввозятся образцы для проведения сертификационных испытаний).
В ГТД указываются краткое наименование органа, выдавшего сертификат, номер сертификата, дата его выдачи.
В таможенные органы может быть передана копия сертификата, заверенная нотариально, органом, выдавшим сертификат, или консульским учреждением Российской Федерации.
Если на момент прибытия товара на таможню сертификат соответствия не оформлен, товар может быть размещен на временное хранение на складе таможни на срок, не превышающий двух месяцев. В течение этого срока должен быть получен сертификат соответствия на ввозимый товар. С разрешения таможни декларант может осматривать товары, размещенные на складе, брать пробы и образцы. О взятии проб и образцов составляется акт. Условия возврата или утраты образцов оговариваются в договоре на проведение сертификации. За хранение товаров на таможенном складе взимается сбор. Он уплачивается на счета таможенных органов и относится на себестоимость ввозимых товаров: Д-т 08, 10, 15, 41, К-т 76.
Если в течение двух месяцев декларантом не будет получен необходимый сертификат, на организацию или виновное должностное лицо может быть наложен штраф в размере 0,1-0,5 стоимости товаров с их конфискацией или без таковой (ст.16.16 КоАП РФ).
Расходы на сертификацию товаров относятся к прочим расходам и отражаются записью: Д-т 44, К-т 76.
Расходы на сертификацию оборудования, ввозимого для использования в качестве основных средств, увеличивают стоимость объекта: Д-т 08, К-т 76.
Если ввоз сертифицируемой продукции не носит единичный характер, затраты на сертификацию отражаются как расходы будущих периодов (с последующим равномерным включением в состав затрат): Д-т 97, К-т 76.
Налог на добавленную стоимость по расходам на сертификацию подлежит вычету на общих основаниях.
Пример.
ООО 25 сентября 2002 г. ввезло для последующей перепродажи детские головные уборы, контрактная стоимость которых составила 2500 евро. Курс евро на дату ввоза составил 30 руб. Детские головные уборы при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подлежат обязательной сертификации. Сертификат был получен 15 сентября, срок действия сертификата - 1 год. В дальнейшем предполагается последующий ввоз данного вида товаров. Расходы на сертификацию составили 15 000 руб. (в том числе НДС 3000 руб.). В бухгалтерском учете сделаны записи:
15 сентября 2002 г.:
Д-т 76, К-т 51 - 15 000 руб. - произведена оплата за сертификацию товара;
Д-т 97, К-т 76 - 12 000 руб. - затраты по сертификации приняты к учету;
Д-т 19, К-т 76 - 3000 руб. - НДС по сертификации принят к учету;
Д-т 68, К-т 19 - 3000 руб. - НДС по сертификации принят к возмещению.
25 сентября 2002 г.:
Д-т 41, К-т 60 - 75 000 (2500 х 30) - оприходован товар.
Далее при реализации товара затраты на сертификацию и НДС по ним списаны в сентябре:
Д-т 44, К-т 97 - 500 руб. (12 000 : 12 : 30 х 15).
Расходы на сертификацию ввозимых материалов увеличивают себестоимость материалов: Д-т 10, 15, К-т 76.
Пример.
ООО для проведения сертификации 1 октября 2002 г. ввезло пробный образец удобрений стоимостью 2000 руб. Организация планирует ввезти крупную партию этих удобрений и использовать их для собственных нужд. Затраты на сертификацию составили 6000 руб. (в том числе НДС 1000 руб.).
В учете будут сделаны записи:
Д-т 10, К-т 60 - 2000 руб. - оприходованы удобрения, используемые в качестве образца;
Д-т 76, К-т 51 - 6000 руб. - произведена предоплата за сертификацию;
Д-т 97, К-т 10 - 2000 руб. - стоимость образца отнесена к расходам будущих периодов, связанным с сертификацией;
Д-т 97, К-т 76 - 5000 руб. - отражена стоимость услуг по сертификации;
Д-т 19, К-т 76 - 1000 руб. - отражен "входной" НДС по сертификации.
Таможенное оформление внешнеторговых операций,
на которые требуется лицензия
Перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6.11.92 г. N 854.
Ввоз (вывоз) определенных групп товаров стратегического назначения государство регулирует посредством выдачи лицензий на их экспорт (импорт).
Выдавая лицензии, государство осуществляет контроль и учет сделок по купле-продаже стратегически значимых и опасных товаров.
На ввоз-вывоз основной группы товаров лицензию выдают региональные отделения Минэкономразвития России.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче выносится в течение 25 дней с момента подачи пакета документов. В случае необходимости допускается увеличение срока рассмотрения документов еще на 10 календарных дней. Лицензия оформляется на один вид товара.
Лицензии могут быть разовыми (по определенному контракту на срок не более 12 месяцев) и генеральными (ограничивают количество товара, не связаны с определенным контрактом, могут распространяться на более длительные сроки).
При оформлении грузовой таможенной декларации в графе 44 "Дополнительная информация/представляемые документы" под номером 1 указываются сведения о лицензии.
Перечисленный лицензионный сбор учитывается на счете 97 "Расходы будущих периодов". В дальнейшем лицензионный сбор относится на увеличение стоимости ввозимой продукции либо к расходам на продажу.
Пример.
ООО получило генеральную лицензию на ввоз 50 000 л этилового спирта. Стоимость лицензии - 60 000 руб. По контракту была ввезена партия этилового спирта для дальнейшей переработки в объеме 30 000 л, стоимость которой с учетом таможенных платежей составила 400 000 руб. В бухгалтерском учете сделаны записи:
Д-т 76, К-т 51 - 60 000 руб. - оплачена лицензия;
Д-т 97, К-т 76 - 60 000 руб. - отражена стоимость лицензии;
Д-т 10, К-т 60, 76 - 400 000 руб. - оприходована партия ввезенного спирта;
Д-т 10, К-т 97 - 36 000 руб. (30 000 л/50 000 л х 60 000 руб.) - списана часть стоимости лицензии на себестоимость ввезенного сырья.
Таможенное оформление товаров, на ввоз (вывоз) которых
устанавливаются квоты
Квота - это предельный объем ввоза (вывоза) конкретного вида товара, который государство разрешает вывезти организации в календарном году.
Существует понятие общей квоты - это ограничение объема экспорта (импорта) товаров в целом по государству в календарном году. Общие квоты устанавливаются ежегодно Правительством Российской Федерации.
При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации квоты устанавливаются для драгоценных металлов и сырья, содержащего драгоценные металлы; необработанных природных алмазов; наркотических средств и психотропных веществ; нефти и нефтепродуктов; угля; углеводородного сырья; цветных металлов и сырья для их производства; деловой древесины и пиломатериалов; мяса, рыбы, молочных продуктов; зерна.
Перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6.11.92 г. N 854. Кроме того, существует ряд других законодательных актов, дополняющих этот список.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации квотируется для этилового спирта из пищевого сырья; наркотических средств; психотропных веществ.
Как правило, для того чтобы получить квоту на ввоз (вывоз) отдельного вида товаров, организации необходимо принять участие в аукционе или конкурсе по продаже экспортных (импортных) квот в пределах общей квоты.
Конкурсы организует Межведомственная комиссия по продаже экспортных и импортных квот. Она сообщает об этом в средствах массовой информации за 30 дней до начала проведения конкурса. Конкурс на получение квот может быть открытым и закрытым. В открытом конкурсе могут участвовать все организации, в закрытом - только те, которые получили официальное приглашение от комиссии. К началу проведения конкурса организации-участники должны оплатить стоимость участия в конкурсе и представить комиссии пакет документов, содержащий:
коммерческое предложение: условия поставки, цены, условия и графики платежей, расчет эффективности сделок, плановые налоговые платежи;
копии учредительных и регистрационных документов организации, сведения о лицах, уполномоченных действовать от ее имени;
балансовую отчетность и свод финансовых показателей за предыдущий год и предыдущий отчетный период;
письмо банка о платежеспособности организации;
справку о заключенных за последние 12 месяцев контрактах;
банковскую гарантию или платежный документ, подтверждающий факт внесения безусловного и безотзывного задатка.
Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются объем предстоящих налоговых поступлений в федеральный бюджет, отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, гарантии выполнения условий конкурса и опыт работы организации с данным товаром во внешнеторговой сфере.
В течение 5 дней с даты определения победителя конкурса в его адрес направляется уведомление, которое является официальным приглашением к подписанию соглашения между ним и Минэкономразвития России.
После проведения конкурса внесенные задатки возвращаются его участникам (за исключением победителей) в течение 5 банковских дней с момента объявления победителя. Задаток победителя конкурса засчитывается в счет исполнения обязательств по заключаемому между ним и Минэкономразвития России соглашению об условиях и порядке реализации квоты.
Комиссия не возвращает участнику конкурса задаток в том случае, если он отзовет свое конкурсное предложение после окончания срока приема конкурсных предложений или изменит его в процессе проведения конкурса.
Продажа квот посредством аукционов производится российскими товарными биржами под контролем Межведомственной комиссии. Комиссия имеет право ограничивать круг участников аукционов. Участники аукциона уплачивают взнос за участие в аукционе на счет биржи, который впоследствии не возвращается. Победитель аукциона обязан оплатить заявленную им стоимость лота в течение 10 банковских дней на счет федерального бюджета. После этого победителю выдается сертификат на приобретение лицензии на экспорт (импорт) квотируемых товаров. Победитель аукциона имеет право перепродать сертификат с зачислением вырученных средств в пределах первоначально уплаченной за сертификат суммы на свой счет.
Задаток победителя конкурса и уплаченная стоимость лота на аукционе, а также взносы за участие в дальнейшем относятся на себестоимость ввозимого (вывозимого) товара в пересчете на объем, предусмотренный квотой.
Пример.
ЗАО приняло участие в конкурсе на экспорт нефти и было объявлено победителем с предоставлением квоты на экспорт 500 тыс. т нефти. За участие в конкурсе был уплачен взнос в размере 4000 руб. и внесен задаток в размере 100 000 руб. В учете были сделаны записи:
Д-т 76, К-т 51 - 4000 руб. - уплачен взнос;
Д-т 76, К-т 51 - 100 000 руб. - внесен задаток.
После объявления о победе произведена запись:
В дальнейшем по мере отгрузки нефти в пределах квоты на затраты будет относиться стоимость участия в конкурсе в размере 208 руб. за 1 т (104 000/500):
Пример.
ЗАО на аукционе приобрело право на ввоз партии кокаина для переработки в лекарственные препараты в объеме 5000 г. Стоимость участия в аукционе составила 5000 руб. Была уплачена заявленная стоимость лота в размере 400 000 руб. Стоимость партии с учетом таможенных пошлин и сборов в последующем составила 10 000 000 руб. В бухгалтерском учете были сделаны записи:
при оплате участия в аукционе и стоимости лота:
Д-т 76, К-т 51 - 400 000 руб.;
при получении сертификата:
Д-т 97, К-т 76 - 405 000 руб.;
при ввозе:
Д-т 10, К-т 60, 76 - 10 000 000 руб.;
Государство устанавливает ограничения для организаций, имеющих право на получение квот. Так, квоты на экспорт драгоценных металлов и алмазов предоставляются только организациям, которые выполняют обязательства по их поставке в Госфонд России; квоты на вывоз платины - Банку России, кредитным организациям, имеющим лицензию на операции с драгоценными металлами, добывающим и перерабатывающим организациям; квоты на экспорт нефти по системе трубопровода - нефтедобывающим компаниям.
Как правило, после получения квот организации необходимо также получить лицензию на ввоз (вывоз) квотируемых товаров.
При декларировании квотируемых товаров вместе с типовым комплектом документов таможенным органам предъявляются документы, подтверждающие факт выделения квот. В ГТД заполняется графа 39 "Квота", в которой указываются остаток выделенной квоты в единицах измерения или в валюте, а также краткое наименование таких единиц измерения или валюты.
Л. Злобина,
аудитор ООО "Аудиторская фирма "Про-Аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71