Дешевые основные средства - еще дешевле
В некоторых случаях можно так снизить стоимость основного средства, что она сразу "попадет" в расходы фирмы. При этом поставщик получит ту сумму денег, которую он хочет. О том, как это можно сделать я и хочу рассказать в данной статье.
Добрый день, "Практическая бухгалтерия"! Я прочитала в прошлом номере журнала "Практической бухгалтерии" "Как снизить стоимость основных средств в налоговом учете" (стр.60). В ней предложено два варианта снижения первоначальной стоимости такого имущества. Самое интересное, что наша фирма давно пользуется одним из этих вариантов. Хотелось бы добавить: при покупке недорогих основных средств можно так снизить их стоимость, что она сразу будет включена в расходы фирмы. При этом поставщик получит ту сумму денег, которую он хочет.
Любая фирма может договориться с поставщиком, разделить реальную стоимость основного средства на две части: цену основного средства и неустойку, которую заплатит покупатель, если нарушит то или иное условие договора поставки.
Такой порядок расчетов поможет значительно снизить стоимость этого имущества, по которой оно будет отражено в бухгалтерском и налоговом учете. Как следствие, часть затрат по покупке основного средства можно будет сразу отразить в составе расходов фирмы с уменьшением налогооблагаемой прибыли.
Например, поставщик продает основное средство за 30 000 руб. Мы договариваемся с поставщиком, что цена основного средства, которая будет указана в договоре, составит 20 000 руб. При этом по условиям договора основное средство должно быть оплачено сразу после его отгрузки. Если мы задержим платеж, то нам будет начислена неустойка в сумме 10 000 руб. Мы оплачиваем основное средство через 2-3 дня после его отгрузки, и перечисляем поставщику 30 000 руб. из которых 20 000 руб. - стоимость имущества, а 10 000 руб. - неустойка за нарушение условий договора поставки.
В результате, поставщик получает свои 30 000 руб., а мы основное средство стоимостью 20 000 руб. Сумма неустойки включается в состав внереализационных расходов с уменьшением налогооблагаемой прибыли.
Хотелось бы сказать, что эта схема наиболее выгодна при покупке. Если вы покупаете недорогое основное средство, то можно так сформулировать условия договора, что его цена станет меньше 10 000 рублей. Следовательно, всю стоимость основного средства можно будет сразу включить в расходы фирмы и уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Поясню все вышесказанное все это на простом примере.
Пример 1.
20 июня 2003 года ЗАО "Наполеон" приобрело принтер. Поставщик продает принтеры за 13 200 руб. (в том числе НДС - 2200 руб.). Принтер был оплачен 23 июня.
Вариант 1.
Принтер покупается в обычном порядке.
Бухгалтер "Наполеона ", должен сделать записи:
20 июня 2003 года
- 2200 руб. - учтен НДС по принтеру;
- 11 000 руб. (13 200 - 2200) - оприходован принтер;
- 11 000 руб. - принтер введен в эксплуатацию;.
23 июня 2003 года
- 13 200 руб. - перечислены деньги поставщику;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 2200 руб. - НДС по принтеру принят к налоговому вычету.
Вариант 2. Стороны в договоре соглашаются снизить стоимость принтера.
"Наполеон" условился с поставщиком так сформулировать условия договора, чтобы можно было максимально снизить стоимость принтера. Поэтому его цена была установлена в размере 11 880 руб. (в том числе НДС - 1980 руб.). По условиям договора, если деньги за принтер перечисляются после 21 июня, то "Наполеон" платит неустойку в сумме 1320 руб. (13 200 - 11 880).
При покупке и оплате принтера бухгалтер "Наполеона" сделал записи:
20 июня 2003 года
- 1980 руб. - учтен НДС по принтеру;
- 9900 руб. (11 880 - 1980) - оприходован принтер;
- 9900 руб. - принтер введен в эксплуатацию;
- 9900 руб. - стоимость принтера включена в расходы фирмы;.
23 июня 2003 года
- 220 руб. (1320 руб. x 20% : 120%) - учтен НДС с суммы неустойки;
- 1100 руб. (1320 - 220) - начислена неустойка;
- 11 880 руб. - перечислены деньги за принтер;
- 1320 руб. - перечислена неустойка;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 2200 руб. (1980 + 220) - НДС по принтеру и неустойке принят к налоговому вычету.
Как видно из примера, в при первом варианте принтер включается в состав основных средств и бухгалтер "Наполеона" должен начислять на него амортизацию. В результате стоимость принтера будет относиться на затраты в течение продолжительного периода времени.
При втором варианте стоимость принтера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет включена в затраты фирмы единовременно. Неустойка (1100 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов и, также списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Наполеона". Таким образом, фирма сможет сэкономить на налоге на прибыль, а бухгалтеру не придется "возиться" с амортизацией дешевых основных средств. Более того, ваша фирма не будет платить налог на имущество с их остаточной стоимости.
О.Ф. Громова,
главный бухгалтер ЗАО "Торгинвест"
(г.Самара)
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.