Как "экономически" обосновать расходы фирмы
Как правило, основные баталии с налоговой инспекцией разворачиваются вокруг расходов фирмы, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Основная задача инспектора - доказать, что те или иные затраты нельзя включать в налоговую себестоимость, а бухгалтера - что можно. Наша статья поможет вам обосновать наиболее спорные расходы фирмы.
Как известно, перечень затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, приведен в главе 25 Налогового кодекса. К таким затратам, в частности, относят:
- материальные расходы (статья 254 НК РФ);
- расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ);
- прочие расходы (статья 264 НК РФ);
- внереализационные расходы (статья 265 НК РФ) и т.д.
Перечень этих затрат не является закрытым. В состав расходов включают и те затраты, которые хоть прямо и не упоминаются в Налоговом кодексе, но являются экономически оправданными для фирмы. Однако о том, что это за расходы, в кодексе не говорится.
МНС попыталось дать формулировку этих расходов. Как сказано в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса (утверждены приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729): "под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота".
Ясности такое определение не внесло. Поэтому налоговики трактуют этот термин всегда в свою пользу. Например, в рекомендациях содержится примерный список расходов, которые инспектора должны считать "экономически не оправданными". Так, в этот список попали:
- расходы по набору персонала (если фирма не взяла на работу сотрудников);
- расходы, которые возникли в результате перерасхода электроэнергии или превышения норм потребления воды;
- расходы на покупку спецодежды, если фирма не обязана выдавать ее работникам по законодательству, и т.д.
Сразу отметим, что подобные требования основаны скорее на фантазии налоговиков, нежели на законе. Несмотря на это, любые расходы, которые по тем или иным причинам "не понравятся" налоговикам, они будут считать экономически не оправданными.
Однако и фирмы могут использовать законодательную "брешь" в своих интересах, чтобы учесть при налогообложении те расходы, которые, на взгляд налоговых инспекторов, кажутся экономически не оправданными. Сделать это можно несколькими способами. О них мы расскажем ниже.
Существенные условия договора
Экономически оправданными затратами являются прежде всего те, без которых невозможно выполнение того или иного договора. По гражданскому законодательству при заключении договора стороны должны определить его "существенные условия".
Как сказано в статье 432 Гражданского кодекса, существенными являются следующие условия:
- о предмете договора (например, выполнение какой-либо работы, купля - продажа имущества или сдача его в аренду и т.д.);
- которые поименованы в законе как необходимые для договора того или иного вида (например, перечень существенных условий договора страхования приведен в статье 942 ГК РФ, доверительного управления имуществом - в статье 1016 ГК РФ и т.д.);
- другие условия, которые стороны договора считают для себя существенными.
Таким образом, если ваша фирма договорилась оплатить те или иные расходы и это условие является по договору существенным, то они считаются экономически оправданными. Следовательно, данные затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль, независимо от того, поименованы они в Налоговом кодексе или нет.
Главное - должно соблюдаться любое из двух условий: либо договор, который заключила фирма, связан с получением выручки, либо расходы по договору, в рамках которого оплачиваются те или иные затраты, уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Пример 1.
ЗАО "Актив" ремонтирует помещение офиса по договору со строительной фирмой ООО "Пассив". Существенным условием договора подряда на ремонт офиса является обеспечение "Активом" строительных рабочих трехразовым питанием.
В этой ситуации "Актив" может списать расходы на питание рабочих в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Если налоговики с этим не согласятся, фирме следует указать, что расходы на ремонт офиса уменьшают облагаемую прибыль (ст.260 НК РФ). При этом обеспечение рабочих питанием - это существенное условие договора подряда, и без оплаты таких расходов фирма не сможет офис отремонтировать. Следовательно, данные расходы являются для нее экономически оправданными.
В дополнение отметим, что существенными могут быть любые условия, которые указаны в договоре.
Обычаи делового оборота
Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, фирма может учесть при налогообложении прибыли затраты, "обусловленные обычаями делового оборота".
Определение обычая делового оборота дано в статье 5 Гражданского кодекса. По этой статье таким обычаем "признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".
Таким образом, некоторые расходы фирмы можно обосновать обычаем делового оборота. Так, например, затраты на покупку формы сотрудникам охранной фирмы, можно включить в себестоимость именно по этому основанию. Дело в том, что в большинстве таких фирм охранники работают в форменной одежде. Это правило может распространяться и на другие категории сотрудников, которым форменная одежда не положена по закону.
Пример 2.
ЗАО "Актив" владеет сетью супермаркетов. Сотрудникам фирмы (продавцам-консультантам, кассирам и т.д.) фирма приобрела форменную одежду.
Расходы фирмы на покупку форменной одежды уменьшают налогооблагаемую прибыль "Актива".
Если по этому вопросу возникнет спор с налоговой инспекцией, фирме необходимо указать, что в подавляющем большинстве супермаркетов продавцы-консультанты работают в форменной одежде. Следовательно, расходы на покупку такой одежды обусловлены обычаем делового оборота и могут быть включены в налоговую себестоимость.
С. Воронин,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.