Подача ГТД - часть II
Редакция всегда призывала и продолжает призывать читателей к конструктивным дискуссиям по поднятым на страницах газеты проблемам правоприменения. Отрадно, когда читатели не остаются равнодушными к таким призывам. Вдвойне отрадно, когда оппоненты, поднимаясь над несовпадением личных позиций по тому или иному вопросу, выявляют корень проблемы - несовершенство законодательства и пороки практики его применения. В этом, пожалуй, и состоит главнейшая цель публичной правовой дискуссии - найти путь к решению существующих проблем и донести его до всей юридической общественности - от законодателей до правоприменителей. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию диалог, посвященный проблемам подачи ГТД (см. "эж-ЮРИСТ" N 2 за 2003 г.)
Уважаемая редакция!
Ознакомившись с опубликованной в "эж-ЮРИСТ" N 2 за 2003 г. статьей Владимира Кулешова "Подача и прием", которая освещала процедуру декларирования товаров и транспортных средств, я как специалист в области таможенного права не могу согласиться с некоторыми умозаключениями, изложенными в ней автором.
Конечно же, я могу согласиться с тем, что в процедуре подачи грузовой таможенной декларации и ее приема есть достаточно нюансов, которые могли бы заинтересовать потенциальных участников ВЭД и предостеречь их от возможных ошибок, однако это совершенно не отражено в изученной мной статье из вашей газеты.
Сроки - есть!
Так, В. Кулешов, разъясняя со своей точки зрения сроки подачи грузовой таможенной декларации (в рамках ст.171 ТК РФ), выделяет три варианта их установления, совершенно вырывая ее (статью) из контекста всего Таможенного кодекса РФ, чем может ввести в заблуждение читателя, не разъясняя сути поставленного вопроса.
С моей точки зрения автору изначально необходимо было отметить, что вопрос о сроке подачи таможенной декларации может возникнуть только у юридических лиц, которые вознамерились ввезти товар на территорию Российской Федерации. В случае же вывоза товара участником ВЭД за территорию РФ грузовая таможенная декларация подается только при наличии реального намерения вывезти товар за территорию России и обязательно увязывается с возможностью предоставления участником ВЭД в момент подачи грузовой таможенной декларации самого товара для осуществления таможенным органом таможенного контроля и оформления.
Я согласен с автором статьи, что при ввозе товара участниками ВЭД на территорию России его реальное перемещение действительно может не совпадать с подачей таможенной декларации. Однако индивидуальный срок ее подачи таможенными органами ни в одном нормативно-правовом акте не устанавливается. И те два первых варианта сроков подачи декларации, которые пытался изложить В. Кулешов, в таможенной практике никогда не существовали.
Не соответствуют действительности по срокам подачи грузовой таможенной декларации выводы В. Кулешова, изложенные и в третьем предлагаемом варианте.
Со всей долей ответственности заявляю, что срок подачи таможенной декларации для участников ВЭД сотрудник таможенного органа никогда и нигде не мог устанавливать, а если такой случай и имел место, то только в силу нарушения таможенного законодательства самим должностным лицом таможенного органа.
Если обратиться к нормам Таможенного кодекса РФ (п.5 ст.18, ст.127, 145, 155, 171, 192, 194 ТК РФ), можно сделать однозначный вывод, что срок, в течение которого участник ВЭД должен совершить действия по предоставлению грузовой таможенной декларации (при ввозе принадлежащего ему товара на территорию РФ), ограничивается 15 днями с момента их предоставления к таможенному контролю.
Здесь же следует отметить, что из указанного правила бывают исключения. Это происходит тогда, когда участник ВЭД в рамках предварительных операций согласует с начальником таможенного органа срок нахождения перемещенного через таможенную границу товара в режиме временного хранения (ст.145 ТК РФ).
Однако в любом случае указанный срок не может превысить двухмесячного срока, в течение которого участник ВЭД должен принять решение о подаче таможенной декларации на регистрацию в таможенный орган (ст.155 ТК РФ).
Могу также согласиться с мнением В. Кулешова в той части, что день принятия таможенной декларации во многом является жизненно важным событием для физических лиц и для участников ВЭД, но только в рамках ч.2 ст.175 ТК РФ, а не в ракурсе проблемы уплаты таможенных платежей, как это отметил в своей статье автор.
У меня, как у специалиста таможенного права, вызывает удивление, как это физическое лицо может подать таможенную декларацию на "семилетнюю автомашину" до ее ввоза в контексте нормы, заложенной в ч.2 ст.119 и ч.2 ст.171 ТК РФ, и тем самым решить вопрос об оплате налогов по меньшей ставке. Любой специалист скажет, что размер таможенных платежей зависит от курса рубля по отношению к иностранной валюте, который определяется декларантом на дату подачи им таможенной декларации в таможенный орган, и в ходе таможенного оформления и таможенного контроля пошлина уже не пересчитывается (ст.5 ТК РФ).
Порядок, которого нет
Выделенную автором проблему процедуры принятия таможенной декларации действительно можно признать актуальной. Соглашусь с тем, что до настоящего момента так и нет нормативно-правового акта, который бы устанавливал исчерпывающий перечень документов, необходимых для таможенных целей.
Но все же ссылка автора по этому вопросу на возможную "самодеятельность" конкретного должностного лица им не подтверждается. Его вывод, изложенный по этому поводу, явно вырван из контекста положения норм заложенных, в п.2.8 Временных правил (утв. приказом ГТК РФ от 28.11.94 N 624). Действительно, норма п.2.8 Временных правил предоставляла право должностному лицу таможенного органа требовать в случаях необходимости дополнительные документы к таможенной декларации. Однако там же указано, что перечень дополнительных документов может устанавливать только таможенный орган.
Могу привести пример, когда таможенный орган необоснованно требовал от участника ВЭД дополнительные документы, не определенные нормативно-правовыми актами, и указанный спор через суд был решен не в пользу таможенного органа (решение Амурского областного суда от 18.01.2001, дело N АО4-3613/2000-5/261).
Таможня на страже
С другой стороны, необходимость предоставления определенных документов вместе с ГТД довольно актуальна. Так, например, некоторые участники ВЭД пытаются необоснованно выступать в таможенных органах в качестве лиц, обладающих правом декларирования товара (ст.172 ТК РФ).
В частности, это право принадлежит только лицам, перечень которых определен в п.9-10 ст.18 ТК РФ.
Такие правомочия можно проверить только документально и желательно именно на стадии решения вопроса о принятии грузовой таможенной декларации. Иначе у такого лица возникает реальная возможность ухода от административной ответственности (пример: решение Амурского областного суда от 08.06.2000, дело N АО4-984/2001-9/9, решение Амурского областного суда от 27.04.2001, дело N АО4-240/00-3/30).
И если объективно смотреть на эту проблему, то следует отметить, что таможенные органы выступают не только как фискальный орган, но и как правоохранительный. С одной стороны, возникает необходимость в выполнении заданий по пополнению доходной части бюджета (на период 2002 г. - более 43% от доходной части бюджета страны), а с другой - с учетом высокого уровня криминализации участников ВЭД (особенно при экспорте товаров) приводит таможенные органы все более к тщательному изучению предоставляемых к таможенному оформлению документов.
В заключение отмечу, что некоторые вопросы, касающиеся приема грузовой таможенной декларации, нашли свое разрешение в новых Правилах приема грузовых таможенных деклараций, которые применяются после 8 марта 2003 г. (утверждены приказом ГТК РФ от 29.11.2002 N 1284). Однако, к сожалению, новые Правила не решают все проблемные вопросы как для участников ВЭД, так и для самих таможенных органов.
Отрадно, что читателей не оставил равнодушным и материал о проблемах, связанных с таким важным действием, как прием грузовой таможенной декларации (ГТД). Тем более что отклик получен от действующего сотрудника таможни. Отрадно, что оппонент подтвердил существование и достаточного количества "нюансов" в процедуре подачи и приема ГТД, и важность четкой фиксации даты ее принятия, и сохраняющуюся актуальность данного вопроса, и отсутствие нормативного акта, устанавливающего "исчерпывающий перечень документов, необходимых для таможенных целей".
За время, прошедшее со дня публикации материала "Подача и прием ГТД", произошло несколько событий, прямо относящихся к рассматриваемому вопросу.
Во-первых, об этом упоминает и А.А. Чмелев - утверждены новые Правила приема грузовых таможенных деклараций (приказ ГТК РФ от 29.11.2002 N 1284) (далее - Правила).
Во-вторых, утверждена Инструкция по проверке таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (приказ ГТК РФ от 31.01.2003 N 80) (далее - Инструкция).
Оба эти документа, хоть и сделали процедуру приема и проверки ГТД более прозрачной и четкой, не смогут внести кардинальные изменения в весь процесс, т.к. для этого как минимум потребуется добрая воля сотрудника таможни и перестройка его образа мышления.
Сроки подачи ГТД
О том, что эта проблема действительно имела место, говорит отсутствие в Правилах фразы "ГТД подается декларантом в таможенный орган Российской Федерации, в котором производится таможенное оформление товаров, в сроки, устанавливаемые ГТК РФ (выделено автором. - В.К.) ". Данная фраза содержалась в первом абзаце п.1.4 Временных правил приема, регистрации и хранения таможенных деклараций (приказ ГТК РФ от 28.11.1994 N 624 - в настоящее время отменен) (далее - Временные правила).
Конечно, аналогичная фраза сохранилась в ст.171 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), но в Правилах она (фраза) очень аккуратно не упоминается.
Кроме того, и на это обращал внимание автор, формулировка ст.16.12 КоАП существенно разнится от формулировки ст.263 ТК РФ. Коллега А.А. Чмелев обошел данный факт стороной.
Говоря о том, что наличие информации о грядущих изменениях ставок пошлин или налогов позволяет манипулировать сроками, имеют в виду не то, что ГТД может быть подана до пересечения границы (при ввозе), а то, что каждый стремится успеть уложиться в отведенное время, если правила игры меняются в худшую сторону (при увеличении ставок), или, наоборот, потянуть время сколько возможно (при уменьшении ставок). За почти 17-летнюю службу в таможенных органах СССР и России такие случаи встречались в моей практике неоднократно. Не сомневаюсь, что в недалеком будущем практика приема ГТД до пересечения товара (при импорте) может получить широкое распространение*(1).
Представляемые документы
Принятие Правил позволяло участникам ВЭД надеяться на упорядочивание процесса таможенного оформления. К сожалению, этого не произошло. В отдельных таможенных органах продолжают требовать многочисленные справки и копии документов, в том числе и уже имеющихся в таможне, несмотря на то что перечень документов, подаваемых вместе с ГТД и необходимых для ее проверки, определен п.6 и 15 Правил и фактически является закрытым.
Соглашаясь с тем, что п.25 Правил таможенным органам (как и ранее п.2.8 Временных правил) предоставлено право запрашивать у декларанта дополнительные сведения и документы, следует признать, что данное право фактически возведено в абсолютную обязанность получения от декларанта значительного количества "макулатуры".
Реальные финансовые потери, которые будет нести участник ВЭД, пытающийся доказать свою правоту, заставляют фактически мириться с неправомерными требованиями со стороны сотрудников таможни и выполнять их.
Право декларанта предоставлять "... одновременно с ГТД документы, необходимые для проверки ГТД, а также другие документы, если он считает, что такие документы могут быть использованы таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров в соответствии с условиями заявленного таможенного режима" (п.10 Правил) на самом деле больше похоже на обязанность.
Фактически на любую графу ГТД можно придумать тот или иной документ, который потребуется предоставить. В Северо-Западном округе, например, практикуется предоставление справки из МНС России о том, что организация действительно состоит на налоговом учете, с указанием соответствующих реквизитов. Справка эта должна обновляться каждые три месяца!
Согласен, сотрудник таможни может четко и в установленные сроки оформить запрос на дополнительные документы, но сроки оформления товара от этого только удлинятся. Вот и несет декларант что надо и не надо - только бы ничего дополнительно не потребовали.
Полагаю, что любой руководитель таможенного органа с легкостью удостоверится в том, что ни одной одинаковой описи документов, подаваемых с ГТД, он не найдет, т.к. у каждого сотрудника будет свое понимание того, какие документы (кроме обязательных) должны быть еще приложены к ГТД, а какие там вовсе не нужны.
Абсолютно согласен с позицией А.А. Чмелева, что защита интересов участника ВЭД - дело его собственной чести. Судиться с таможней можно, надо, но долго и дорого.
Декларант и представитель
Полномочия декларанта и его представителя проверять обязательно надо. Но надо помнить и о том, что представлять интересы лица, перемещающего товары, может не только таможенный брокер, но и любое лицо на основании доверенности. Такое лицо не обязано состоять в штате организации, перемещающей товары и декларирующей их от собственного имени. Однако настойчивые "пожелания" таможенников видеть копию выписки из трудовой книжки также имеют место. Смею утверждать, что это не просто неправомерно, но и незаконно (см. приказ ГТК РФ от 20.10.2000 N 951).
О практике
Замечательные слова были написаны в справке по результатам проверки Дальневосточного таможенного управления в конце 90-х годов прошлого столетия одним из советников Председателя ГТК РФ: нарушения, выявленные в ходе проверки, стали возможны в том числе из-за низкого качества документов, издаваемых ГТК РФ и допускающих неоднозначное понимание (не дословно, но достаточно близко к тексту оригинала). Приводя эти слова, у меня не было задачи показать, что плохо именно на Дальнем Востоке. Такое положение во всей таможенной системе, которая переживает не лучшие времена.
Слепое выполнение некорректных указаний и инструкций не позволит достичь той цели, которую поставил Председатель ГТК РФ на 2003 год: "самым важным для нас направлением станет улучшение работы с хозяйствующими субъектами, с участниками внешнеэкономической деятельности не административная "давиловка", не выжимание денег, а именно содействие торговле и партнерство" (журнал "Таможня", N 20, 2002 г., с.2).
В заключение хочу привести слова моего оппонента: "Однако, к сожалению, новые правила (в широком смысле слова) не решают все проблемные вопросы как для участников ВЭД, так и для самих таможенных органов". И вновь цитата Председателя ГТК РФ, продолжающая его слова: "Для этого надо не только перестроить работу, но и поменять многие привычки, традиции" (там же).
А. Чмелев,
юрист
"эж-ЮРИСТ", N 15, апрель 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Реальным подтверждением этому является технология, предусмотренная приказом ГТК РФ от 30.04.2002 N 441.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru