Изучаем закон
Согласуйте сделки
Устав - в соответствие
Крупная сделка
Размер сделок
Обременения
Присоединение дочерних предприятий
За время действия Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее по тексту - Закон) определились его положения, реализация которых нередко вызывает затруднения. Эти положения требуют особенно внимательного подхода при практическом применении. На вопросы, наиболее часто возникающие в практике применения Закона работниками унитарных предприятий, а также органов исполнительной власти, отвечает Ольга Есенина, начальник отдела Департамента правового обеспечения Минимущества России.
Согласуйте сделки
Закон предусматривает самые разные случаи, когда для совершения сделки унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, необходимо согласие собственника. Расскажите подробнее об основаниях и порядке согласования сделок унитарного предприятия.
Каковы ограничения при распоряжении имуществом унитарных предприятий?
Распространяются ли требования Закона об обязательности согласования сделок собственником на сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия? (К статьям 18, 22-24.)
Если говорить об ограничениях по распоряжению имуществом унитарного предприятия, то прежде всего необходимо учитывать, что сохраняются те ограничения, которые уже были установлены законодательством до вступления в силу Закона.
Согласно п.2 ст.295 ГК РФ распоряжение недвижимым имуществом унитарного предприятия осуществляется исключительно с согласия собственника.
Указанным пунктом предусмотрено также, что право унитарного предприятия самостоятельно распоряжаться остальным имуществом (то есть движимым, а также имущественными правами) может быть ограничено законом или иными правовыми актами.
При этом непосредственно ГК РФ устанавливает запрет передачи имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в доверительное управление (ст.1013 ГК РФ). Кроме того, на унитарные предприятия как коммерческие организации распространяется действие п.4 ст.575 ГК РФ, запрещающего дарение в отношениях между коммерческими организациями. В остальных случаях унитарное предприятие может подарить принадлежащую ему на праве хозяйственного ведения вещь, но только с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное (п.1 ст.576 ГК РФ). Данное ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости (не превышающей пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда - ст.575 ГК РФ).
Закон значительно расширил круг обстоятельств, при наличии которых для совершения сделки унитарному предприятию необходимо согласие собственника. В качестве критериев, при наличии хотя бы одного из которых согласование собственника является обязательным, взяты: вид имущества, вовлекаемого в сделку, вид сделки и наличие заинтересованности руководителя унитарного предприятия.
Кроме того, п.4 ст.18 Закона предусмотрено, что уставом унитарного предприятия могут быть установлены дополнительно к указанным нормативными правовыми актами виды и (или) размер сделок, совершение которых не допускается без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Согласие собственника при наличии оснований, предусмотренных Законом, необходимо и в случае совершения сделок в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия. Применение по аналогии норм корпоративного законодательства, устанавливающих исключения из общего порядка принятия решений о заключении, например, крупных сделок, в процессе обычной хозяйственной деятельности организации, к сделкам унитарных предприятий не допускается.
Установленный Законом широкий круг оснований для согласования собственником сделок унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, несколько сблизил их статус со статусом казенных предприятий.
С другой стороны, учитывая необходимость оперативного принятия решений, в том числе по распоряжению имуществом, в процессе хозяйственной деятельности унитарного предприятия, некоторые издержки жесткого порядка принятия решений о совершении сделок могут быть нейтрализованы при установлении процедуры согласования.
Закон не устанавливает распределение полномочий по согласованию сделок унитарных предприятий между органами государственной власти или органами местного самоуправления. Понятие "собственник имущества унитарного предприятия" употребляется в Законе исключительно для обозначения публично-правового образования, учредившего унитарное предприятие.
Распределение полномочий собственника, предусмотренных указанным Законом, между органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется правовыми актами соответствующего публично-правового образования.
Так, на федеральном уровне полномочия по согласованию решений унитарных предприятий распределены между Минимуществом России и отраслевыми федеральными органами исполнительной власти постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".
Согласно указанному постановлению федеральные органы исполнительной власти в отношении подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий осуществляют согласование создания филиалов и представительств, совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, согласование осуществления заимствований, а также приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним.
Кроме того, отраслевым федеральным органам исполнительной власти принадлежат полномочия по согласованию решений подведомственных унитарных предприятий о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти также осуществляют утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов унитарного предприятия.
Минимущество России в отношении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет согласование сделок с недвижимым имуществом, решений об участии унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях, заключения договоров простого товарищества, согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, и принадлежащими предприятию акциями, а также утверждает аудиторов для проведения аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и определяет размер оплаты их услуг.
Согласование одной запланированной сделки может подпадать под компетенцию двух указанных выше органов власти. Так, например, согласование залога недвижимого имущества унитарного предприятия по виду сделки подпадает под компетенцию отраслевого органа исполнительной власти. В то же время как любая сделка с недвижимостью, передача в залог недвижимого имущества федерального государственного унитарного предприятия должна быть согласована Минимуществом России. В этом случае сделка подлежит согласованию двумя федеральными органами исполнительной власти.
При этом проектами нормативных правовых актов Правительства РФ, которые подготовлены Минимуществом России во исполнение п.2 указанного постановления, предложен порядок осуществления полномочий по согласованию сделок унитарных предприятий, при котором основная часть сделок будет согласовываться федеральными органами исполнительной власти один раз в год одновременно с рассмотрением и утверждением программы деятельности унитарного предприятия. Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия, будут указываться по видам. Согласование отдельных сделок будет осуществляться исключительно в тех случаях, когда унитарное предприятие не предусмотрело совершение таких сделок заранее, при утверждении программы деятельности на год. Предлагаемые меры позволят упростить процедуру согласования сделок федеральных государственных унитарных предприятий и могут быть рекомендованы для учета при разработке соответствующих нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований.
Устав - в соответствие
Влечет ли за собой приведение уставов унитарных предприятий во исполнение пункта 2 статьи 37 Закона в соответствие с нормами указанного Закона необходимость их преобразования в открытые акционерные общества или казенные предприятия? (К пункту 2 статьи 37.)
Требование п.2 ст.37 Закона о приведении уставов унитарных предприятий в соответствие с данным Законом непосредственно предполагает только внесение в уставы изменений, вытекающих из этого Закона, но не изменение вида и тем более организационно-правовой формы унитарных предприятий. Например, подлежат исключению положения уставов о дочерних предприятиях, поскольку в настоящее время гражданское законодательство не предусматривает такой статус юридических лиц. Должны быть исчерпывающе перечислены все фонды, создаваемые на унитарном предприятии, а также порядок их формирования и расходования их средств.
Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия происходит при его преобразовании в открытое акционерное общество. Данная процедура является одним из способов приватизации и предполагает обязательное включение унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации, подготовку к приватизации, составление передаточного акта, а также соблюдение всех остальных требований законодательства к порядку преобразования. Рассматриваемая процедура существенно отличается от порядка, установленного для внесения изменений в устав унитарных предприятий.
Учитывая изложенное, преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество не может произойти автоматически в результате изменения редакции его устава. Преобразование федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие производится по решению Правительства Российской Федерации, которое предполагает соответствующую подготовку, обоснование. Данная процедура также выходит за рамки приведения устава унитарного предприятия в соответствие с Законом.
Крупная сделка
Разъясните порядок применения статьи 23 Закона. В каких случаях сделки могут быть признаны связанными? (К статье 23.)
Статья 23 Закона содержит несколько понятий, нуждающихся в толковании, и вызывает наибольшее количество вопросов.
Рассматриваемая статья регулирует не только порядок распоряжения имуществом унитарного предприятия определенной стоимости, но и порядок приобретения имущества.
Что касается понятия "взаимосвязанные сделки", при отсутствии его легального определения необходимо руководствоваться прежде всего практикой ВАС РФ, анализ которой показывает, что взаимосвязь между сделками может быть установлена по самым разным основаниям.
Так, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.03.2002 N 8754/01 упоминаются взаимосвязанные сделки, как направленные на отчуждение отдельных элементов производственного комплекса, - кранов и площадки с подкрановыми путями.
Нельзя исключить, что могут быть признаны взаимосвязанными договоры поставки продукции одному контрагенту на протяжении длительного времени, или сделки, оформляющие отношения в процессе производства одного вида готовой продукции (например, полиграфической продукции).
Требует особого внимания и положение данной статьи, согласно которому подлежат согласованию собственником сделки, предполагающие возможность отчуждения прямо или косвенно имущества унитарного предприятия.
Возможность отчуждения имущества, в отличие от сделок, непосредственно направленных на его отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предполагают сделки, направленные на установление иных прав и обязанностей, однако допускающие возможность наступления последствий в виде отчуждения имущества при определенных обстоятельствах. Классический пример - договор залога, который не имеет целью отчуждение предмета залога, однако при неисполнении должником обязательств, обеспеченных залогом, неизбежно наступают последствия в виде обращения взыскания на заложенное имущество.
Поскольку согласно ГК РФ деньги также являются имуществом, согласованию в соответствии с указанной статьей подлежат в том числе, сделки, по которым унитарное предприятие перечисляет денежные средств в оплату предоставляемых ему услуг и по другим гражданско-правовым основаниям.
Рассматриваемая норма предусматривает необходимость согласования с собственником сделок унитарного предприятия, предполагающих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения имущества, стоимость которого превышает определенные значения.
Сделка унитарного предприятия подлежит согласованию как крупная, если в нее вовлечено имущество, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия.
Однако данная норма предусматривает и другой показатель для определения размера крупной сделки, исчисляемый в минимальных размерах оплаты труда. Этот показатель применяется в случаях, когда размер уставного фонда унитарных предприятий более чем в 500 тысяч раз превышает минимальный размер оплаты труда, в связи с чем вышеуказанный общий критерий уже не обеспечивает гарантии интересов собственника имущества унитарного предприятия. Для таких предприятий крупной будет считаться сделка с имуществом, стоимость которого более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ.
Применение одного из указанных критериев по выбору унитарного предприятия Законом не предполагается.
В целях применения статьи 23 Закона по аналогии применяется ставка МРОТ, установленная ст.5 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", равная 100 рублям. Таким образом, например, для унитарного предприятия, уставный фонд которого в настоящее время равен 165 000 рублям, до приведения размера уставного фонда в соответствие со статьей 12 Закона крупной является сделка с имуществом, стоимость которого превышает десять процентов уставного фонда, - 16 500 рублей.
Размер сделок
Каков размер сделок, подлежащих согласованию в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона? (К пункту 4 статьи 18.)
Пункт 4 статьи 18 Закона в отличие от статьи 23 указанного ФЗ в качестве признака, обусловливающего необходимость согласования сделки с собственником имущества, устанавливает не размер сделок, а их вид. Сделки, относящиеся к перечисленным в данной норме видам, подлежат согласованию собственником независимо от их размера.
Обременения
Что понимать под "иными обременениями имущества" унитарных предприятий, которые подлежат согласованию собственником в соответствии со статьей 18 Закона? (К пункту 4 статьи 18.)
Иные обременения в контексте данной нормы - это те, которые непосредственно не названы в указанной статье. При этом, поскольку Федеральным законом не установлено иное, целесообразно понимать термин "обременение" максимально широко. То есть это не только классический вариант обременения имущества, например правами залогодержателя, но и обременение имущества, передаваемого по договору строительного подряда, правами владения подрядчика, и другие подобные ситуации, когда право хозяйственного ведения имуществом обременяется правами третьих лиц.
Присоединение дочерних предприятий
Кто принимает решение о реорганизации дочернего государственного унитарного предприятия путем его присоединения к другому унитарному предприятию? (К пункту 3 статьи 37.)
В данную реорганизацию вовлечено унитарное предприятие, учредившее дочернее предприятие по ранее действовавшему законодательству, и учрежденное им предприятие.
При этом надо учитывать, что дочерние предприятия фактически утратили статус дочерних, как и создавшие их унитарные предприятия - статус учредителей и все права, связанные с этим статусом, с момента вступления в силу Закона, которым признан утратившим силу п.7 ст.114 ГК РФ в прежней редакции.
Учитывая изложенное, рассматриваемая реорганизация полностью подпадает под действие нормативных правовых актов, регулирующих обычный порядок реорганизации унитарных предприятий. Единственной особенностью такой реорганизацией является то, что она проводится в силу прямого указания закона.
В отношении федеральных государственных унитарных предприятий порядок их реорганизации в форме присоединения созданных ими дочерних предприятий установлен п.2 постановления Правительства РФ от 14 апреля 2003 года N 217 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения". Указанный порядок предполагает принятие решения о присоединении Минимуществом России по согласованию с отраслевым федеральным органом исполнительной власти. Согласия на присоединение как дочернего предприятия, так и унитарного предприятия, учредившего дочернее, не требуется.
О. Есенина,
начальник отдела Департамента правового обеспечения
Минимущества России
"эж-ЮРИСТ", N 16, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru