Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации значительно ухудшилось положение общественных объединений инвалидов и создаваемых ими предприятий и учреждений.
Речь идет о налогоплательщиках, которые определены в НК РФ как:
общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные организации и отделения;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
В настоящее время можно с уверенностью говорить об отмене в отношении указанной категории налогоплательщиков льгот по налогу на прибыль, по уплате взносов на обязательное пенсионное обеспечение, усложнении использования льгот по налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу, ухудшении положения по транспортному налогу и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.
При этом, говоря об экономическом равенстве всех хозяйствующих субъектов, следует отметить, что государство нашло возможность освободить религиозные организации от уплаты налогов.
Законопроект предусматривает комплекс изменений и дополнений, как в налоговое законодательство, так и в иные законодательные акты Российской Федерации.
В первую очередь изменения и дополнения касаются глав налогового кодекса, которыми для инвалидных организаций предусмотрены льготы, однако их использование затруднено по тем или иным причинам.
Так, формулировка подпункта 2 пункта 3 статьи 149 главы 21 (налог на добавленную стоимость) НК РФ (в той редакции, в которой она действует сейчас) допускает возможность ее неоднозначного понимания участниками налоговых правоотношений.
С одной стороны, можно предположить, что от налогообложения освобождается реализация двух групп товаров (работ, услуг): во-первых, товаров (работ, услуг), производимых определенной категорией налогоплательщиков, и, во-вторых, товаров (работ, услуг), реализуемых ими.
С другой стороны, предполагается, что от налогообложения освобождается реализация только одной группы товаров (работ, услуг), а именно товаров (работ, услуг), произведенных и реализуемых определенной категорией налогоплательщиков.
Описанная выше ситуация приводит к тому, что практическое применение нормы пп.2 п.3 ст.149 НК РФ значительно усложнено, поскольку неизбежно приводит к судебным разбирательствам, причем решения арбитражных судов по данному вопросу также различны.
В связи со сказанным и исходя из основополагающих принципов налогового законодательства, а именно из принципа, изложенного в пункте 7 статьи 3 НК РФ ("Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)"), предлагаемый законопроект позволит устранить рассмотренную неясность законодательства, учитывая при этом интересы, прежде всего, налогоплательщика.
Следующие изменения и дополнения вносятся в главу 24 (единый социальный налог) НК РФ.
Необходимость их внесения вызвана тем, что с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ и освобождаемые указанной статьей от уплаты единого социального налога, лишаются возможности использования данной льготы в полном объеме.
Фактически, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" перераспределил поступление средств на обязательное пенсионное страхование между федеральным бюджетом и бюджетом пенсионного фонда. При этом сумма, отчисляемых средств, для основной массы налогоплательщиков (страхователей) не изменилась, поскольку сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) (п.2 ст.243 НК РФ).
Ранее действовавшее законодательство о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ежегодно освобождало общественные организации инвалидов, их предприятия и учреждения от уплаты данного вида сборов, давая возможность таким организациям увеличивать фонд заработной платы, из которого оплачивался труд инвалидов. Такой подход был сохранен и в новой главе части второй Налогового кодекса РФ (единый социальный налог), однако в результате принятия Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" инвалидные организации в значительной степени лишены такого освобождения, что может повлечь либо уменьшение заработной платы в данных организациях (в том числе и для инвалидов), либо сокращения численности работающих инвалидов.
В связи с этим, а также учитывая то обстоятельство, что фактически для общественных организаций инвалидов, их предприятий и учреждений сокращена льгота именно по единому социальному налогу, предлагаемые изменения и дополнения вносятся в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ.
Механизм, предлагаемый в законопроекте, предусматривает восстановление утраченной части льготы по единому социальному налогу посредством уплаты из федерального бюджета сумм страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в интересах общественных организаций инвалидов, их предприятий и учреждений. Такой подход позволит во-первых, не приостанавливать поступление средств в бюджет Пенсионного фонда России, а во-вторых, позволит продолжить пополнение накопительной части пенсий работников общественных организаций инвалидов, их предприятий и учреждений.
Изменения и дополнения в главу 25 (налог на прибыль организаций) части второй Налогового кодекса Российской Федерации связаны с тем, что фактически прекратили свое существование те льготы, которые предусматривались в Законе РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для общественных организаций инвалидов, их учреждений, предприятий и объединений.
Несмотря на то, что глава 25 НК РФ поставила всех налогоплательщиков в равные условия налогообложения, общественные организации инвалидов, их учреждения, а также организации, применяющие труд инвалидов отдельно упоминаются в подпунктах 38 и 39 пункта 1 статьи 264 (прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией) НК РФ. Тем самым законодатель признает, что указанная категория налогоплательщиков несет дополнительные расходы, направленные на цели социальной защиты инвалидов, по сравнению с иными налогоплательщиками, не имеющими такой статьи расходов.
Однако дополнительные расходы влияют не только на величину налогооблагаемой базы, но и непосредственно отражаются на размере полученной прибыли. Если при равных условиях хозяйствования две организации, одна из которых упомянута в пункте 38 или 39 пункта 1 статьи 264 НК РФ, получили равный доход, то с учетом дополнительных расходов у последней прибыль окажется меньше. При этом прибыль и одной и другой организации будет облагаться налогом по единой ставке, указанной в статье 284 НК РФ.
Таким образом, нормы главы 25 НК РФ ставят общественные организации инвалидов, их учреждения, а также организации, использующие труд инвалидов, не просто в равные условия налогообложения, но и значительно ухудшают их положение по сравнению с иными участниками рынка.
Предлагаемые изменения и дополнения относят доходы общественных организаций инвалидов, их предприятий и учреждений к доходам не учитываемым при определении налоговой базы, за исключением доходов, полученных от реализации подакцизных товаров, минерального сырья и др. товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ, тем самым, исключая возможность взимания налога на прибыль. Следует отметить, что подобная норма уже содержится в статье 251 НК РФ и действует в отношении религиозных организаций.
Изменения и дополнения в главу 26.2 (упрощенная система налогообложения) НК РФ предусматривают понижение ставок единого налога для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Необходимость внесения данных изменений и дополнений в статью 346.20 НК РФ вызвана тем, что перечисленные выше организации, помимо, участия в малом предпринимательстве, несут значительную социальную нагрузку.
Без включения предлагаемых изменений и дополнений в текст закона общественные организации инвалидов, их предприятия и учреждения ставятся в заведомо неравные условия с иными участниками хозяйственной деятельности, которые не трудоустраивают инвалидов, не производят отчислений общественным организациям инвалидов на социальные цели, а также не осуществляют деятельности по реабилитации инвалидов.
Глава 26.3 (единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) НК РФ по аналогии с главой об упрощенной системе налогообложения предусматривает замену ряда налогов единым налогом на вмененный доход для налогоплательщиков, осуществляющих определенные в главе виды деятельности. Однако в отличие от главы НК РФ об упрощенной системе налогообложения в данном случае право выбора режима налогообложения отсутствует, в связи с чем, переход на уплату единого налога при условии осуществления определенного вида деятельности является обязательным.
При этом организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, освобождены законодательством о налогах и сборах от уплаты налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество, от ряда налогов, которые заменяются уплатой единого налога на вмененный доход.
Однако глава 26.3 НК РФ, предусматривая обязательный перехода на уплату единого налога всех организаций, осуществляющих определенные виды деятельности, не учитывает разницу в налоговой нагрузке, которую несут налогоплательщики в общем режиме налогообложения, а также социальную нагрузку организаций, применяющих труд инвалидов.
Для разрешения данной ситуации законопроектом предлагается предоставить общественным организациям инвалидов и их предприятиям право выбора перехода на уплату единого вмененного налога или уплаты налогов в общем режиме налогообложения (как это было сделано в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"), а также снижение для этой категории налогоплательщиков (по аналогии с изменениями в главу об упрощенной системе налогообложения) налоговой ставки.
Предлагаемые изменения и дополнения в главу 28 (транспортный налог) НК РФ предусматривают исключение из числа объектов налогообложения транспортные средства, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, их предприятий и учреждений. Необходимость принятия данной нормы вызвана тем, что работа перечисленных организаций напрямую связана с наличием у них транспортных средств, без которых невозможна перевозка к месту работы значительного числа инвалидов, занятых в таких организациях. Следует отметить, что подобная норма содержалась в п.4 ст.6 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в соответствии с которой инвалидные организации освобождались от уплаты налога с владельцев транспортных средств.
С 1 июля 2002 года вступили в силу изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом "О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" в законодательные акты РФ, в том числе в Закон РФ "О государственной пошлине".
Одним из существенных дополнений является внесение в статью 5 закона о государственной пошлине пункта 7, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, освобождаются: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы.
При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что статья 5 названного закона (до внесения в нее приведенных выше дополнений) последовательно освобождала от уплаты государственной пошлины общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные объединения как при подаче исковых заявлений в суды (арбитражные суды), так и в органах, совершающих нотариальные действия. Взимание пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и вносимых изменений в их учредительные документы прежней редакцией закона не предусматривалось.
Однако дополнения, внесенные в статью 5 Закона РФ "О государственной пошлине", не включают в перечень организаций, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, общественные организации инвалидов, их учреждения и учебно-производственные организации и объединения, что является нарушением государственных гарантий в этой области.
Предлагаемые в законопроекте изменения и дополнения призваны восстановить положение общественных организации инвалидов, их учреждений и учебно-производственных организаций и объединений по отношению к данному виду платежа, существовавшее до внесения изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине".
Действующее законодательство, в частности, Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" не предоставляло льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог общественным организациям инвалидов и их предприятиям (организациям). Однако отдельным налогоплательщикам согласно пункту 3 статьи 5 указанного закона льгота была предоставлена. Вместе с тем общественные организации инвалидов и их предприятия, учитывая их социальную значимость, имеют достаточно оснований для включения в число налогоплательщиков освобождаемых от данного вида налога.
В связи с этим статья 3 законопроекта предусматривает освобождение общественных организаций инвалидов и их предприятий от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.
Многие десятилетия общероссийские общественные организации инвалидов и их предприятия постановлением Совета Министров РСФСР от 02.02.1956 N 1 были освобождены от уплаты земельного налога. Действующим Законом РФ "О плате за землю" вышеназванные общества лишены этой льготы. Вместе с тем, статья 12 указанного закона предусматривает освобождение от уплаты земельного налога для целого ряда налогоплательщиков.
Данный законопроект предлагает предоставить льготу по земельному налогу общественным организациям инвалидов и их предприятиям, учитывая их социальную значимость.
До выхода Земельного кодекса Российской Федерации общественным организациям инвалидов, их предприятиям и учреждениям земельные участки были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. С выходом Земельного кодекса Российской Федерации общественные организации инвалидов, их предприятия и учреждения утратили право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и до 01.01.04 года должны или выкупить данные земельные участки или переоформить землеотводные документы на право аренды.
Однако Земельным кодексом РФ отдельным юридическим лицам предоставляются земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование, в частности, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях земельные участки предоставляются юридическим лицам в собственность, причем в некоторых случаях бесплатно (в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации).
Данный законопроект предлагает законодательно закрепить передачу земельных участков предприятий общественных организаций инвалидов в постоянное (бессрочное) пользование и предоставление права однократно бесплатно приобрести в собственность находящиеся в их постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки.
В заключение надо еще раз отметить, что в целом предлагаемый законопроект, в случае его принятия, позволит сохранить систему общественных объединений инвалидов и создаваемых ими предприятий, применяющих труд инвалидов, и учреждений, оказывающих всестороннюю помощь инвалидам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на введение льгот, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проведен на основе обобщенных данных пяти наиболее крупных общероссийских общественных объединений инвалидов - Всероссийского общества глухих (ВОГ), Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Союза "Чернобыль" России (СЧР) и Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (ОООИВА), объединяющих около 3 млн. инвалидов, - и включает в себя суммированные показатели общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также учреждений, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Указанные общества являются учредителями 3400 производственных структур, на которых работает 120350 человек, в том числе 59100 инвалидов.
Исходя из этого финансовые затраты на реализацию положений законопроекта, могут быть рассчитаны следующим образом.
Изменения и дополнения в главу 21 (налог на добавленную стоимость) НК РФ не предусматривают введения новых льгот, лишь уточняя формулировку действующего законодательства. Таким образом, их реализация не повлечет затрат из бюджета, а, наоборот, позволит избежать расходов, связанных с судебной процедурой разрешения споров по данному поводу.
Финансовые затраты на реализацию изменений и дополнений в главу 24 (единый социальный налог) НК РФ, исходя из фонда оплаты труда работников в 2630125 тыс.руб. составят 368155 тысяч рублей.
Годовая прибыль перечисленных выше организаций по прогнозу на 2002 год составит 1075000 тысяч рублей.
Исходя из этого потери бюджета, в виде сумм недополученного налога на прибыль, составят 258000 тысяч рублей.
Потери бюджета в связи с понижением ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные изменениями в главу 26.2 НК РФ, являются труднопрогнозируемыми, поскольку в данном случае субъектам малого предпринимательства предоставлено право выбора той или иной системы налогообложения, что вызывает сложности в подсчете числа налогоплательщиков данного вида налога.
Однако такой расчет возможно провести в отношении отдельно взятого общества, что было сделано в отношении субъектов малого предпринимательства, созданных в структуре ВОИ.
На долю субъектов малого предпринимательства из числа хозяйствующих субъектов ВОИ приходится прибыль в размере 138 000 тыс.руб. Данная сумма подлежит налогообложению по ставке 15 процентов, т.к. речь идет о прибыли, а не о доходе субъекта малого предпринимательства. Применяя указанную ставку получаем сумму налога равную 20 700 тыс.руб. Именно эту сумму недополучит бюджет от субъектов малого предпринимательства, созданных в структуре одного взятого общества инвалидов.
Аналогично проведенным выше расчетам можно также составить представление о потерях бюджета от снижения ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (изменения и дополнения к главе 26.3 НК РФ) в масштабах одного взятого общества инвалидов. Если, как и в случае с упрощенной системой налогообложения для субъектов малого предпринимательства, обратиться к организациям, созданным в структуре ВОИ, то потери бюджета в виде недополученных сумм налога по данному обществу (исходя из 250 организаций, занимающихся предоставлением бытовых услуг и розничной торговлей) составят в среднем 15600 тыс.руб.
Предоставление льготы по транспортному налогу (глава 28 НК РФ) повлечет потери бюджета в среднем в размере 10 215 тыс.руб. (из которых: ВОИ - 1 415 тыс.руб.; ВОГ - 5 000 тыс.руб.; ВОС - 3 500 тыс.руб.; СЧР - 100 тыс.руб.; ОООИВА - 200 тыс.руб.).
Льгота по уплате государственной пошлины за совершение регистрации юридических лиц и изменений в их учредительные документы повлечет потери бюджета (исходя из того, что каждая упомянутая в законопроекте организация один раз в год обратится за подобной регистрацией) в размере 10 000 тыс.руб.
Предоставленные льготы по уплате земельного налога, предусмотренные изменениями и дополнениями в Земельный кодекс Российской Федерации и Закон РФ "О плате за землю" повлекут потери бюджета (исходя из показателей наиболее крупных землевладельцев: ВОГ - 4 600 тыс.руб.; ВОС - 12 000 руб.) в сумме 16 600 тыс.руб.
Таким образом, финансовые затраты на введение льгот, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в виде сумм налогов, недополученных бюджетами разных уровней, составят около 700 000 тыс.руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение, принятие законодательных актов в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.