Письмо Правительства РФ от 22 апреля 2003 г. N 2678п-П13
"Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу депутатом Государственной Думы О.Н.Смолиным"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, касающиеся льготного налогообложения общественных организаций инвалидов или организаций, имеющих в своем составе инвалидов.
1. Предлагается освободить от налога на добавленную стоимость операции по реализации товаров (работ, услуг) не собственного производства.
Тем самым освобождение от налогообложения распространяется на торговую деятельность, включая реализацию приобретенных для перепродажи товаров. Организация учета стоимости товаров, реализуемых через общественные организации инвалидов, представляется весьма проблематичной. Такие изменения не могут быть поддержаны, так как приведут к снижению доходной базы федерального бюджета.
2. Предлагается внести изменения и дополнения в главу 24 "Единый социальный налог" Кодекса в части уплаты сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из средств федерального бюджета для общественных организаций инвалидов, а также учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Следует иметь в виду, что порядок уплаты указанных страховых взносов является предметом регулирования Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а не Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Предлагается изменить статьи 251 и 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, включив в доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы, доходы, полученные общественными организациями инвалидов, их региональными и местными организациями, организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при соблюдении определенных условий, а также учреждениями, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов. Предложено также принимать к вычету расходы организаций в размере 5 процентов от прибыли, направленные на осуществление деятельности общественных организаций инвалидов.
Отмена льгот по налогу на прибыль организаций позволила снизить налоговую ставку с 35 процентов до 24 процентов. С целью снижения налоговой нагрузки введены существенные изменения механизма налогообложения прибыли, в частности, "открытый" перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, возможность переноса убытков на будущее в течение 10 лет, новая амортизационная политика. При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные ими по назначению.
Налогоплательщикам - организациям, использующим труд инвалидов, общественным организациям инвалидов и их учреждениям разрешается при исчислении налоговой базы от предпринимательской деятельности принимать к вычету расходы в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. К таким целям отнесены: улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов, включая закупку и монтаж оборудования, обучение и трудоустройство инвалидов.
С учетом изложенного изменения главы 25 Кодекса не поддерживаются.
4. Предлагается установить порядок, в соответствии с которым для общественных организаций инвалидов и организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при применении ими упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов.
Необходимо учитывать, что главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса не предусматривают каких-либо налоговых льгот. Для налогоплательщиков, работающих в условиях специальных режимов, уменьшение налоговой нагрузки происходит посредством снижения налоговых ставок и установления величины базовой доходности в зависимости от вида деятельности и корректирующих коэффициентов.
Предложение о введении добровольного порядка перехода на уплату единого налога на вмененный доход общественных организаций инвалидов, их организаций и учреждений противоречит экономическому смыслу данного налога, который распространяется на организации со значительным, трудно контролируемым оборотом денежных средств.
Указанные предложения не поддерживаются.
5. Предлагается предусмотреть льготное налогообложение транспортных средств, принадлежащих общественным организациям инвалидов.
Транспортный налог отнесен к региональным налогам. В соответствии со статьей 12 Кодекса субъекты Российской Федерации, устанавливая региональный налог, определяют по нему налоговые льготы.
Кроме того, статьей 358 Кодекса предусмотрено, что не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
6. По предложениям о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" необходимо отметить следующее.
Пунктом 6 статьи 4 указанного Закона предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 рублей. Этот размер государственной пошлины установлен для всех без исключения организаций независимо от их организационно-правовых форм. Поэтому представляется нецелесообразным делать какие-либо исключения из общего порядка.
7. В рассмотрении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" нет необходимости, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ статья 5 этого Закона утратила силу с 1 января 2003 года.
8. Предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "О плате за землю" в части освобождения от уплаты земельного налога. Данный налог относится к местным налогам и сборам и начиная с 2003 года полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Таким образом, установление льготы на федеральном уровне будет означать необходимость компенсации этих сумм федеральным бюджетом.
9. По вопросам внесения дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации в части освобождения от уплаты земельного налога сообщаем, что в соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Земельный кодекс Российской Федерации к их числу не относится.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 апреля 2003 г. N 2678п-П13 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу депутатом Государственной Думы О.Н.Смолиным"
Текст письма официально опубликован не был