В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 177 Трудового кодекса Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Представленным законопроектом предусматривается предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, при получении профессионального образования соответствующего уровня не в первый раз, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они имеют право неоднократно получать бесплатное профессиональное образование, а также при направлении работника на обучение работодателем в соответствии с письменным соглашением с работником. Также данным законопроектом предлагается расширить круг лиц, которым предоставляются гарантии и компенсации, связанные с совмещением работы и обучения, включив в него работников, направляемых на обучение работодателем, а также работников, самостоятельно поступающих в образовательные учреждения, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они имеют право неоднократно получать бесплатное профессиональное образование.
Действующая редакция статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодателя предоставлять работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, гарантии и компенсации только в том случае, если образование соответствующего уровня работник получает впервые.
При рассмотрении законопроекта необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Указанная обязанность реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
Работодатель также должен создавать необходимые условия для работника по совмещению работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с пунктом 7 статьи 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрена возможность получения в установленном порядке бесплатного профессионального образования неоднократно по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Получение профессионального образования по направлению службы занятости предполагает, что гражданин потерял работу, и, таким образом, на него не может распространяться действие статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации.
Профессиональное обучение (переобучение) лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Оплата связанных с этим расходов производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что не требует внесения изменения в статью 177 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставляемых отдельным категориям граждан прав на неоднократное получение бесплатного профессионального образования, должны регулироваться специальным законодательством.
Одновременно следует учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что в случае принятия федерального закона или другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней. Законопроектом подобные порядок и источники финансирования не определены.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта.
Заместитель Председателя |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 2843п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 177 Трудового кодекса Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Советом Федерации"
Текст письма официально опубликован не был