В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Представленным законопроектом предлагается создать специализированное учреждение Банка России - Федеральное бюро кредитных историй Российской Федерации (далее - Бюро) - с задачами комплектования и организации выдачи кредитных историй физических лиц, обеспечения их сохранности и учета, а также соблюдения режима банковской тайны в работе с ними. Следует отметить, что создание Бюро в форме специализированного учреждения Банка России и наделение его функциями, предусматриваемыми законопроектом, не соответствует определенным действующим законодательством Российской Федерации целям деятельности Банка России. При этом финансирование и материально-техническое обеспечение Бюро, в том числе за счет средств Банка России (пункт 4 статьи 3) может привести к снижению части неналоговых доходов федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации считает, что для обеспечения условий развития кредитных операций коммерческих банков, в том числе с реальным сектором экономики, требуется создание предпосылок для возникновения системы бюро кредитных историй, предназначенных прежде всего для накопления, хранения и раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками - юридическими лицами обязательств перед банками. Однако представленный законопроект направлен лишь на регулирование отношений, связанных с формированием кредитных историй физических лиц - заемщиков кредитных организаций (статья 1).
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, а равно информации, нарушающей личную тайну не допускается без согласия указанного лица. В этой связи требуют уточнение пункт 4 статьи 8, пункт 1 статьи 17 и статья 18 проекта, предусматривающие порядок формирования и передачи в Бюро записей кредитных историй, а также возложение на кредитную организацию обязанностей по предоставлению в Бюро указанной информации и выдаче ее третьим лицам без согласия лица-источника.
Предлагаемые проектом федерального закона форма предоставления, хранения и выдачи кредитных историй (статьи 13 и 18), меры по обеспечению защиты информации, содержащейся в кредитной истории (статья 14), излишне детализированы. Кроме того, статья 24 проекта федерального закона содержит положения, относящиеся к сфере налогового законодательства, которые в связи с этим целесообразно исключить из законопроекта.
По представленному законопроекту имеются также замечания юридико-технического характера. Так, в проекте федерального закона используются не определенные ни для его целей, ни в законодательстве Российской Федерации понятия, например, такие как "файл", "асимметричная криптосистема" (статья 2), "электронная связь", "единица хранения" (статья 13). Понятия "открытый ключ шифрования" и "секретный ключ шифрования" не соотносятся с понятиями "открытый ключ электронной цифровой подписи" и "секретный ключ электронной цифровой подписи", содержащимися в статье 3 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи".
Кроме того, представляется необоснованным возложение в данном законопроекте обязанностей по предоставлению услуг по генерации пары ключей, а также расшифровке с использованием закрытого ключа лица-источника информации, содержащейся в кредитной истории, на удостоверяющие центры (пункт 4 статьи 14), учитывая положения статей 8, 9 и 11 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи", которыми определены обязанности удостоверяющего центра, а также предмет регулирования законопроекта (статья 1).
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает данный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 5 мая 2003 г. N 2988п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 288211-3 "О Федеральном бюро кредитных историй Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Г.Аксаковым, И.Ю.Артемьевым, Н.Ю.Брусникиным, А.Д.Жуковым, В.М.Зубовым, П.А.Медведевым, Ю.Г.Медведевым и С.И.Штогриным"
Текст письма официально опубликован не был