Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую"
Проект федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую" разрабатывается в развитие положений Земельного кодекса Российской Федерации и во исполнение п.2 Плана подготовки проектов федеральных законов и иных нормативных актов в целях реализации Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 378-р и относится к сфере земельного законодательства.
Основная идея проекта федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую" заключается в урегулировании правоотношений, возникающих при решении вопросов об изменении целевого назначения земель.
Основной задачей законопроекта является обеспечение соблюдения частных и публичных интересов посредством установления порядка действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Законопроектом устанавливается порядок действий государственных органов и органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую. Кроме этого регулируются следующие вопросы: порядок инициирования перевода земель из одной категории в другую, содержание ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, условия, сроки их рассмотрения, принятие решений о переводе земель из одной категории в другую и содержание таких решений, основания для отказа в переводе, порядок обжалования указанных решений, порядок внесения изменений в документы, указанные в п.2 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, а также особенности перевода отдельных категорий в другие категории, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель и осуществление перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю. Таким образом содержание норм законопроекта носит в основном процедурный характер и направлено на максимальную регламентацию действий участников отношений.
В настоящее время порядок перевода земель из одной категории в другую в федеральном законодательстве практически не урегулирован. Только в п.8 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" указывается, что продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что не соответствует положениям ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе осуществления собственником своих прав по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в пределах, установленных законодательством.
Во всех остальных случаях на практике перевод земель из одной категории в другую независимо от формы собственности произвольно осуществляется органами местного самоуправления, что приводит к необоснованному сокращению сельскохозяйственных угодий, хаотичной застройке, нерациональному использованию земель и т.д.
Принятие данного законопроекта будет способствовать созданию регламентированной и максимально прозрачной процедуры перевода земель из одной категории в другую, а также позволит Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, субъектам Российской Федерации в лице их органов исполнительной власти и муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления осуществлять регулятивные и исполнительно-распорядительные функции в отношении земельных участков, находящихся в частной и в публичной собственности соответственно.
В рамках политических последствий можно прогнозировать укрепление федеративных отношений в связи с четкой регламентацией процедуры перевода земель из одной категории в другую и отсутствием споров между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Планируемые юридические последствия состоят в возможности реализовать положения п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, а также восполнить существующий пробел в законодательстве Российской Федерации.
Законопроект не предусматривает разработку нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также не требует внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую"
Реализация законопроекта не потребует расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, которые в связи с законом "О переводе земель из одной категории в другую" подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В связи с принятием федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую" потребуется внесение изменений в статью 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ в части обязательности проведения государственной экологической экспертизы актов органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.