В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Представленным законопроектом вносится дополнение в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающее работодателей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях один раз в два года оплачивать стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно совершеннолетним детям работника, впервые получающим очное высшее или среднее профессиональное образование в учебных заведениях. При этом нормами представляемого законопроекта не ограничивается максимальный возраст совершеннолетних детей, впервые получающих очное высшее или среднее профессиональное образование в учебных заведениях.
В соответствии с действующим законодательством лицам, получающим профессиональное высшее или среднее профессиональное образование в учебных заведениях по очной форме, не запрещено осуществлять трудовую деятельность.
В этой связи выплаты, связанные с компенсацией расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, будут производиться как по месту работы совершеннолетнего ребенка, так и по месту работы его родителей.
Рассматриваемый законопроект носит затратный характер. Однако норм, определяющих источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, не содержит. В финансово-экономическом обосновании к проекту содержится расчет потребности дополнительных средств федерального бюджета только по Чукотскому автономному округу.
Следует также иметь в виду положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что в случае принятия федерального закона или иного правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджета, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
В настоящее время в силу части третьей статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации стороны при заключении трудового договора вправе предусмотреть в нем любые условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с указанным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, в том числе и условие компенсации расходов, связанных с проездом к месту использования отдыха и обратно, в большем размере, чем это предусмотрено статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вопрос о компенсации оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно членам семьи работника, которые не относятся к кругу лиц, установленных статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации, может быть предметом обсуждения в период принятия коллективного договора, исходя из финансовых возможностей соответствующих работодателей.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 июля 2003 г. N 5116п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ", вносимому в Государственную Думу Думой Чукотского автономного округа"
Текст письма официально опубликован не был