В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации" (далее - законопроект), вносимый депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Томчиным Г.А.
В связи с отсутствием в финансово-экономическом обосновании необходимых расчетов подготовить заключение в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным.
Рассмотрение законопроекта показало, что большинство его положений дублирует положения проекта федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)", внесенного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 371-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Кроме того, к законопроекту имеются замечания.
Законопроект не содержит четкого и исчерпывающего определения понятия национализации. В пункте 2 статьи 1 законопроекта понятие национализации имущества раскрывается как принудительное изъятие имущества, в том числе путем обращения такого имущества в собственность Российской Федерации. Вместе с тем статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с национализацией предусматривает такие основания принудительного изъятия имущества у собственника, как обращение взыскания на имущество по обязательствам, реквизиции, конфискация и иные.
В абзаце втором пункта 1 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что в состав национализируемого производственно-технологического комплекса могут входить оборудование, инвентарь, сырье, продукция и неотъемлемо связанные с ними права на объекты недвижимости, в том числе земельные участки. Поскольку речь идет об объектах движимого имущества, не ясно, о каких неотъемлемо связанных с ними правах на объекты недвижимости идет речь. Кроме того, согласно законопроекту в состав национализируемого производственно-технологического комплекса не входят здания и сооружения, которые могут потребоваться в целях удовлетворения потребностей Российской Федерации в стратегической продукции.
Согласно пункту 2 статьи 5 законопроекта решение о национализации содержит сведения о составе имущества, подлежащего национализации, с указанием технических характеристик и других данных о состоянии национализируемого имущества. Однако указанные сведения не представляется возможным включить до проведения инвентаризации имущества, подлежащего национализации.
Предусматривается также, что решение о национализации должно содержать срок проведения национализации. Однако Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривают института срочности при национализации, а распоряжение соответствующим имуществом может осуществляться, в частности, в соответствии с законодательством о приватизации.
Законопроектом установлено, что в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год предусматриваются виды (категории) имущества, необходимого для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции. Вместе с тем отсутствие нормы о секретности соответствующей статьи федерального закона о федеральном бюджете может привести к злоупотреблениям при открытости такой информации.
Статьей 9 законопроекта предлагается осуществлять удостоверение состава имущества, входящего в национализируемый производственно-технологический комплекс, а также передачу Российской Федерации национализированного имущества в соответствии с требованиями статей 561, 556, 563, 565, 566 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем указанными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена продажа предприятия как имущественного комплекса, а не производственно-технологического комплекса. Более того, не ясно, каким образом будут осуществляться вышеуказанные действия в отношении отдельной вещи, являющейся также объектом национализации.
Требование пункта 5 статьи 10 законопроекта о согласовании с собственником национализируемого имущества размера возмещения является излишним, поскольку в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке объекта оценки, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель Председателя |
А. Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 мая 2003 г. N 3430п-П5 "Официальный отзыв на проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Г.А.Томчиным"
Текст письма официально опубликован не был