Замечания на заключение Правительства Российской Федерации N 3912п-П13 от 6 июня 2003 года по проекту федерального закона "О преобразовании двухкомпонентной налично-счетной денежной системы Российской Федерации в однокомпонентную чисто счетную денежную систему с ограниченным использованием неденежных налично-платежных средств"
Целью настоящего федерального закона является создание в России самой передовой в мире денежной системы, основанной на новейших технических и технологических тенденциях мирового развития в области денег - чисто счетной денежной системы, перескочив этап счетно-наличной денежной системы, и создания на этой основе новых средств экономического и социального управления обществом.
Прямые и косвенные результаты, достигаемые при этом:
1. Существенное уменьшение общественных и государственных затрат на функционирование денежной системы.
2. Повышение прозрачности и контролируемости финансовой деятельности физических и юридических лиц и государственных учреждений.
3. Коренная декриминализация страны и подавление наиболее опасных видов преступности, связанных с использованием денег - терроризма, коррупции, наркобизнеса, торговли людьми, оружием и антиквариатом, вымогательства, ограбления банков и иных учреждений, уклонения от налогов и др.
4. Повышение собираемости налогов.
5. Подавление нелегальной экономической деятельности.
6. Ликвидация нелегальной иммиграции и устранение угрозы коренного изменения этнического состава отдельных регионов или даже всей страны.
7. Внедрения наиболее прогрессивных электронно-денежных технологий и ускоренное развитие на этой основе электронного приборостроения и программно-компьютерной индустрии.
8. Создание устойчивой и надежной банковской системы
9. Увеличение кредитных ресурсов банковской системы и удешевление кредитов.
10. Ликвидация бартерных операций и операций с суррогатными деньгами.
11. Ускорение экономического развития и привлечение в страну иностранных капиталов.
12. Дебюрократизация страны и уменьшение чиновничьего произвола и всевластия.
13. Повышение благосостояния населения и его социальной защищенности.
14. Ликвидация наркотизации страны и распространения СПИДа.
15. Устранение угрозы депопуляции страны.
16. Быстрое установление мира в Чеченской республике.
Достижимость и важность для страны этих целей в "Заключении" не подвергнута сомнениям.
Одним из возражений является необходимость затрат на осуществление необходимых преобразований. Эти затраты сводятся к изготовлению вывесок и печатей и не могут идти ни в какое сравнение с прямыми и косвенными бюджетными поступлениями, как это показано в "Финансово-экономическом обосновании".
Главное возражение основано на непонимании. В "Заключении" (абзац 2) утверждается: "представленный законопроект предусматривает реформирование денежной системы в Российской Федерации и передачу функций по организации наличного денежного обращения от Банка России Министерству финансов Российской Федерации".
Ничего похожего в законопроекте нет, так как это противоречит Статье 75 пункт 1 Конституции Российской Федерации.
Реформирование заключается не в передаче функций организации наличного денежного обращения, а в самой ликвидации наличного денежного обращения с переходом к чисто счетной, безналичной денежной системе, т.е. к денежной системе, к которой, де-факто, перешли многие высокоразвитые страны мира. Законопроект предлагает это же осуществить одновременно и де-факто, и де-юре. Но денежная система полностью и целиком остается в ведении Банка России.
И лишь на некоторый переходный период, длительность которого законопроект не устанавливает, но он может составить период от 3 до 5 лет, создается неденежное наличное платежное средство для ограниченного использования населением. И так как оно неденежное, то организацию его не может осуществлять Банк России по законодательству, она поручается Министерству финансов, которое по своему статусу имеет право работать с неденежными платежными средствами - векселями, чеками, облигациями и т.п. На этом центральном недопонимании основана вся остальная часть Заключения.
Основой законотворчества и всего правоведения является логика. Но авторы Заключения с нею не в ладах. В абзаце 3 читаем: "...организации наличного денежного обращения (обращение неденежных налично-платежных средств)...". Фактически, это эквивалентно: "А, т.е. не-А", что никакой логике не поддается.
В Заключении говорится (абзац 7), что "введение "счетных денег"... противоречит нормам Конституции". Счетные, т.е. безналичные (устаревшее), чисто банковские деньги введены в России более ста лет назад, и как это может противоречить Конституции, когда существенная часть всего денежного обращения уже осуществляется через безналичный оборот, по перечислению, посредством счетных денег, существуют законы и подзаконные акты, которые тем или иным образом регулируют это обращение.
Конституция запрещает введение новых денег, но не запрещает ликвидации некоторых их технологических модификаций. Не запрещает это и Закон о Банке России. К сожалению, этот закон (статья 29) написан недостаточно четко. Банкноты и монеты банка России являются единственным законным денежным средством наличного платежа. Потому что неденежных средств наличного платежа существует и всегда существовало и будет существовать великое множество, и они не имеют никакого отношения к Банку России. Эмиссией этих неденежных средств платежа занимаются самые различные организации. Например, абонементные талоны для автобуса эмитирует Управление транспорта, билеты в метро - метрополитен, билеты в театр - театр, векселя - векселедатели и т.д.
Таким образом, наличные денежные средства Банка России (бумажные и металлические) действительно, являются единственным денежным средством наличного платежа. Если они существуют. Но в законе не сказано, что наличные деньги в России обязательно должны существовать. Закон не запрещает ликвидировать к примеру, монетные денежные средства, или купюрные денежные средства, или те и иные вместе. Вводить новые деньги по закону нельзя. А расширять сферу использования уже существующих счетных (безналичных) денег закон не запрещает. Наоборот, все финансово-технологическое развитие в мире идет по пути расширения сферы использования безналичных денег. К сожалению, именно Россия остается до сих пор в стороне от этого мейнстрима в области денежного развития и потому обрекает себя на преступность и бедность. Предлагаемый закон выводит Россию в число передовых финансово-технологических стран, более того, выводит ее на первое место, так как она закрепляет этот идущий де-факто во всем мире процесс уже юридически, законодательно.
Можно констатировать, что в России остается преступность, превзошедшая уже уровень преступности после Гражданской войны, продолжается отстрел политиков, бизнесменов, чиновников, ученых и простых людей, их похищения, идет война в Чечне, молодежь вырождается благодаря наркомании, страну заполняют толпы нелегальных эмигрантов, идет нелегальная торговля оружием, антиквариатом, драгоценными металлами и камнями, процветает коррупция, нелегальная экономика, фальсификация продуктов, лекарств, любых товаров, и все это можно изменить благодаря принятию предлагаемого законопроекта. Причем, это не надо даже доказывать, это уже многомиллионная практика таких стран как Австралия, Сингапур, скандинавские и иные страны, в которые практически нет преступности, и никого не убивают за деньги. Думается, что Правительство еще раз взвесит все возможности данного законопроекта и изменит свое отношение к нему.
Депутат Государственной Думы |
Р.И.Нигматулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.