В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения в статью 4 и статью 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", закрепляющие преимущественно территориальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы и устанавливающие сроки этой службы в зависимости от места ее прохождения (по месту жительства граждан или за пределами места их жительства), направлены на расширение прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Это ставит в неравные условия по отношению к ним граждан, проходящих военную службу по призыву, и нарушает баланс конституционных прав и обязанностей указанных категорий граждан.
Преимущественно территориальный принцип прохождения гражданами альтернативной гражданской службы сводит ее статус к региональной службе и может привести к заинтересованности органов власти на местах в увеличении числа граждан, изъявивших желание заменить военную службу альтернативной гражданской службой. Это не позволит наиболее полно обеспечить применение труда граждан, проходящих эту службу, в приоритетных для государства сферах деятельности.
В связи с предстоящим введением альтернативной гражданской службы в России первоначально необходимо осуществить комплекс мероприятий по реализации положений Закона на базе организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, с тем, чтобы отработать в течение определенного времени механизмы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, призывных комиссий, военных комиссариатов, а также специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Необходимо отметить, что установленный Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" экстерриториальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы и сроки ее прохождения внесены поправками депутатов Государственной Думы и при рассмотрении проекта данного федерального закона во втором чтении были приняты.
Следует также подчеркнуть, что при невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В свою очередь, механизм определения указанного плана распределения, как и целый ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию альтернативной гражданской службы, находятся в стадии разработки.
Кроме того, Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" вступает в силу с 1 января 2004 г. К этому сроку будет принят ряд основополагающих нормативных правовых актов по конкретизации условий и порядка прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, установлению специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по ее организации, определению перечней видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение этой службы.
Более глубокая проработка и корректировка разрабатываемых в настоящее время нормативных правовых актов по реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", не нарушая установленного данным Законом баланса соотношения условий военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы, позволит достичь компромисса в решении существующих проблемных вопросов по организации альтернативной гражданской службы в Российской Федерации.
Таким образом, без учета анализа применения правовых норм, закрепленных в Федеральном законе "Об альтернативной гражданской службе", внесение в него изменений и дополнений представляется нецелесообразным и преждевременным.
В связи с вышеизложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 3925п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 308978-3 "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (о месте прохождения альтернативной гражданской службы и об уточнении зависимости срока данной службы от места ее прохождения), внесенный депутатами Государственной Думы А.И.Николаевым, Е.А.Зеленовым, Н.М.Безбородовым"
Текст письма официально опубликован не был