В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В связи с отсутствием в финансово-экономическом обосновании необходимых расчетов дать заключение Правительства Российской Федерации по указанному законопроекту в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не предоставляется возможным.
По существу представленного законопроекта полагаем необходимым отметить следующее.
Концептуальные положения законопроекта противоречат Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам. Цели законопроекта выходят за рамки законодательства о национализации в системе законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьей 55) законодательство о национализации относится к федеральным законам, ограничивающим права и свободы человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Национализация представляет собой особое основание прекращения прав собственности, не имеющее санкционирующей направленности (в отличие от конфискации) и требующее предварительного возмещения собственнику стоимости этого имущества и других убытков.
Перечень оснований для национализации в представленном законопроекте затрагивает иные основания прекращения гражданских прав, влекущие за собой последствия, которые не могут быть квалифицированы как национализация. В частности, приватизация государственных и муниципальных предприятий с нарушением действующего законодательства или нарушение условий приватизационных сделок, систематическое нарушение налогового законодательства и прав потребителей, ходатайств трудовых коллективов предприятий.
В законопроекте не учтены требования законодательства Российской Федерации о порядке выплаты собственнику национализированного имущества предварительного и равноценного возмещения (и других убытков). В частности, предусмотренная законопроектом неденежная форма возмещения в виде государственных облигаций с десятилетним сроком погашения противоречит Конституции Российской Федерации (части 4 статьи 75), Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункту 2 статьи 817), которые предусматривают добровольность размещения государственных займов. Кроме того, статус специальной государственной комиссии как органа, определяющего размер возмещения, не закреплен Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Положения законопроекта, предусматривающие выплату возмещения наряду с собственником иным лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации (статьям 235, 306), в соответствии с которым возмещение убытков при национализации производится только собственнику имущества.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
Т.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 5 сентября 2003 г. N 6064п-П5 "Официальный отзыв на проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц, в государственную собственность (национализации)", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Шандыбиным В.И."
Текст письма официально опубликован не был