В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внести ряд изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю":
устанавливается нормативная цена земли для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита;
дифференцируются ставки земельного налога за участки по отношению к средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения в зависимости от места расположения земельных участков (в границах сельских поселений или вне их черты);
вносится дополнение, предполагающее в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, повысить ставки с применением льгот в течение семи лет от даты предоставления земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, то согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ применяется нормативная цена земли. Таким образом, при внесении предложенной поправки возникает противоречие между положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О плате за землю".
При рассмотрении пункта 2 статьи 1 законопроекта, касающегося исключения статьи 4 Закона Российской Федерации "О плате за землю" о налогообложении сельскохозяйственных организаций, следует учитывать, что Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона, содержащий новый концептуальный подход к системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в фиксированном размере за квадратный метр (с учетом индексации). То есть указанным Законом ставки земельного налога за земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты установлены в зависимости от использования этих земельных участков.
Предлагаемое по законопроекту увеличение ставок земельного налога в отношении земельных участков в границах сельских поселений, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота в 10-кратном размере по отношению к размеру средних ставок налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района приведет к значительному увеличению налогового бремени для этой категории налогоплательщиков, что противоречит проводимой налоговой политике, направленной на упрощение налоговой системы, снижение для законопослушных налогоплательщиков налогового бремени.
Начиная с 2003 года земельный налог полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. При этом в соответствии со статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, находящихся в распоряжении этих органов. Указанные органы исходя из конкретных условий могут решить вопрос о предоставлении дополнительной льготы по земельному налогу за земельные участки, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство.
В настоящее время Правительством Российской Федерации подготавливается проект федерального закона, вводящий главу "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, в которой будут урегулированы вопросы, связанные с определением объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Этим проектом федерального закона Закон Российской Федерации "О плате за землю" (за исключением статьи 25, касающейся нормативной цены земли) предлагается признать утратившим силу.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 4767п-П13 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю", вносимому в Государственную Думу Московской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был