Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ, статья 2, закрепляет право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни, правомерно добытые из недр, за субъектами добычи. Это позволило за последние годы сформировать относительно свободный рынок указанных полезных ископаемых. Более 80% добываемого золота и шлиховой платины приобретается коммерческими банками, которые постоянно отражают объемы сделок в своих отчетах, а поставщиками драгоценных металлов и драгоценных камней являются акционерные предприятия.
Основным поставщиком алмазов является АК "АЛРОСА", которая в 1997 году заключила торговое соглашение о торговле алмазами с компанией "Сити Вест Ист Лимитед" и компанией "Де Бирс Сенинтери АГ" со сроком действия соглашения с 1 декабря 1997 г. до 31 декабря 1998 г. Срок действия этого соглашения был продлен до 31 декабря 2001 года. 17 декабря 2001 года было заключено новое соглашение сроком на 5 лет. Последним соглашением установлено, что российская сторона поставляет "Де Бирс" алмазы в ассортименте добычи на сумму 800 млн.дол. США в год. В этот объем не входят алмазы массой более 10,8 карата, а также алмазы категории "борт", "дриллинг" и алмазы размерной группы "-3".
При этом вплоть до 1986 года "Де Бирс" закупал в России все алмазы, за исключением кристаллов массой более 10,8 карата, однако на их долю приходится менее 1% от общей добычи Изложенное показывает, что за 30-летнюю историю торговли российскими алмазами зарубежная компания "Де Бирс" довольно точно представляет себе как среднюю цену алмазов, добываемых в России, так и их ассортимент и количество.
В то же время объемы добычи алмазов в стоимостном выражении не являются государственной тайной и публикуются в годовых отчетах АК "АЛРОСА".
Секретными являются также и данные о количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, экспортированных с территории Российской Федерации. Однако эта информация может быть легко восстановлена по несекретным публикациям и отчетам зарубежных стран-экспортеров продукции и фирм-покупателей. Таким образом, происходит лишь засекречивание информации только для внутренних потребителей.
Кроме этого в соответствии с резолюцией N А55/56 Генеральной Ассамблеи ООН от 01 декабря 2000 г. международным сообществом в рамках Кимберлийского переговорного процесса ведется разработка мер, направленных на исключение из легальной торговли так называемых "конфликтных" алмазов - алмазов, добываемых повстанцами в зонах вооруженных конфликтов в ряде стран Африки.
При этом разрабатываемые меры затрагивают все государства, осуществляющие добычу алмазов и внешнеторговые операции с ними. Одним из наиболее острых для российской стороны вопросов является проблема формирования и использования статистики объемов национальной добычи и международной торговли природными необработанными алмазами.
Игнорирование данных обязательств может привести к появлению существенных ограничений на мировом алмазном рынке в части приобретения и использования странами, поддержавшими данную систему, необработанных природных алмазов российского происхождения, что, несомненно, может привести к приостановке экспорта алмазов из Российской Федерации. В таком случае потери российских предприятий алмазно-бриллиантового комплекса могут составить до 800 млн.долларов США.
Следовательно, невыполнение требований международного сообщества в части предоставления данных может существенно усложнить деятельность российских предприятий на данном рынке, что приведет к ухудшению их экономического положения, при этом некоторые из них являются бюджетообразующими в своих регионах.
Кроме того, в соответствии с нормами и правилами ВТО Российская Федерация обязана отменить все ограничения на ввоз и вывоз драгоценных металлов, сырьевых товаров с их содержанием и драгоценных камней.
Данное положение является стандартным требованием к присоединяющимся странам, поэтому Российская Федерация должна привести в соответствие с нормами ВТО регулирование ввоза и вывоза указанных товаров в части нормативно-правовой базы и практики ее применения к моменту получения членства в ВТО.
Основным поставщиком платины и металлов платиновой группы в России является РАО "Норильский никель", который по Указу Президента Российской Федерации получил многолетнюю квоту (до 2007 года) на поставку добываемых металлов на внешний рынок. Следовательно, объемы поставок (в зависимости от производства) также известны внешнему рынку. Поскольку объемы продаж и цены на платину и платиноиды публикуются в средствах массовой информации как в Российской Федерации, так и за рубежом, то эти данные не являются секретными. Потребление платины и платиноидов на внутреннем рынке производится, в основном, коммерческими предприятиями, которые в своих отчетах указывают объемы произведенной продукции, а в паспортах на продукцию с использованием драгоценных металлов указывается их количество. Поэтому данные о производстве платины и металлов платиновой группы нецелесообразно относить к сведениям, составляющим государственную тайну.
Закрытость многих сведений в области платиновых металлов не только не способствует развитию отраслей, связанных с их потреблением, но и наносит прямой ущерб экономике России. Например, отсутствие информации о государственных запасах палладия, являющихся одним из основных каналов поступления палладия на мировой рынок, привели первоначально к ажиотажному спросу в период 1999 - 2001 годов. Высокий уровень цен стимулировал разработки, направленные на поиск заменителей палладия и снижения его расхода в технологическом процессе. В результате в 2001 году цена на палладий, достигнув рекордной отметки в 1050 долларов США за тройскую унцию, рухнула к концу года в три раза. В настоящее время цены па палладий сохраняются на уровне 310 - 340 долларов США за тройскую унцию только благодаря мораторию, введенному ОАО ГМК "Норильский никель" на "спотовые" продажи палладия. В то же время место российских компаний на мировом рынке заняли фирмы ЮАР, убедившие промышленных потребителей, что выгоднее заменить палладий на более дорогую, но предсказуемую южноафриканскую платину, о которой регулярно публикуются сведения по текущей добыче и прогнозах на ближайшую и отдаленную перспективу. По оценкам экспертов государственный бюджет, может недополучить свыше 500 млн. долларов в результате падения цен на палладий и уменьшения налоговых поступлений от ОАО ГМК "Норильский никель".
Снятие части ограничений, применяемых при обращении платины и металлов платиновой группы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о соблюдении государственной тайны, сделает рынок этих металлов более прозрачным, более прогнозируемым и более привлекательным для иностранных инвестиций и не окажет отрицательного влияния на экономическую безопасность страны.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 210 утвержден список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых в соответствии с пунктами 39 и 48 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203, составляют государственную тайну. В указанный список не включены природные алмазы, серебро, платина и металлы платиновой группы.
В числе положительных результатов исключения из перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, сведений о драгоценных металлах и драгоценных камнях можно отметить следующее: облегчение процесса совершения операций с данными ценностями; создание условий для организации в России сбалансированного вторичного рынка; повышение эффективности при одновременном упрощении и удешевлении государственного контроля на рынке;
упрощение участия России в работе международных организаций, в том числе и по "конфликтным" алмазам в рамках Кимберлийского процесса; обеспечение информационной прозрачности для участников рынка; стимулирование инвестиций в геологоразведку и разработку новых месторождений; повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
В связи с изложенным и в интересах поэтапной либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, с учетом участия Российской Федерации в Кимберлийском процессе и переговорной позиции по присоединению к ВТО целесообразно внести в установленном порядке изменения в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" в части исключения данных по добыче, передаче и потреблении драгоценных металлов и драгоценных камней из перечня сведений, составляющих государственную тайну.
Принятие данного законопроекта не потребует расходов из федерального бюджета, не вызовет отрицательных социально-экономических последствий и не потребует внесения изменений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации
"О государственной тайне"
1. Оценка возможного ущерба, который может быть нанесен экономической безопасности государства в результате рассекречивания указанных сведений.
Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона данные о запасах, добыче, производстве и использовании платины, металлов платиновой группы и алмазов известны за рубежом с достаточной степенью приближения, и возможный ущерб, который может быть нанесен экономической безопасности государства в результате рассекречивания указанных сведений, приближается к нулевой отметке.
К отрицательным последствиям для экономики России может быть отнесено высвобождение части работников из числа лиц осуществляющих мероприятия по защите государственной тайны, однако эта цифра по оценкам экспертов не превысит двух десятков человек в целом по отрасли.
2. Оценка возможной экономической выгоды для государства и предприятий, которая может быть получена в результате рассекречивания указанных сведений.
Осуществление свободного экспорта необработанных алмазов в рамках Кимберлийского переговорного процесса - от 600 до 1000 млн.долларов США в год.
Увеличение капитализированной стоимости добывающих компаний за счет рассекречивания сведений о запасах полезных ископаемых в недрах - на сумму от 2 до 3.5 млрд.долларов США.
Увеличение добычи, производства, экспорта за счет технического перевооружения предприятий, вовлечение в эксплуатацию новых объектов, связанные с привлечением дополнительных инвестиционных ресурсов российскими предприятиями может достигнуть 2.1 млрд.долларов США в год.
Увеличение таможенных и налоговых поступлений в бюджет России - до 500 млн.долларов США в год.
3. Затраты на сохранение сведений, составляющих государственную тайну в отрасли.
В целом по алмазо- и платинодобывающей отрасли затраты на сохранение сведений, составляющих государственную тайну, составляют около 135 млн.рублей в год, общая численность персонала - около 80 человек. В частности, ЗАО "Алроса" - 92,3 млн.рублей в год и 33 человека, ОАО "ГМК "Норильский никель" 42,3 млн.рублей в год и 38 человек, Новосибирский аффинажный завод - 230 тыс.руб./год и 3 человека, Приокский завод цветных металлов - 68 тыс.руб./год и 1 человек.
Таким образом оценка положительных и отрицательных последствий рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, в отношении платины, металлов платиновой группы и природных алмазов выглядит следующим образом:
млн.долларов США
Отрицательные последствия |
Положительные последствия |
Затраты на сохранение сведений, составляющих государственную |
не более 0,05 в год | 2000 - 3500 - единовременно и до 2700 в год |
около 4,2 в год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.