Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП
Концепция
проекта закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"
Правовое регулирование создания и деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и статуса резервистов
Правовую основу создания и деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и деятельности резервистов в настоящее время составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также законы города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 марта 2008 г. N 13 "О пожарной безопасности в городе Москве", от 12 марта 2008 г. N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
Цели и предмет регулирования закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"
Город Москва как субъект Российской Федерации характеризуется рядом специфических особенностей, наличие которых требует специального правового регулирования вопросов, связанных с деятельностью аварийно-спасательных служб на территории города. Современная жизнь характеризуется наличием угроз и опасностей для человека: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары, происшествия на воде, ДТП, терроризм и т.п. В таком крупном мегаполисе, как Москва, ежесуточно происходят крупные аварии и происшествия, сопровождающиеся гибелью или травмами людей.
Необходимость и целесообразность разработки и принятия закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов" обусловлена тем, что существующее правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере носит общий характер. Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы" устанавливает организационно-правовые и экономические основы деятельности общественных аварийно-спасательных формирований, вводит понятие "резервист". Возможность привлечения общественных аварийно-спасательных формирований и резервистов к работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях является принципиально новым подходом в решении задач по оперативному наращиванию сил и средств спасения.
С момента принятия указанного закона прошло два года, которые показали, что лишь малая доля граждан в состоянии самостоятельно реализовать себя в качестве резервиста. Сохраняется значительное пространство правовой неопределенности в сфере общественных отношений. Основной проблемой является то, что данная сфера деятельности не регулируется отдельным законом, который бы определял понятия, сущность, принципы данного вида деятельности, остаются неразрешенными правовые основы взаимоотношения органов государственной власти города Москвы с общественными аварийно-спасательными формированиями и резервистами. Не определен механизм привлечения общественных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций, не определены конкретные права, обязанности и ответственность резервистов, порядок выплаты компенсаций и обеспечения гарантий социальной защиты резервистов, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Главная цель законопроекта состоит в установлении правовых, экономических и организационных основ деятельности общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы и в законодательном регулировании правового статуса резервистов.
При сохранении ведущей роли органов государственной власти города Москвы в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности граждан на водных объектах важно создать условия для активного участия в этом деле общественных объединений, опираться на поддержку граждан. Учитывая положительный опыт работы Московской городской народной дружины, общественных пунктов охраны порядка в Москве, целесообразно организовать Московскую городскую систему государственно-общественных объединений и определить единую методологию ее функционирования.
Предполагается, что Московская городская система государственно-общественных объединений должна состоять из самостоятельных общественных аварийно-спасательных формирований, коллегиальных органов управления и центра общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы, призванного осуществлять общее руководство, координировать деятельность, осуществлять информационно-правовое и методическое обеспечение общественных аварийно-спасательных формирований.
Предметом регулирования закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях и статусе резервистов" являются отношения, определяющие организационные, правовые и экономические основы создания и деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и устанавливающие правовой статус резервистов, участвующих в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий, а также в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предполагаемые последствия реализации закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"
Принятие указанного закона позволит осуществить правовую регламентацию отношений между общественными аварийно-спасательными формированиями города Москвы и органами государственной власти города Москвы, организациями, общественными объединениями и гражданами по вопросам создания и деятельности на территории города Москвы общественных аварийно-спасательных формирований, а также правовых основ участия резервистов в составе общественных аварийно-спасательных формирований в работах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий.
Развитие существующей системы учебно-методической и практической работы по подготовке молодежи и социально активных слоев населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, а также кадрового резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований будет способствовать снижению ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций. Привлечение резервистов к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий позволит в минимальные сроки значительно наращивать численность аварийно-спасательных формирований, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, без ущерба для обеспечения готовности к реагированию на иные внезапно возникшие аварии и происшествия в городе.
Кроме того, закрепление в законе основных направлений, порядка деятельности общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы, выполняемых на добровольной основе, позволит частично сократить затраты финансовых средств бюджета города Москвы, выделяемых на создание и деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб.
Структура проекта закона города Москвы "Об общественных аварийно-спасательных формированиях города Москвы и статусе резервистов"
Предлагается следующая примерная структура проекта закона города Москвы:
Преамбула.
В преамбуле закона будет отражен предмет правового регулирования и сфера его применения.
Отдельные статьи закона.
Статьи закона должны содержать:
- основные понятия, используемые в законе;
- задачи общественных аварийно-спасательных формирований по участию в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий, а также в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- порядок создания и ликвидации общественных аварийно-спасательных формирований;
- основные принципы деятельности общественных аварийно-спасательных формирований;
- порядок взаимодействия органов государственной власти города Москвы с общественными аварийно-спасательными формированиями;
- порядок привлечения общественных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- права и обязанности общественных аварийно-спасательных формирований;
- положения об ответственности общественных аварийно-спасательных формирований;
- положения о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности общественных аварийно-спасательных формирований города Москвы;
- порядок осуществления контроля за деятельностью общественных аварийно-спасательных формирований;
- порядок приобретения статуса резервиста;
- порядок ведения реестра резервистов;
- порядок проведения аттестации резервистов;
- порядок приостановления и прекращения статуса резервиста;
- права и обязанности резервистов;
- положения о компенсациях и гарантиях социальной защиты резервистов;
- положения об ответственности резервистов.
В соответствии с существующей правотворческой техникой закон должен включать в себя статьи, устанавливающие порядок и сроки вступления закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.