Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 мая 2003 г. N КГ-А40/2786-03
ООО "Смоленская продовольственная компания" (далее - ООО "СПК") предъявило ФГУП "Московская железная дорога" иск о восстановлении на лицевом счете ООО "СПК" излишне списанных денежных средств в сумме 797.960 руб. за перевозку грузов.
В иске указывалось, что в период с мая по декабрь 2001 г. в адрес ООО "СПК" по железнодорожным накладным поступал груз - сахар-песок; вагоны с грузом следовали из Республики Беларусь; за транспортные услуги с лицевого счета ООО "СПК" необоснованно списывались денежные средства согласно Тарифам международной политики российский железных дорог; в настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены прейскурантом N 10-01, который должен был применяться при начислении платежей.
Решением от 29.11.02 в удовлетворении исковых требований было отказано.
При этом суд исходил из того, что ставки прейскуранта 10-01 стали применяться к перевозкам между Российской Федерацией и Республикой Беларусь с 01.07.02, вследствие чего в заявленный период применялись тарифы, предусмотренные для международных перевозок, по которым ответчик начислял провозную плату.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.01.03 решение от 29.11.02 отменено.
Суд пришел к выводу, что Тарифным соглашением определяется предельный уровень провозной платы, который не является общеобязательной ставкой грузового тарифа; в спорный период действовали тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, установленные прейскурантом N 10-01.
В кассационной жалобе ФГУП "Московская железная дорога" просит отменить постановление.
В кассационной жалобе указывается, что согласно ст. 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 N 101-ФЗ договоры межведомственного характера заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти и имеют статус международного договора Российской Федерации; в связи с этим Тарифная политика государств-участников СНГ, несмотря на межведомственный характер, является международным договором и обладает приоритетом перед нормами российского законодательства, регулирующими тарифы железнодорожных перевозок.
В судебном заседании представитель ФГУП "Московская железная дорога" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ООО "СПК" выступил против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в период с мая по декабрь 2001 г. в адрес ООО "СПК" по железнодорожным накладным поступал груз - сахар-песок; вагоны с грузом следовали из Республики Беларусь в прямом международном сообщении; за транспортные услуги с лицевого счета ООО "СПК" списывались денежные средства по ставкам Тарифной политики российских железных дорог, которая соответствует Тарифному соглашению железнодорожных администраций государств-участников СНГ от 17.02.93.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных монополиях" определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
В спорный период действовали тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, в том числе и в международном сообщении, установленные прейскурантом N 10-01.
Что касается тарифной политики стран СНГ, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы, а в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, но не их утверждение.
Таким образом, размер провозной платы, предусмотренный Тарифной политикой российских железных дорог и введенный в действие телеграммой МПС России от 05.09.98 N 722, нельзя рассматривать как общеобязательную ставку грузового тарифа. В данном случае подлежит применению соответствующий тариф, установленный прейскурантом N 10-01.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции законно и обоснованно.
Обстоятельства дела установлены на основе полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, представленных сторонами.
К установленным обстоятельствам нормы материального права применены правильно.
Порядок рассмотрения дела не нарушен.
Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 17.01.03 по делу N А40-38814/02-89-355 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2003 г. N КГ-А40/2786-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании