Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 декабря 1998 г. N КГ-А40/3291-98
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском в защиту интересов государства к Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре и туризму и к Национальному Фонду спорта о признании недействительным договора N 331 от 08.09.97, заключенного между Государственным комитетом по физической культуре и туризму и Национальным Фондом спорта, по ст. 168 ГК РФ как ничтожной сделки, не соответствующей требованиям закона.
Третьим лицом на стороне истца при подаче иска привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что указанная сделка заключена в нарушение Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год", поскольку фактически предусматривает кредитование других организаций за счет средств федерального бюджета; ГКФТ не предоставлено право рассрочки платежей по погашению задолженности федеральных средств; ГКФТ не является агентом Правительства Российской Федерации и не может предоставлять федеральные бюджетные средства на возвратной основе.
В связи с этим в исковом заявлении содержалось требование о применении последствий недействительности сделки путем взыскания с Национального Фонда спорта в доход государства 164.455.000 руб.
Решением от 25.09.98 в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд признал договор N 331 от 08.09.97 незаключенным, поскольку отсутствует его предмет, так как у первого ответчика отсутствует право требования долга у второго ответчика, в связи с чем у сторон по договору не возникает никаких прав и обязанностей.
Судом также сделан вывод о том, что взаимозачет не был произведен, возможность такого зачета действующим законодательством не предусмотрена, а кроме того, в силу ст. 410 ГК РФ, зачет возможен при наличии встречного однородного обязательства, однако у Министерства финансов не было встречных обязательств перед вторым ответчиком, поэтому нечего было зачитывать.
В связи с признанием договора незаключенным суд отказал и в применении последствий его недействительности.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Заместитель Генерального прокурора РФ просит решение отменить, ссылаясь на ничтожность договора N 331 как сделки, не соответствующей Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1996 год", на то, что суд не учел, что указанный закон в ст. 39 установил, что в 1996 году возврат предоставленных предприятиям и организациям средств федерального бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.
В заседании кассационной инстанции представитель Генеральной прокуратуры РФ привел аналогичные доводы.
Представители Министерства финансов РФ поддержали кассационную жалобу по содержащимся в ней доводам, а также ссылаясь на правомочность Министерства финансов, в рамках его полномочий, на проведенный зачет, поскольку такие полномочия предоставлены ст. 48 ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год" и поручением Правительства РФ от 24.11.96 N В4-П12-38850.
Надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму и Национальный Фонд спорта отзывов и своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей Генеральной прокуратуры РФ и Министерства финансов РФ, кассационная инстанция находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом неверно квалифицированы отношения, возникшие между Министерством финансов РФ и Национальным Фондом спорта по кредитным соглашениям от 17.07.95 N 11-03-05/14, от 05.07.94 N 11-04-25/8, от 07.02.95 N 11-03-04/2, от 27.09.93 N 11-04-02/764, как взаимоотношения по кредитным договорам, которые регулируются нормами гражданского права, и в связи с этим неправильно применена ст. 410 ГК РФ.
Стороной в кредитном договоре является банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию на ведение кредитной деятельности и предоставляющая свои или привлеченные средства.
Вышеуказанными кредитными соглашениями были предоставлены не кредиты, а бюджетные ссуды из средств федерального бюджета, о чем прямо указано в этих соглашениях.
Возможность предоставления на возвратной основе бюджетных средств предусмотрена Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1996 год".
В связи с этим отношения сторон по кредитным соглашениям регулируются нормами бюджетного законодательства.
В силу ст. 2 п. 3 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Поскольку у Национального Фонда спорта образовалась задолженность по ссудам, полученным из бюджета, подлежавшая возврату, а федеральный бюджет предусматривал финансирование на 1996 год Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Министерство финансов приняло решение произвести зачет части задолженности Национального Фонда спорта перед федеральным бюджетом в счет финансирования ГКФТ за 1996 год в сумме 164.580.000.000 руб.
Такой зачет был произведен, что подтверждается материалами дела, и этот зачет является актом в сфере бюджетных правоотношений, в связи с чем вывод суда о том, что зачет не был произведен в силу ст. 410 ГК РФ и не предусмотрен Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1996 год", является неправильным.
В результате произведенного зачета у Национального Фонда спорта возникло обязательство перед получателем и распорядителем средств федерального бюджета - Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму, по возврату средств федерального бюджета в сумме 164.580.000.000 руб.
Договор N 331 от 08.09.97, заключенный между ГКФТ и НФС и предусматривающий погашение указанной суммы с рассрочкой, начиная со второго полугодия 1998 года и до первого полугодия 2003 года, является ничтожной сделкой, затрагивающей экономические интересы государства, поскольку при отсутствии в федеральном бюджете на 1996 год необходимых средств для финансирования расходов на развитие физической культуры и туризма целью проведенного зачета, а значит, и договора N 331, заключенного на его основании, должно было быть направление средств федерального бюджета в счет финансирования ГКФТ за 1996 год.
Заключая договор N 331, ГКФТ и НФС не могли не предвидеть, что возврат средств федерального бюджета, предназначенных на развитие физической культуры и туризма, с рассрочкой до 2003 года не позволяет достичь тех целей, для которых они были предоставлены, и сознательного допускали наступление таких последствий, в связи с чем указанный договор носит антисоциальный характер и является ничтожной сделкой в силу ст. 169 ГК РФ, в связи с чем подлежат взысканию в доход государства денежные средства в сумме 164.455.000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 25.09.98 по делу N А40-25375/98-67-355 Арбитражного суда г. Москвы отменить.
Признать договор N 331 от 08.09.97, заключенный между Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму и Национальным Фондом спорта Российской Федерации, недействительным в силу ничтожности.
Взыскать с Национального Фонда спорта Российской Федерации в доход государства 164.455.000 руб. в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Взыскать с Национального Фонда спорта Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по иску и кассационной жалобе в сумме 2.504 руб. 70 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 1998 г. N КГ-А40/3291-98
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании