Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 декабря 1998 г. N КА-А40/3371-98
ООО "Автолайн-Центр" обратилось с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции N 20 ВАО г. Москвы от 22.07.98 о взыскании с истца штрафа в сумме 8.349 руб. за нарушение ст. 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.98 исковые требования удовлетворены.
При этом суд мотивировал свое решение тем, что невыдача билета установленного образца наказывается штрафом в 10-кратном размере минимальной месячной оплаты труда в соответствии со ст. 7 указанного выше Закона, т.к. в данном случае действия водителя следует квалифицировать как невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту).
Постановлением апелляционной инстанции от 23.11.98 решение оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ГНИ N 20, в которой ответчик со ссылкой на нарушения норм материального права просит отменить судебные акты и в иске отказать.
Истец возражений на кассационную жалобу не представил, представитель на заседание суда не явился.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций 01.07.98 ответчиком была проведена проверка исполнения Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" ООО "Автолайн-Центр".
По результатам проверки был составлен акт от 01.07.98, согласно которому в салоне машины отсутствует ККМ, водителем билеты пассажирам выданы не были.
На основании акта проверки начальником ГНИ N 20 принято решение от 16.07.98 о взыскании с истца штрафа в размере 8.349 руб. на основании абз. 2 ст. 7 выше указанного Закона.
Суд первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов сослался на то, что билеты, которые водитель маршрутного такси обязан был выдать пассажирам при расчете за проезд, приравнены к чекам и при их невыдаче наступает ответственность в соответствии с абз. 6 ст. 7 Закона РФ "О применении ККМ".
Однако, в соответствии с Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин предприятия, занимающиеся реализации проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте, относятся к предприятиям, которые осуществляют расчеты с населением без применения ККМ.
Истец, как транспортное предприятие, оказывает населению услуги по перевозке и при расчете с пассажирами обязан реализовывать контрольные билеты на проезд.
Однако, согласно п. 2 указанного выше Перечня, от применения ККМ освобождается деятельность предприятия по реализации проездных билетов.
В данном же случае, как установлено судом и не опровергнуто истцом, водитель предприятия истца не реализовал проездные билеты, следовательно, его деятельность не подпадает под п. 2 указанного Перечня и он обязан был применить ККМ.
Поскольку ККМ применена не была, в соответствии с абз. 2 ст. 7 Закона РФ "О применении ККМ" за указанное нарушение требований Закона наступает ответственность в виде штрафа в 100-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
На основании изложенного судом первой и апелляционной инстанций неправильно применена норма материального права и потому судебные акты следует отменить и в иске отказать.
Судом обоснованно отклонены доводы истца о том, что в данном случае ответственность за правонарушение должен нести водитель, т.к. исполнение служебных обязанностей работником в рамках трудового договора осуществляется от имени юридического лица и потому за действия своих работников ответственность несет предприятие.
Суду первой инстанции надлежит решить вопрос о повороте исполнения решения в части госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 24.09.98 и постановление от 23.11.98 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-24738/98-92-70 отменить, в иске отказать.
Взыскать с ООО "Автолайн-Центр" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 417 руб. 45 коп. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 1998 г. N КА-А40/3371-98
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании