Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 декабря 1998 г. N КГ-А40/3151-98
Открытое акционерное общество "Электросвязь" (ОАО "Электросвязь") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству финансов РФ о взыскании на основании ст. 16 ГК РФ 102.111 руб. 10 коп. убытков, понесенных в связи с непогашением казначейских обязательств серии Ж-1210522 путем обмена их на казначейские налоговые освобождения.
Третьим лицом по делу на стороне истца привлечен Акционерный банк "Промрадтехбанк".
Решением от 10.09.98 арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований в связи с их необоснованностью.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебный акт в связи с нарушением судом, необоснованно не принявшим во внимание решение суда по ранее рассмотренному между теми же сторонами делу, требований п. 2 ст. 58 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца поддержали кассационную жалобу. Давая пояснения суду, представители истца, помимо довода кассационной жалобы, указали на то, что суд дал неверную оценку представленным по делу доказательствам. По их мнению, доказательством представления депозитарием АБ "Промрадтехбанк" всего пакета документов, необходимых для переоформления казначейских обязательств, принадлежащих истцу, в налоговое освобождение, является отметка о принятии этих документов, сделанная Министерством финансов РФ, на заявлении на казначейское налоговое освобождение. Нарушение, допущенное истцом при оформлении данного заявления, является несущественным и могло быть исправлено Министерством финансов РФ. В связи с этим истец считает, что суд необоснованно освободил Министерство финансов РФ от ответственности за неисполнение обязательств по переоформлению казначейских обязательств серии Ж-1210522 в казначейское налоговое освобождение.
Представитель АБ "Промрадтехбанк" поддержал кассационную жалобу, указав кроме ее доводов на то, что отсутствие в направленном в Минфин РФ заявлении на казначейское налоговое освобождение отметки налоговой инспекции о задолженности ОАО "Электросвязь" в федеральный бюджет не могло служить основанием для отказа в принятии решения о предоставлении последнему налогового освобождения и его выдачи, т.к. в Министерство финансов РФ была передана справка ГНИ по Октябрьскому району г. Владимира от 27.04.96 N 14-01 о размере задолженности истца перед федеральным бюджетом. Указанная справка была принята Минфином РФ 11.07.96, о чем имеется отметка на сопроводительном письме банка. Таким образом, Министерство финансов РФ имело возможность своевременно принять решение о переоформлении казначейских обязательств ОАО "Электросвязь" в казначейское налоговое освобождение.
Представитель Министерства финансов РФ возражал против удовлетворения жалобы, указав на несостоятельность ее доводов, и просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В силу ст. 16 Гражданского кодекса РФ, на основании которой заявлен иск, возмещению подлежат убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Убытки подлежат взысканию при наличии вины и доказанности причинной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 N 906 "О выпуске казначейских обязательств" и утвержденными Правительством РФ Основными условиями выпуска казначейских обязательств Министерством финансов РФ были выпущены казначейские обязательства серии Ж-1210522.
Согласно Глобальному сертификату от 12.10.95, оформленному на весь объем выпуска казначейских обязательств указанной серии, функции платежного агента Министерства финансов РФ были возложены на АБ "Промрадтехбанк" на основании заключенного с ним 12.10.95 договора N 522-Ж.
Глобальным сертификатом выпуска N Ж-1219522 было определено, что казначейские обязательства данной серии погашаются исключительно путем обмена на казначейские налоговые освобождения, начиная с 13.10.95 по 01.11.95.
В указанный период документы на погашение казначейских обязательств путем их обмена на налоговые освобождения серии Ж-1210522 их держателем - ОАО "Электросвязь" и депозитарием в Министерство финансов РФ не направлялись.
В связи с обращением держателей казначейских обязательств о продлении их действия Минфином РФ был установлен дополнительный срок подачи заявлений об обмене этих обязательств на налоговые освобождения с 8 по 30 июля 1996 года.
Условия погашения обязательств в 1996 году были определены утвержденным 11.04.96 Минфином РФ и Государственной налоговой службой РФ Порядком проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 году (зарегистрирован в Минюсте РФ за N 1086 12 мая 1996 г.).
Согласно п. 5 названного Порядка предоставление казначейских налоговых освобождении в обмен на казначейские обязательства осуществляется органами федерального казначейства на основании реестров держателей казначейских обязательств, предъявивших их к обмену на налоговые освобождения, в части платежей в федеральный бюджет, с подписью и печатью уполномоченного банка - депозитария, заявлений организаций - держателей казначейских обязательств об их обмене на налоговые освобождения, заверенные банком-депозитарием с подтверждением и блокированием соответствующей суммы исходя из выписки по счету "депо", а также письменного подтверждения налогового органа по месту регистрации организации о наличии задолженности и суммах текущих платежей в федеральный бюджет.
Сумма задолженности организации в федеральный бюджет определяется по состоянию на первое число текущего (на момент подачи заявления) и предыдущего месяца (п. 3 Порядка).
Поданное ОАО "Электросвязь" в банк-депозитарий заявление на казначейское налоговое освобождение не содержало письменного подтверждения налогового органа о наличии у него задолженности и суммах текущих платежей в федеральный бюджет.
Представленная в Минфин РФ АБ "Промрадтехбанк" 11.07.96 справка налоговой инспекции по Октябрьскому району г. Владимира о задолженности ОАО "Электросвязь" в федеральный бюджет за 1995 г. также не соответствовала установленным требованиям, т.к. не содержала сведений о задолженности на 01.07.96 и 01.06.96.
Довод кассационной жалобы о том, что допущенное истцом нарушение не являлось существенным и не препятствовало выдаче налогового освобождения, несостоятелен, поскольку в соответствии с вышеназванным нормативным актом в случае отсутствия у организации задолженности в федеральный бюджет на дату выдачи казначейского налогового освобождения - казначейское налоговое освобождение не выписывается (п. 3 Порядка).
Представление документов, необходимых для обмена казначейских обязательств на налоговые освобождения, является обязанностью держателя этих обязательств и банка-депозитария, а не Министерства финансов РФ (п. 4.1.1. Положения о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств от 21.10.94, п.п. 3, 5 Порядка проведения зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при финансировании расходов из федерального бюджета в 1996 г.).
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что суд, при принятии решения об отказе в удовлетворении иска ОАО "Электросвязь" правомерно исходил из недоказанности факта незаконного бездействия Министерства финансов РФ и его вины в образовании у истца убытков в связи с непогашением казначейских обязательств серии Ж-1210522.
Довод кассационной жалобы о нарушении судом п. 2 ст. 58 Арбитражного процессуального кодекса РФ необоснован.
Согласно названной правовой норме обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвовали те же лица.
В решении суда от 03.04.98 по делу N А40-2735/98-51-43, на которое истец ссылается как на преюдициальное в части подтверждения факта предоставления им надлежащих документов для обмена казначейских налоговых обязательств на налоговые освобождения, констатируется лишь факт оформления ОАО "Электросвязь" заявления на казначейское налоговое освобождение и предоставление депозитарием АБ "Промрадтехбанк" 10.07.96 в Минфин РФ реестра N 1899. Поскольку решение не содержит оценки указанных документов, суд при рассмотрении 10.09.98 настоящего дела правомерно дал им оценку в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих порядок и условия погашения казначейских обязательств, и с учетом результатов оценки принял решение по существу спора.
В связи с изложенным кассационная инстанция считает, что суд при принятии решения от 10.09.98 полно определил круг юридических фактов, подлежащих доказыванию, выводы решения основаны на исследовании всех доказательств по делу и нормативных актах, регулирующих спорные правоотношения, и не находит оснований для отмены или изменения данного решения.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение от 10.09.98 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-21207/98-67-287 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 1998 г. N КГ-А40/3151-98
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании