Ведение регистров по налоговому учету основных средств
Система налогового учета в соответствии с гл.25 Налогового кодекса РФ строится на основе аналитических регистров, где группируются и обрабатываются данные бухгалтерского учета и (или) первичных документов. В рекомендациях МНС РФ о системе налогового учета для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл.25 предложены следующие регистры налогового учета основных средств:
1. Регистры промежуточных расчетов:
регистр-расчет формирования стоимости основного средства;
регистр-расчет расходов на ремонт текущего периода;
регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущем периодах.
2. Регистры учета состояния единицы налогового учета:
регистр информации об объекте основных средств.
3. Регистры учета хозяйственных операций:
регистр учета операций приобретения имущества.
регистр учета операций выбытия имущества;
4. Регистры формирования отчетных данных:
регистр-расчет амортизации основных средств;
регистр-расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества.
На практике бухгалтеры используют далеко не все вышеуказанные регистры и не в той форме, которая предложена МНС РФ. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями. О том, каким образом более рационально пользоваться рекомендациями МНС РФ и верно заполнять регистры налогового учета, пойдет речь ниже.
Регистр учета операций приобретения имущества
Записи в регистре производятся по каждому факту приобретения организацией права собственности на имущество за исключением тех операций, расходы (доходы) по которым не подлежат включению в состав расходов (доходов) в соответствии с гл.25 НК РФ.
Условия получения имущества, работ, услуг, прав отличаются разнообразием:
безвозмездное получение имущества, работ, услуг, прав (одновременно формируется запись регистра учета доходов);
получение имущества, работ, услуг, прав в рамках благотворительной деятельности, целевого поступления и целевого финансирования (одновременно формируется запись регистра учета средств целевого финансирования, целевых поступлений и поступлений в рамках благотворительной деятельности);
в заем (одновременно формируется запись в регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);
с последующей оплатой (одновременно формируется запись в регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);
в счет погашения ранее полученных авансов (одновременно формируется запись в регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);
в счет расчетов по договору мены.
Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки информации по условиям получения налогоплательщиком имущества, видам понесенных им при этом расходов и возникшим при этом объектам учета.
Информация, отраженная в регистре учета операций приобретения имущества, используется для формирования стоимости приобретаемого имущества (регистр-расчет формирования стоимости объекта учета), которая в дальнейшем учитывается в качестве доходов или расходов, уменьшающих сумму полученных доходов при определении налоговой базы, в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии со ст.313 НК РФ налогоплательщики имеют право не вести отдельных налоговых регистров, если данные бухгалтерского учета соответствуют требованиям гл.25 НК РФ, но в случае, когда налоговый и бухгалтерский учет имеют принципиальные различия, формирование налоговых регистров обязательно. Рассмотрим следующий пример.
Пример 1. ОАО "Бумага" через подотчетное лицо (авансовый отчет N 267 от 10.10.02) приобрело книгу "Справочник бумажника" стоимостью 300 руб., в том числе НДС 50 руб., а также телевизор стоимостью 3600 руб., в том числе НДС 600 руб. Основные средства в этот же день были переданы в эксплуатацию (акт приемки-передачи основных средств N 1 от 10.10.02 и акт приемки-передачи основных средств N 2 от 10.10.02).
19 июля 2002 г. ОАО "Бумага" оформило договор займа с ООО "Леспром" на сумму 150000 руб. по ставке 26% годовых сроком на 3 месяца для покупки оборудования. 1 августа 2002 г. организация приобрела линию для изготовления бумажной массы за счет заемных средств стоимостью 180000 руб., в том числе НДС 30000 руб. (договор N 6 от 25.07.02, счет-фактура N 14 от 01.08.02, накладная N 14 от 01.08.02). Основное средство было введено в эксплуатацию 11 октября 2002 г. (акт приемки-передачи основных средств N 3 от 11.10.02). На дату получения заемных средств ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, составила 23%. 22 сентября 2002 г. организация погасила задолженность по займу.
Таким образом, сумма процентов по договору займа составит 6945 руб.:
за июль 2002 г. - 1282 руб. (150000 руб. x 26% : 365 дн. x 12 дн.);
за август 2002 г. - 3312 руб. (150000 руб. x 26% : 365 дн. x ?31 дн.);
за сентябрь 2002 г. - 2351 руб. (150000 руб. x 26% : 365 дн. x 22 дн.).
Поскольку в рассматриваемой ситуации установленная договором займа процентная ставка составляет 26%, что превышает предельный уровень процентов, установленный ст.269 НК РФ (23% x 1,1 = 25,3%), то сумма начисленных процентов по договору займа включается организацией в стоимость основных средств для целей налогового учета в размере предельной ставки - 25,3% годовых.
Таким образом, сумма процентов по договору займа в налоговом учете составит 6758 руб.:
за июль 2002 г. - 1248 руб. (150000 руб. x 25,3% : 365 дн. x 12 дн.);
за август 2002 г. - 3223 руб. (150000 руб. x 25,3% : 365дн. x 31 дн.);
за сентябрь 2002 г. - 2287 руб. (150000 руб. x 25,3% : 365 дн. x 22 дн.).
Первоначальная стоимость роллов увеличится в этом случае до 156758 руб. (150000 руб. + 6758 руб.). В то время как в бухгалтерском учете данная сумма составит 156945руб. (150000 руб. + 6945 руб.).
Регистр учета операций приобретения имущества будет выглядеть следующим образом (см. табл.1).
Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета
Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета ведется для формирования стоимости основного средства, которая затем используется в других регистрах налогового учета. Записи в регистре производятся по каждому факту возникновения у налогоплательщика объекта учета.
Показатели аналитического учета здесь рекомендуется включать следующие:
наименование основного средства;
дата признания основного средства;
наименование операции;
количество (в натуральном измерении);
сумма;
стоимость объекта учета.
Регистр-расчет амортизации основных средств
Регистр формируется для определения суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств. Записи в регистре производятся по каждому факту начисления амортизации ежемесячно нарастающим итогом по каждому объекту. Отчетные данные формируются путем суммирования показателей с начала налогового периода до отчетной даты. Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки информации отдельно по суммам амортизации, включаемым в соответствии с требованиями НК РФ в состав прямых и косвенных расходов.
В дальнейшем амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг, за минусом прямых расходов в части амортизации, распределенной на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции, отражаются по стр.010 л.02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Суммы амортизационных отчислений, относящихся к косвенным расходам на производство и реализацию товаров, отражаются по стр.060 л. 02 налоговой декларации.
Рассмотрим заполнение регистра на следующем примере.
Пример 2. ОАО "Бумага" имеет в собственности с 1998 г. линию для изготовления бумажной массы первоначальной стоимостью 150000 руб., а также оборудование для изготовления картона первоначальной стоимостью 100000 руб. Срок полезного использования линии составляет 6 лет (72 мес.), применяется нелинейный метод начисления амортизации по ставке 2,7778% в месяц (2 : 6 лет : 12 мес. x 100%). Срок полезного использования оборудования составляет 10 лет (120 мес.), применяется линейный метод начисления амортизации по ставке 0,8333% в месяц (1 : 10 лет : 12 мес. x 100%) (см. табл.2).
В связи с тем, что в приложении N 3 к л.02 налоговой декларации предусмотрено отражение сумм начисленной амортизации по группам основных средств, то целесообразно начисление амортизации по основным средствам организовать в разрезе этих групп. В соответствии с условиями примера основные средства организации относятся к IV и V амортизационным группам.
Таблица 1
Регистр учета операций приобретения имущества
N | Наиме- нование объекта |
Дата | Наимено- вание операции |
Подтверждающий документ |
Сумма, руб. | ||
Всего | Прини- маемая к нало- гообло- жению |
Не при- нимае- мая к налого- обложе- нию |
|||||
1 | Итого приобретено основных средств за про- шлый период (стр.3 регистра за прошлый пе- риод |
0 | 0 | 0 | |||
2.1 | Книга "Справочник бумажника" | ||||||
2.1.1 | 10.10.02 | Приобре- тение |
Авансовый отчет N 267 от 10.10.02 |
250 | 250 | 0 | |
2.1.2 | 10.10.02 | Ввод в эксплуа- тацию |
Акт приемки-пе- редачи основных средств N 1 от 10.10.02 |
250 |
250 |
0 |
|
2.2 | Телевизор | ||||||
2.2.1 | 10.10.02 | Приобре- тение |
Авансовый отчет N 267 от 10.10.02 |
3000 | 3000 | 0 | |
2.2.2 | 10.10.02 | Ввод в эксплуа- тацию |
Акт приемки-пе- редачи основных средств N 2 от 10.10.02 |
3000 | 3000 | 0 | |
2.3 | Линия для изготовления бумажной массы | ||||||
2.3.1 | 31.07.02 | Проценты по займу за июль |
Договор займа от 19.07.02 |
1282 | 1248 | 34 | |
2.3.2 | 01.08.02 | Приобре- тение |
Договор N 6 от 25.07.02, счет- фактура N 14 от 01.08.02 |
150000 | 150000 | 0 | |
2.3.3 | 31.08.02 | Проценты по займу за ав- густ |
Договор займа от 19.07.02 |
3312 | 3223 | 89 | |
2.3.4 | 22.09.02 | Проценты по займу за сен- тябрь |
Договор займа от 19.07.02 |
2351 | 2287 | 64 | |
2.3.5 | 01.10.02 | Ввод в эксплуа- тацию |
Акт приемки-пе- редачи основных средств N 3 от 11.10.02 |
156945 | 156758 | 187 | |
2 | Итого приобретено основных средств за от- четный период (сумма стр. 2.1.2, 2.2.2, 2.3.5) |
160195 | 160008 | 187 | |||
3 | Итого приобретено основных средств (сумма стр. 1-2) |
160195 | 160008 | 187 |
Графа "Срок полезного использования" заполняется исходя из установленного срока эксплуатации объекта.
Основные средства организации были введены в эксплуатацию до вступления в силу гл.25 НК РФ, начисление амортизации, как линейным, так нелинейным способом, производится исходя из остаточной стоимости объектов на 1 января 2002 г. (п.1 ст.322 НК РФ). Эту сумму необходимо указать в графе "Первоначальная стоимость объекта".
На наш взгляд, при применении нелинейного способа начисления амортизации необходимо выделять дополнительно графу "Остаточная стоимость объекта", значение которой определяется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта основных средств сумм начисленной амортизации на отчетную дату.
Показатель "Сумма амортизации по объекту" отражает сумму амортизации, начисленную по конкретному объекту основных средств, и определяется расчетным путем в соответствии с применяемым методом начисления амортизации.
При начислении амортизации линейным методом - путем деления первоначальной стоимости объекта основных средств на срок полезного использования (в месяцах). В рассматриваемом примере сумма начисленной амортизации по оборудованию за октябрь 2002 г. составит 500 руб. (60000 : 120 мес.).
При начислении амортизации нелинейным методом - путем деления удвоенной остаточной стоимости объекта основных средств на срок полезного использования данного объекта (в месяцах). Врассматриваемом примере сумма начисленной амортизации по производственной линии за октябрь 2002 г. составит 836 руб. (30115 x 2 : 72 мес.).
Источниками информации для формирования регистра служат карточки учета основных средств (ф. N ОС-6), ведомости по учету амортизационных отчислений и другие документы бухгалтерского учета. Данные о суммах начисленной амортизации переносятся в регистры учета расходов по тем видам деятельности, где используются основные средства. Форма регистра-расчета амортизации представлена в табл.3.
Регистр-расчет расходов на ремонт
Расходы на проведение ремонтных работ и техническое обслуживание основных средств отражаются в регистре-расчете расходов на ремонт. МНС РФ в рекомендациях выделяет регистр-расчет расходов на ремонт текущего периода и регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущем периодах. Но в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ (в ред. от 24.07.02), расходы на ремонт не нормируются для всех организаций, поэтому целесообразно составлять только один регистр, где отдельно выделить сумму резерва на осуществление ремонтных работ, если такой создается.
Таблица 2
Расчет величины амортизации
Год возмещения |
Расчет амортизации, % в месяц |
Сумма амортизации, тыс. руб. |
Остаточная стоимость, тыс. руб. |
Линия для изготовления бумажной массы (нелинейный ме- тод) |
150000 | ||
1-й год (1998 г.) | 2,7778 | 43023 | 106977 |
2-й год (1999 г.) | 2,7778 | 30685 | 76292 |
3-й год (2000 г.) | 2,7778 | 21883 | 54409 |
4-й год (2001 г.) | 2,7778 | 15605 | 38804 |
5-й год (январь-сен- тябрь (2002 г.) |
2,7778 | 8689 | 30115 |
Октябрь 2002 г. | 2,7778 | 836 | 29279 |
Оборудование для изготовления картона (линейный ме- тод) |
100000 |
||
1-й год (1998 г.) | 0,8333 | 10000 | 90000 |
2-й год (1999 г.) | 0,8333 | 10000 | 80000 |
3-й год (2000 г.) | 0,8333 | 10000 | 70000 |
4-й год (2001 г.) | 0,8333 | 10000 | 60000 |
5-й год январь-сен- тябрь (2002 г.) |
0,8333 |
4500 |
55500 |
Октябрь 2002 г. | 0,8333 | 500 | 55000 |
Записи в регистре формируются по окончании каждого отчетного периода по всем объектам основных средств, по которым в отчетном периоде были произведены затраты на ремонт.
Кроме того, для обеспечения в течение двух и более отчетных периодов равномерного списания расходов на ремонт основных средств организации вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств (ст.324 НК РФ). В связи с этим в регистре также должно быть отражено существование резерва.
Рассмотрим следующий пример.
Пример 3. В октябре 2002 г. ремонтно-механическим цехом ОАО "Бумага" был осуществлен капитальный ремонт линии для изготовления бумажной массы, затраты на ремонт составили 120000 руб. Предположим, что резерв под предстоящие ремонтные работы в организации не создавался.
Кроме того, с 1 октября ежемесячно осуществляется техническое обслуживание линии - 1000 руб. в мес. Таким образом, организация по итогам октября 2002 г. включит в состав материальных расходов 1000 руб., в состав прочих расходов - 120000 руб. (см. табл.4).
Рассмотрим этот же пример, но с условием, что в организации создается резерв под предстоящие ремонтные работы. Пусть ежемесячная сумма отчислений в резерв составляет 11000 руб. Соответственно за 10 мес. сумма резерва составила 110000 руб. (11000 руб. x 10 мес.). Так как в соответствии с условиями примера сумма фактически произведенных затрат на ремонт основных средств в отчетном периоде превысила сумму созданного резерва предстоящих расходов на этот ремонт на 10000 руб. (120000 руб. - 110000 руб.), то остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания отчетного периода.
Таким образом, организация по итогам октября 2002 г. включит в состав материальных расходов 1000 руб., в состав прочих расходов - 21000 руб. (11000 руб. + 10000 руб.)
Форма регистра-расчета расходов на ремонт примет следующий вид (см. табл.5).
Источниками для формирования регистра являются документы, подтверждающие факт совершения расходов, связанных с ремонтом основного средства (сметы, акты сдачи-приемки ремонтных работ, договоры подряда и др.).
Данные о суммах списания расходов на ремонт основных средств переносятся в регистр-расчет прочих расходов, потом в приложение N 2 к л.02 налоговой декларации в стр.040 "Материальные расходы, за исключением расходов, относящихся к прямым" (в части затрат на техническое обслуживание - ст.254 НК РФ) либо в стр.070 "Прочие расходы" (в части затрат на ремонт - ст.260 НК РФ).
Таблица 3
Регистр-расчет амортизации основных средств
N | Наимено- вание объекта |
Принадлеж- ность к основным средствам, непосредс- твенно ис- пользуемым в произ- водстве |
Метод начис- ления аморти- зации |
Спе- циа- льный коэф- фици- ент |
Срок полез- ного исполь- зова- ния, мес. |
Стоимость объекта, руб. руб. |
|||
Пер- вона- чаль- ная |
Сумма аморти- зации по объекту за пери- од |
Общая сумма амор- тиза- ции |
Оста- точ- ная |
||||||
1 | Сумма начисленной амортизации за прошедший период (стр.3 регистра за предыдущий период) |
13189 | |||||||
1.1 | Сумма начисленной амортизации за отчетный пери- од по IV группе основных средств |
836 | |||||||
Линия для из- готовле- ния бу- мажной массы |
Непосредс- твенно участвует при произ- водстве продукции |
Нели- нейный |
- | 72 | 38804 | 836 | 9525 | 29279 | |
1.2 | Сумма начисленной амортизации за отчетный пе- риод по V группе основных средств |
500 | |||||||
Оборудо- вание для из- готовле- ния кар- тона |
Непосредс- твенно участвует при произ- водстве продукции |
Линей- ный |
- | 120 | 60000 | 500 | 5000 | 55000 | |
2 | Сумма начисленной амортизации за отчетный период (сумма стр.2.1-2.2) |
1336 | |||||||
3 | Сумма начисленной амортизации, всего (сумм стр. 1-2) | 14525 |
Регистры по списанию объектов основных средств
Для обобщения информации об операциях выбытия имущества формируется регистр учета операций выбытия имущества. Записи в регистре производятся по каждому факту утраты организацией права собственности на имущество. Выбытие имущества, работ, услуг, прав может происходить в организации по разным основаниям:
безвозмездная передача имущества, работ, услуг, прав;
передача имущества, работ, услуг, прав в рамках благотворительной деятельности;
в порядке целевого финансирования (одновременно формируется запись в регистре учета целевого финансирования);
списание имущества за непригодностью;
возврат сырья, материалов поставщику за непригодностью (одновременно формируется запись в регистре-расчете стоимости сырья, материалов, списанных в отчетном периоде);
возврат товара поставщику за непригодностью (одновременно формируется запись в регистре учета стоимости приобретенных товаров);
в заем (одновременно формируется запись в регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);
с последующей оплатой (одновременно формируется запись в регистре учета операций по движению дебиторской задолженности);
в счет погашения ранее полученных авансов (одновременно формируется запись в регистре учета операций по движению кредиторской задолженности);
в счет расчетов по договору мены.
Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки информации по условиям получения налогоплательщиком дохода и по видам полученных доходов.
При списании основных средств заполняется также регистр-расчет финансового результата от выбытия амортизируемого имущества. Регистр формируется для обобщения информации об операциях выбытия имущества налогоплательщика, реализации им работ, услуг, прав и формирования сумм доходов или убытка от реализации.
Записи в регистре производятся нарастающим итогом по мере осуществления операций реализации и по каждому объекту амортизируемого имущества.
Заметим, что в рекомендациях МНС РФ не сказано о списании основных средств стоимостью менее 10000 руб. Согласно ст.256 НК РФ такие основные средства не подлежат амортизации и относятся на расходы по мере ввода этих средств в эксплуатацию. Мы считаем, что данные операции должны быть отражены в отдельном регистре - регистре учета списания объектов основных средств стоимостью менее 10000 руб.
Рассмотрим заполнение указанных регистров на примере.
Таблица 4
Регистр-расчет расходов на ремонт
N | Наимено- вание объекта |
Принад- лежность к основ- ным средст- вам, не- посред- ственно исполь- зуемым в произ- водстве |
Наиме- нование опера- ции |
Способ осущест- вления ремонта |
Сумма, руб. |
Опра- вда- тель- ный доку- мент |
Источ- ник финан- сиро- вания ремон- тных работ |
Величина созданного резерва, руб. |
|
на на- чало ремон- тных работ |
на ко- нец ре- мон- тных ра- бот |
||||||||
1 | Итого расходы на ремонт за прошлый период (стр.3 регистра за прошлый период) |
0 | 0 | ||||||
2.1 | Линия для из- готовле- ния бу- мажной массы |
Непосре- дственно участву- ет в произ- водстве продук- ции |
Капи- тальный ремонт |
Ремонт- но-меха- нический цех ОАО "Бумага" |
120000 | Акт сдачи- прием- ки ре- монт- ных работ |
Прочие расхо- ды те- кущего перио- да |
120000 | 0 |
2.2 | Линия для из- готовле- ния бу- мажной массы |
Непосре- дственно участву- ет в произ- водстве продук- ции |
Техни- ческое обслу- живание |
Ремонт- но-меха- нический цех ОАО "Бумага" |
1000 | Акт сдачи- прием- ки ре- монт- ных работ |
Мате- риаль- ные расхо- ды те- кущего перио- да |
x | x |
2 | Итого расходы на ремонт (сумма стр.2.1-2.2) |
121000 | В том числе за счет соз- данно- го ре- резва |
x | |||||
3 | Итого расходы на ремонт (сумма стр.1-2) |
121000 | В том числе за счет соз- данно- го ре- резва |
x |
Таблица 5
Регистр-расчет расходов на ремонт
N | Наимено- вание объекта |
Принад- лежность к основ- ным средст- вам, не- посред- ственно исполь- зуемым в произ- водстве |
Наиме- нование опера- ции |
Способ осущест- вления ремонта |
Сумма, руб. |
Опра- вда- тель- ный доку- мент |
Источ- ник финан- сиро- вания ремон- тных работ |
Величина созданного резерва, руб. |
|
на на- чало ремон- тных работ |
на ко- нец ре- мон- тных ра- бот |
||||||||
1 | Итого расходы на ремонт за прошлый период (стр.3 регистра за прошлый период) |
0 | 0 | ||||||
2.1 | Линия для из- готовле- ния бу- мажной массы |
Непосре- дственно участву- ет в произ- водстве продук- ции |
Капи- тальный ремонт |
Ремонт- но-меха- нический цех ОАО "Бумага" |
110000 | Акт сдачи- прием- ки ре- монт- ных работ |
Резерв для пред- стоя- щих ремон- тных работ |
110000 | 0 |
10000 | Акт сдачи- прием- ки ре- монт- ных работ |
Прочие расхо- ды те- кущего перио- да |
x | x | |||||
2.2 | Линия для из- готовле- ния бу- мажной массы |
Непосре- дственно участву- ет в произ- водстве продук- ции |
Техни- ческое обслу- живание |
Ремонт- но-меха- нический цех ОАО "Бумага" |
1000 | Акт сдачи- прием- ки ре- монт- ных работ |
Мате- риаль- ные расхо- ды те- кущего перио- да |
x | x |
2 | Итого расходы на ремонт (сумма стр.2.1-2.2) |
121000 | В том числе за счет соз- данно- го ре- резва |
110000 | |||||
3 | Итого расходы на ремонт (сумма стр.1-2) |
121000 | В том числе за счет соз- данно- го ре- резва |
110000 |
Пример 4. Воспользуемся данными примера 1. Книга "Справочник бумажника" стоимостью 300 руб., в том числе НДС 50 руб., а также телевизор стоимостью 3600 руб., в том числе НДС 600 руб., относятся на расходы отчетного периода по мере ввода этих средств в эксплуатацию.
ОАО "Бумага" реализовало 1 ноября 2002 г. оборудование для изготовления картона в связи с его непригодностью. Основанием выбытия является договор на поставку сырья с ЗАО "Металлопрокат" от 01.11.02. В соответствии с договором ЗАО "Металлопрокат" оплачивает стоимость станка 72000 руб., в том числе НДС 12000 руб., втечение 3 дней с момента его получения (выручка определяется методом начисления). Остаточная стоимость оборудования 55000 руб. Транспортные расходы 2000 руб. в соответствии с договором оплачивает организация-поставщик.
10 ноября 2002 г. в связи с непригодностью было списаноздание склада. Первоначальная стоимость склада 20000руб. Здание полностью амортизировано. Расходы по разборке здания склада составили 400 руб. В результате ликвидации были получены материалы стоимостью 700 руб.
Заполним в первую очередь регистр учета списания объектов основных средств стоимостью менее 10000 руб.
Так как телевизор непосредственно не участвует в производственной деятельности организации, то расходы на его приобретение не принимаются в целях исчисления налога на прибыль.
Источниками информации для формирования регистра служат карточки учета основных средств (ф. N ОС-6), акты приемки-передачи основных средств (ф. N ОС-1) и другие документы бухгалтерского учета.
Данные о суммах списания основных средств переносятся в регистры учета расходов по тем видам деятельности, где используются основные средства, либо в регистр расчета расходов, не принимаемых для целей налогообложения. Заполненный регистр представлен в табл.6.
В соответствии с условиями примера в организации произошло также выбытие амортизируемого имущества стоимостью более 10000 руб. - реализация оборудования для изготовления картона и демонтаж здания склада.
В качестве первичных документов для составления регистра-расчета финансового результата от выбытия амортизируемого имущества (табл.7) указываются документы, подтверждающие момент передачи права собственности на отчуждаемое имущество (счет-фактура, накладная, договор), а также документы, содержащие информацию об объектах основных средств (инвентарные карточки основных средств), и соответствующие регистры (регистр-расчет амортизации основных средств, регистр-расчет формирования стоимости объекта учета и др.).
Данные регистра переносятся в стр.060 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации в части доходов от реализации амортизируемого имущества за минусом соответствующих расходов; расходы, связанные с остальными видами выбытия амортизируемого имущества, переносятся в регистр учета внереализационных доходов, откуда - в приложение N 7 к листу 02 налоговой декларации.
Регистр информации об объекте основных средств
Все вышеназванные операции обобщаются в регистре информации об объекте основных средств. Записи в регистре формируются по факту начала использования объекта основных средств до момента выбытия объекта учета. Аналитический учет, содержащий информацию, установленную ст.323 НК РФ, ведется по каждому объекту основных средств.
Таблица 6
Регистр учета информации об объектах основных средств
стоимостью менее 10000 руб.
N | Наименова- ние объек- та |
Принад- лежность к основ- ным средст- вам, не- посред- ственно исполь- зуемым в произ- водстве |
Поступление | Ввод в эксплуатацию | ||||
Сто- имо- сть, руб. |
Дата | Оправда- тельный документ |
Стои- мость, руб. |
Дата | Оправда- тельный документ |
|||
1 | Сумма объектов основных средств стоимостью менее 10000 руб. за прошедший период (стр.3 регистра за предыдущий период) |
0 | ||||||
2.1 | Книга "Справоч- ник бумаж- ника" |
Непосре- дственно участву- ет в произ- водстве продук- ции |
250 | 10.10.02 | Авансо- вый от- чет N 267 от 10.10.02 |
250 | 10.10.02 | Акт приемки- передачи основных средств N 1 от 10.10.02 |
2.2 | Телевизор | Не учас- твует в произво- дстве продук- ции |
3000 | 10.10.02 | Авансо- вый от- чет N 267 от 10.10.02 |
3000 | 10.10.02 | Акт приемки- передачи основных средств N 2 от 10.10.02 |
2 | Сумма объектов основных средств стоимостью менее 10000 руб. за отчетный период (сумма стр.2.1-2.2), в том числе не принимаемая для целей налогообложения |
3250 3000 |
||||||
3 | Сумма объектов основных средств стоимостью менее 10000 руб. за отчетный период (сумма стр. 1-2), в том числе не принимаемая для целей налогообложения |
3250 3000 |
Таблица 7
Регистр-расчет финансового результата от выбытия
амортизируемого имущества
N | Наименова- ние объек- та |
Получены доходы от выбытия имущества |
Осуществлены расхо- ды, связанные с выбытием имущества |
Оста- точ- ная стои- мость объ- екта, руб. |
Резу- льтат выбы- тия, руб. (гр.4 - гр.7 - гр.9) |
||||
Наиме- нова- ние опера- ции |
Сумма, руб. |
Оправда- тельный документ |
Наиме- нова- ние опера- ции |
Сум- ма, руб. |
Оправда- тельный документ |
||||
1 | Итого результат от списания основных средств за прошлый пери- од (стр.3 регистра за прошлый период) |
0 | |||||||
2.1 | Оборудова- ние для изготовле- ния карто- на |
Реали- зация |
60000 | Договор на поста- вку сырья от 01.11.02 Акт при- емки-пе- редачи ОС от 01.11.02 |
Транс- порт- ные расхо- ды |
2000 | Договор на пос- тавку сырья от 01.11.02 Товаро- транспо- ртная наклад- ная от 01.11.02 |
55000 | 3000 |
2.2 | Здание склада |
Полу- чены ТМЦ |
700 | Приходный ордер от 10.11.02 |
Раз- борка здания склада |
400 | Наряд от 10.11.02 |
0 | 300 |
2 | Итого результат от списания основных средств за отчетный пе- риод (сумма стр. 2.1-2.2) |
3300 | |||||||
3 | Итого результат от списания основных средств (сумма стр. 1-2) | 3300 |
Э.С. Митюкова,
бухгалтер ООО "Кировбумпром"
"Бухгалтерский учет", N 6, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.