Кодекс честной торговли и высоких технологий
Сегодня уже очевидно, что с подписанием Президентом России 29 мая 2003 года федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" открыта новая страница развития таможенного дела в России. По Таможенному кодексу образца 1994 года Государственный таможенный комитет Российской Федерации имел широкие права на издание собственных нормативных актов, регулирующих многие сферы таможенного дела. В результате такой нормотворческой деятельности за последнее десятилетие изданы тысячи ведомственных подзаконных документов. Торговля и бизнес, нуждающиеся в стабильности и предсказуемости таможенных правил, не успевали к ним приспосабливаться.
Новеллы закона
Новая редакция Таможенного кодекса в корне меняет дело. Прежде всего Кодекс соответствует нормам и принципам Всемирной торговой организации и фактически базируется на Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В новом Таможенном кодексе 439 статей, и выстроен он по-иному, чем было до сих пор: прежде всего это закон максимально прямого действия. В нем четко определены порядок и правила таможенного контроля, детально прописаны таможенные процедуры, функции и обязанности таможенной службы. За ГТК России остается разработка технологии таможенного контроля в рамках того, что предписал закон, и утверждение формы документов (деклараций и др.) и их внутреннего содержания. В законе сказано, например, какие сведения может истребовать таможня при пересечении таможенной границы и в каких документах они должны содержаться. Любые требования таможенного органа подлежат письменной мотивировке. Кодекс исключает какие-либо внесудебные процедуры привлечения к ответственности участников внешней торговли и позволяет разрешать споры на месте.
Противоречия отменить
Уже сегодня, не дожидаясь вступления с 1 января 2004 года Таможенного кодекса в силу, ГТК России начал работу по отмене тех нормативных актов, которые противоречат новому Кодексу. За предстоящие полгода нужно не только "вычистить" нормативно-правовую базу, но и подготовить новые нормативные документы, которые предписывает издать сам Кодекс. Количество разъясняющих и дополняющих подзаконных актов должно быть уменьшено в десятки раз, и их предстоит четко систематизировать для удобства применения.
Профессиональная квалификация
Чтобы в новых условиях работать нормально и без сбоев, необходима предварительная подготовка всей таможенной службы страны. Уже сегодня персонал ГТК России на всех уровнях, от руководства до рядовых таможенников, начал изучение закона. Профессионализм таможенников достаточно высок, так что с этим проблем не будет, а вот психологию многих придется менять. Например, сегодня таможенный инспектор или даже начальник таможни зачастую боится принять решение до тех пор, пока ему сверху не скажут или не отпишут, как правильно действовать. А теперь решения придется принимать на уровне таможни и отвыкать при этом от привычки действовать с позиции административной силы. ГТК России предстоит перестроить всю таможенную систему так, чтобы научить сотрудников работать по Кодексу, напрямую исполняя предписания закона. Кроме того, чтобы закон начал эффективно работать, нужно провести серьезную перестройку таможенных процедур с целью их максимального упрощения. Задача одна - ускорить движение товаров. А нынешние таможенные процедуры идеологически нацелены на обеспечение более плотного таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств. Предстоит согласовать с буквой и сутью Таможенного кодекса таможенные технологии, инструменты и механизмы, которыми оперирует таможенная служба. Это одна из самых важных задач на ближайшие полгода.
Таможенные процедуры
Таможенный кодекс должен решить непростые вопросы, связанные с ускорением международного товарооборота. По новому Кодексу таможенное оформление сокращается с десяти до трех дней. Правда, есть несколько исключений. Например, если не представлены все необходимые документы, список которых также строго оговорен. На этот случай предусмотрена процедура выпуска товаров под обеспечение таможенных платежей. Если в результате детальной экспертизы подтвердятся сомнения таможенного органа в достоверности сведений в документах или заявленных в грузовой таможенной декларации данных, то тогда будут приниматься соответствующие меры, в том числе доначисление таможенных платежей. Но товар при этом уже будет выпущен в свободное обращение. Конечно, здесь речь идет не о фирмах-однодневках.
Таможенный кодекс устанавливает возможность предварительного декларирования, предусматривает также использование электронной декларации и электронной подписи. Теперь за 15 дней до поступления товара на таможенную территорию России возможно подать таможенную декларацию и внести таможенные платежи. Эксперименты показали, что такой порядок сокращает сроки обработки товара на таможне до часов и минут. Ведь когда товар поступает на таможню, инспектору остается только сверить документы с декларацией и самим товаром.
По новому Таможенному кодексу участник внешнеторговой деятельности вправе сам определять места временного хранения товаров (сейчас таможня направляет товары на определенные склады временного хранения). Исключение составляют товары, которые могут представлять угрозу безопасности или здоровью граждан и требуют особых условий хранения (радиоактивные материалы, опасные химические вещества и т.п.).
В Кодексе четко определены положения, регламентирующие правила перемещения товаров физическими лицами. Здесь закон идет по пути предельного упрощения таможенного контроля. Вся идеология нового Кодекса строится на системе "зеленого" и "красного" коридоров, что позволит людям пересекать таможенную границу и перемещать свой багаж по мировым стандартам.
Кодекс получился либеральным с точки зрения прозрачности, четкого прописывания правил таможенного контроля и оформления, расширения прав участников внешнеэкономической деятельности, вплоть до заявительного либо уведомительного характера ряда таможенных процедур и действий. В новом Кодексе более четкое регулирование таможенных правоотношений. Все нововведения направлены на то, чтобы государство сполна получало доход в казну, а участники хозяйственной деятельности и граждане - комфортные условия перемещения товаров и транспортных средств.
В Кодексе сполна учитываются интересы государства, но при этом интересы лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности, во многих случаях поставлены на первое место. Особо важным в этом плане представляется положение, согласно которому государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, а также вследствие недостоверной информации, предоставленной таможенными органами.
Надзор и контроль
Новый Таможенный кодекс уравнивает фискальные и контрольно-надзирательные функции таможенной службы с функцией обслуживания внешней торговли.
Одним из основных камней преткновения еще при работе над законопроектом было структурное построение законодательства, в том числе решение вопроса о том, где должен быть прописан порядок определения таможенной стоимости: в Законе о таможенном тарифе (как это происходит сегодня), в Налоговом кодексе или в Таможенном. Вопрос этот пока остается нерешенным.
Таможенный кодекс содержит лишь механизм реализации положений, касающихся правил определения налогооблагаемой базы. Не решены еще до конца в законодательном плане и вопросы валютного регулирования и валютного контроля. Очевидным остается то, что сегодня только таможня способна сполна проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует все перемещения товаров через таможенную границу.
Новый кодекс определяет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств, как функцию таможенных органов, осуществляемую в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, которое еще необходимо принять до 1 января 2004 года во избежание правового вакуума в этом вопросе.
За таможенными органами сохраняются функции правоохранительного органа, подтверждается право на оперативно-розыскную деятельность, и в том нет ничего особо российского, так как правом выявлять таможенные правонарушения и привлекать к ответственности обладают все таможни мира. Остается оно и у российских таможенников в силу административного законодательства, равно как и привлечение к уголовной ответственности по ряду составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом.
Информационная интеграция
В целях усиления борьбы с нарушениями в таможенной сфере проводится большая работа по совмещению единого государственного реестра юридических лиц МНС России с базой данных ГТК России. Важным шагом стало взаимодействие с информационными структурами Всемирной таможенной организации (ВТО).
Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ утвердил Положение о Региональном узле связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации "RILO-Москва" и принял единый порядок обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок.
ГТК России намерен энергично использовать весь имеющийся потенциал в информационных технологиях для исполнения своих контрольных функций в том новом виде, какой прописан в Кодексе. Речь идет прежде всего о реализации концепции управления рисками, которую используют наиболее развитые страны. Смысл этой концепции заключается в том, что таможня контролирует не все пересекающие границу товары, а выбирает цели, которые сопряжены с наибольшими рисками для экономики. На практике это осуществляется с помощью специальных компьютерных программ. Из различных баз данных поступает информация о каждом пересечении товаром границы. Эта информация анализируется с помощью разработанных критериев и выявляются поставки, которые так или иначе могут быть отнесены к группам риска. Например, товар может быть задекларирован не под своим наименованием, у него может быть занижена стоимость, или этот товар следует в адрес несуществующего хозяйствующего субъекта. Сегодня определено уже 36 критериев риска, которые заложены в программу, и она в ГТК России действует уже год. К 2008 году все таможенные органы на территории страны будут объединены в единую информационную систему, что позволит добиться единообразного применения закона на всей территории страны. Это будет уже принципиально новый, более высокий уровень таможенной службы России.
Ю.Ф. Азаров,
статс-секретарь,
заместитель председателя ГТК России
"эж-ЮРИСТ", N 23, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru