Не спешите приобретать полис
Закон об "автогражданке" вызывал ожесточенные дискуссии как в обществе, так и в высших эшелонах государственной власти. Дискуссии эти затрагивали не только и не столько юридико-технические проблемы формулировки норм Закона, сколько саму его концепцию. Противники Закона в том виде, в котором он принят, выдвигают весьма эмоциональные, но от того не менее интересные аргументы, указывая на противоречие его ГК РФ, КоАП РФ и даже Конституции РФ.
Наиболее острый интерес среди юристов в последнее время вызывает Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон). Парадоксальна судьба этого документа: разрабатывался он более 10 лет. И несмотря на то, что Президент его уже подписал, и назначен срок вступления его в силу - 1 июля 2003 г., (а ответственность за несоблюдение норм Закона наступает с 1 января 2004 г.), споры вокруг него продолжаются и поныне. Например, депутатами был подготовлен ряд изменений; сенаторы просят отложить дату вступления его в силу, считая, что применение этого документа требует подготовительной работы; правоведы, а главное - автолюбители, уверены в его несовершенстве. О проблемах "автогражданки" сегодня нам расскажут те, кто принимал участие в работе над Законом, и те, кому его предстоит применять на практике. Послушаем и жесткую (а возможно, и справедливую) критику в его адрес.
По моему убеждению, это грабительский, драконовский Закон, который в нынешнем его виде носит антинародный и антисоциальный характер.
Если выразить его суть одним предложением, то всех автовладельцев обязывают вносить средства на счета страховых компаний, покупать полисы, а получить им свои деньги в случае наступления страхового момента практически невозможно. Сколько "ловушек" ожидает граждан в Законе! В процессе работы над ним депутатов поодиночке уговаривали проголосовать за него.
Хотите знать имена главных лоббистов? Это заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам В. Тарачев и депутат А. Коваль, который параллельно с депутатством стал еще и президентом Всероссийского союза страховщиков.
Нарушение конституции и прав граждан
Важнейший принцип Конституции РФ - презумпция невиновности. Исходя из этого принципа все граждане считаются честными и порядочными, пока не доказано обратное. Основная концепция Закона заключается в том, что все водители - нарушители Правил дорожного движения. Поэтому обязательно должны будут в кого-нибудь врезаться. То есть авторы данного нормативного акта заранее проповедуют принцип презумпции виновности.
Тарифы
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права человека и гражданина могут быть ограничены в исключительных случаях только федеральным законом. Конституционный Суд РФ разъяснил нам, как это следует понимать: ограничение прав граждан - это в том числе и возложение на них обязанностей по уплате налогов, сборов и иных платежей. Другими словами, любые платежи должны быть закреплены в законе. Следовательно, и страховые тарифы должны быть также закреплены в отдельной статье Закона. Ведь сколько нам в случае ДТП заплатят компенсацию - в нем определено, а сколько мы должны заплатить (покупая полис, становясь клиентом страховой компании) - об этом в нем ничего не сказано. В то же время известно, что сами тарифы устанавливает и далее будет устанавливать Правительство. Таким образом, почему же так важно утвердить тарифы законом, а не решением Правительства? Да потому, что обсуждение любого законопроекта в Думе носит гласный и открытый характер, 450 депутатов труднее подкупить, запугать или переубедить. Чиновником манипулировать гораздо легче. Об этом говорят хотя бы только что утвержденные тарифы.
Это страшное слово "регресс"
Первый вариант законопроекта включал статьи, в которые предусматривали возможность отказа от выплат. Теперь законодатель прикрылся таким наукообразным словом "регресс". Это значит то, что случись ДТП по вашей вине, и страховщики с вас вычтут все суммы в пользу потерпевшего. Другими словами в 90% случаев из 100 потерпевшему выплатят деньги, а потом в порядке регресса взыщут их с собственника машины или с гражданина, который купил полис. А оснований для этого в Законе указано десятки, всегда найдут к чему придраться: был пьян, эксплуатировал неисправный автомобиль, не прошел техосмотр, нет водительского удостоверения и т.д., и т.п.
По Закону деньги с причинителя вреда также вычтут, если был умысел, но каково определение умысла и что под ним подразумевается, - на это ответа в Законе вы не найдете.
Если ты не вписан в полис
Следует отметить, что одна из норм Закона так же грубо нарушает Гражданский кодекс РФ и Конституцию. В соответствии со статьей 35 Конституции и ГК РФ собственник свободно владеет и распоряжается своим имуществом: вправе его продать, подарить, завещать или, например, передать во владение другому лицу. Теперь же, в рамках Закона, передать автомобиль во владение можно не кому захочешь, а только тому, кто вписан в страховой полис.
А что же будет, если гражданин все-таки будет игнорировать данное требование, установленное Законом? В этом случае его просто оштрафуют. И не дай бог если в этот момент еще произошло и ДТП, то к штрафу добавят и регресс. Штраф же за езду без полиса совершенно четко определен в ст.12.37 нового КоАП РФ - он достигает 8 МРОТ.
Исков станет больше
Страховщики и гаишники говорили нам, что после принятия Закона водители перестанут ходить по судам. По моему глубокому убеждению, теперь они будут делать это в три раза больше. Так, например, произошло ДТП: первое дело - это суд с ГАИ.
Второй суд предстоит теперь со страховой компанией, и только по решению третьего суда гражданин имеет шанс получить свои законные деньги. С кем раньше судились люди? Друг с другом. Теперь им придется судиться со страховой компанией. Ясно, что выиграть спор физическому лицу со страховщиком сложнее: там свои финансовые и юридические службы, да и судьи, нередко, тоже...
Льготники
У нас в стране льготные категории граждан платят за все меньше, как правило, в размере 50%. В первом чтении в законопроекте предусматривались льготы, ко второму чтению их уже ликвидировали. В Законе осталась отсылочная норма, гласящая, что субъект Федерации может предусмотреть в своем бюджете средства на выплату льготным категориям граждан. Может, но не обязан, а значит, и не будет.
Многодетным семьям, ветеранам труда, инвалидам детства, пенсионерам, Героям Советского Союза, России льготы не предусмотрены. Следовательно, в данном документе и их права значительно ущемлены.
Оплатят ли страховку?
Сейчас нередко к юристам обращаются с вопросами: что делать если застрахован, есть полис, а страховщик отказывается платить? Действительно, под разными предлогами они не платят или говорят так: "Мы выплатим половину страховки, а вы напишите, что претензий нет". Максимальная сумма ущерба, которую реально возможно получить - 4000 дол. Пример: "запорожец" въехал в "мерседес". Эксперты оценили ущерб в 10 000 дол. А где же взять еще 6000? Сумма компенсации, указанная в Законе, - очень небольшая, ее явно не хватит для компенсации ущерба от серьезной аварии.
Коэффициенты вне закона
Повышающие коэффициенты будут различными для тех или иных регионов России. Это противоречит ст.19 Основного Закона, согласно которой все граждане равны независимо от социального положения и места жительства. Кроме того, незаконна и разница коэффициентов в зависимости от возраста и стажа.
Кроме того, страховщики самым коварным образом смешали два понятия "собственник" и "водитель". Собственником может быть и гражданин, и автобаза, а ведь при покупке полиса неизвестно, кто сядет за руль.
Опасная тенденция
Может ли государство (с точки зрения теории права) вынуждать нас заключать договор страхования? Ведь это такой же договор, как договор купли-продажи, дарения и т.д.
Известно также, что договор носит добровольный характер. Необходимо убеждать людей застраховать квартиру, дачу, а не принуждать. В Госстрое уже идут разговоры: "В обязательном порядке нужно страховать и жилье". Поэтому заслон обязательному страхованию поставить необходимо. Следует знать, что во всем мире одни из самых страшных монстров рыночной экономики - это страховые компании.
Поживем - увидим...
И в заключение напомним еще раз, когда наступает ответственность за езду без страхового полиса? С 1 января 2004 г. Поэтому не несите денег страховщикам сегодня. Почему так важно выиграть время? Потому что в Госдуме находится ряд поправок к Закону В. Похмелкина, И. Грачева, Г. Райкова и других депутатов о переносе как минимум на год срока введения в действие Закона. А в течение этого времени возникнет еще несколько законопроектов, вносящих кардинальные изменения, которые бы действительно защитили права граждан, - от регресса и прочего.
Несмотря на то, что многие высказывания автора на первый взгляд могут показаться излишне категоричными и не подкрепленными достаточной аргументацией, почти все они, если задуматься, не лишены оснований. Обсуждаемый Закон действительно таит в себе немало проблем, многие из которых в будущем вполне могут стать поводом для обращения в КС РФ. К сожалению, мы в очередной раз вынуждены констатировать, что качество принимаемых в последнее время законов оставляет желать лучшего. Тем большее значение принимает конструктивная критика в адрес законодателя со стороны юридической общественности.
Л. Ольшанский,
адвокат,
вице-президент Движения автомобилистов России,
в 2002 г. удостоен звания "Лучший адвокат года"
"эж-ЮРИСТ", N 23, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru