Вопросы и ответы
Объясните, пожалуйста, в чем заключаются особенности правового статуса налоговых агентов?
Специфика правового положения налоговых агентов как самостоятельных участников налоговых правоотношений определяется положениями Налогового кодекса РФ.
Согласно п.2 ст.11 уплата налога может осуществляться налогоплательщиком как самостоятельно, так и путем удержания налога у источника выплаты. При этом источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.
В силу п.1 ст.24 налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с указанным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Например, в ст.161 установлено, что налоговыми агентами по уплате НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.
Следует отметить, что филиалы и иные обособленные подразделения юридического лица не могут быть налоговыми агентами, поскольку они налоговым законодательством не признаются самостоятельными налогоплательщиками и исполняют обязанности юридического лица только по месту своего нахождения.
Пунктом 2 ст.24 закреплено положение, согласно которому налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики в соответствии со ст.21 НК РФ. А пункт 3 устанавливает ограниченный перечень обязанностей налоговых агентов, которые должны:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, уплачиваемых налогоплательщиком, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
вести учет выплаченных налогоплательщиком доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты для уплаты налога налогоплательщиком перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном ст.58.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налоговый агент несет ответственность, установленную действующим законодательством. На основании ст.123 налоговый агент может привлекаться к ответственности за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению. Однако поскольку перечень, закрепленный в п.3 ст.24, предусматривает и иные обязанности налогового агента, возможно также привлечение его к ответственности в соответствии с п.1 ст.126 за непредставление в установленный срок налоговому органу документов и (или) других сведений, необходимых для осуществления контроля.
Какие обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков, установлены для банков налоговым законодательством?
Согласно ст.86 НК РФ на банки возложены следующие публично-правовые обязанности:
открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
В пункте 2 ст.11 указано, что под счетами следует понимать расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, являясь стороной договора банковского счета, банки могут перечислять суммы налогов и сборов; по поручению налоговых органов взыскивать недоимки и пени или приостанавливать операции по счетам налогоплательщика. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом российским законодательством, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
В каких случаях лицо может быть признано невиновным в совершении налогового правонарушения?
Статьей 111 НК РФ закреплены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом либо их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Необходимо подчеркнуть, Налоговый кодекс не содержит перечень должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов, которые вправе давать означенные разъяснения. В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.35 постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 указал, что письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа или его заместителем, а также руководителями соответствующих федеральных министерств и ведомств и иных уполномоченных должностных лиц, налогоплательщик вправе рассматривать как разъяснение компетентного должностного лица вне зависимости от того, адресовано ли данное разъяснение непосредственно налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.
Н.В. Герасименко,
кандидат юридических наук,
научный сотрудник Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", 2003, N 6