Перспективы применения МСФО в российских организациях
О перспективах применения МСФО в российских организациях начали говорить еще в начале 90-х годов ХХ в. в связи с либерализацией внешней торговли и крупных акционерных обществ в результате приватизации государственной собственности. Составление отчетности по МСФО или по ГААП США для таких организаций было вынужденной мерой, поскольку иначе они не могли выйти со своими ценными бумагами на мировые фондовые рынки.
В это время бухгалтерский учет в российских организациях строился на основе Плана счетов, утвержденного Минфином России в 1991 г., который отражал особенности хозяйственной жизни организаций в условиях перехода народного хозяйства к рыночной экономике. Однако отечественный бухгалтерский учет еще сохранял методические и организационные подходы, присущие плановой экономике. Поэтому встал вопрос о целесообразности применения международного бухгалтерского учета в российских организациях и о пределах такого применения. К этому подталкивали продолжающееся развитие глобализационных процессов в мировой экономике, реальная перспектива вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и все расширяющиеся связи российских организаций с зарубежными фондовыми биржами, банками, крупными торговыми партнерами, инвесторами и посредниками. Часть российских организаций переросла в транснациональные корпорации. Именно для них применение МСФО стало необходимым. Другие организации, прежде всего открытые акционерные общества, обязанные составлять публичную бухгалтерскую отчетность, уже не могли ограничиться прежними методическими подходами к бухгалтерскому учету.
Отличительной чертой российского бухгалтерского учета всегда было стремление учитывать мировые тенденции, поэтому многое из международного учета у нас уже было до перехода российской экономики на рыночные отношения.
МСФО как перспективная информационная модель бухгалтерского учета начали складываться в начале 70-х годов прошлого века, создавая универсальный язык бизнеса для транснациональных корпораций, мировых фондовых бирж и крупнейших банковских центров. Глубокое изучение интересов потребителей финансовой отчетности, прежде всего инвесторов и акционеров, позволило Комитету по МСФО на основе существующих бухгалтерских концепций разработать основополагающие принципы и стандарты учета и отчетности. Главная задача Комитета по МСФО состоит в создании условий для составления и публикации прозрачной, общепонятной и полной финансовой отчетности, стабилизирующей рыночные отношения.
Рыночные отношения подразумевают заинтересованную подотчетность заемщиков перед кредиторами, эмитентов перед инвесторами, банков перед вкладчиками, высшего управленческого персонала перед акционерами. Извечное противоречие между прозрачностью отчетности и конфиденциальностью информации преодолевается точным соблюдением требований МСФО по раскрытию информации в финансовой отчетности.
Единая финансовая отчетность приобретает особую актуальность в связи с новым, глобализационным этапом в развитии мировой экономики, в особенности на фондовых рынках. Из этого, однако, не следует, что МСФО должны повсеместно, во всех странах и во всех организациях применяться вместо национальных стандартов бухгалтерского учета. По концепции Комитета по МСФО, они должны применяться добровольно крупными публичными компаниями, имеющими транснациональный бизнес, торгующими на биржах либо получившими кредиты в зарубежных банках.
В 1995 г. Международная организация комиссии по ценным бумагам согласовала с Комитетом по МСФО план "Основные стандарты" с целью обеспечить единую информацию для участников фондового рынка, сблизить концептуальные принципы МСФО и ГААП США, как ведущей мировой экономической державы. Его выполнение взяли под контроль министры финансов и руководители центральных банков стран "Большой семерки". К 2000 г. план был выполнен, что открыло путь для применения МСФО на всех мировых фондовых биржах. Особым толчком в этом направлении явился азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., серьезно отразившийся на экономике России.
В апреле 2000 г. Европейская комиссия приняла решение о составлении сводной финансовой отчетности по МСФО всеми компаниями, ценные бумаги которых обращаются на финансовых рынках. В течение пяти лет национальное законодательство стран Европейского союза должно быть приведено в соответствие с МСФО. В этот же период должен завершиться перевод консолидированной отчетности компаний на международные стандарты. Федеральная комиссия по ценным бумагам США приняла решение не позднее 2007 г. осуществить переход на фондовых рынках к применению финансовой отчетности, в основном консолидированной, составленной по требованиям МСФО, и отказаться от применения ГААП США в этих целях, поскольку МСФО через "Основные стандарты" приблизились по содержанию к ГААП США, в особенности по отражению финансовых инструментов.
Российское правительство в 1998 г. приняло программу реорганизации бухгалтерского учета, его приближения к методике, принятой МСФО. Российские организации получили право составлять сводную финансовую отчетность только в соответствии с МСФО и не дублировать ее в соответствии с российскими нормативами.
Правительственная программа реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. В ходе выполнения программы утверждены новые положения по бухгалтерскому учету, принят модернизированный план счетов. При разработке новых положений изначально не ставилась задача полного сближения российского бухгалтерского учета с МСФО.
В Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики поставлена задача по повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности российской экономики, более полному выражению интересов инвесторов и акционеров российских организаций. Одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности российских организаций должно стать совершенствование бухгалтерского учета и отчетности на основе МСФО.
Большинству российских организаций применение такой сложной системы, как МСФО, в полном объеме не требуется. По оценкам специалистов, имеется около 4 тысяч компаний, которым действительно нужно применять МСФО в полном объеме. Финансовую отчетность по требованиям МСФО также могут составлять открытые акционерные общества, как публичные организации. На парламентских слушаниях в Государственной Думе были приняты рекомендации, подчеркивающие целесообразность добровольного применения МСФО в бухгалтерском учете и отчетности организаций, которые в этом заинтересованы.
В январе 2003 г. Правительство РФ вновь вернулось к рассмотрению вопроса о внедрении МСФО в российских организациях. На заседании высказывались крайние точки зрения, вплоть до предложения перевести бухгалтерский учет всех российских организаций на МСФО. Высказывалось пожелание устранить Минфин России и другие государственные учреждения от решения проблем МСФО. Идея не новая, но совершенно непродуктивная в российской практике. Государство и так мало что делает для действительного решения вопроса о применении МСФО российскими организациями. Наоборот, следует усилить роль государства в его решении.
Применению МСФО препятствует политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учета и отчетности. Подчиняя формирование бухгалтерской информации специфическим правилам и требованиям налогового законодательства, мы получаем односторонне ориентированную бухгалтерскую отчетность. В ней представлена стоимость имущества, подлежащего налогообложению, другие налогооблагаемые показатели, но она содержит искаженную информацию о рентабельности вложенного капитала, чистой прибыли, распределяемой акционерами, действительном финансовом положении и ликвидности организации. Нельзя определить реальную капитализацию организации: в бухгалтерской отчетности отсутствует достоверная информация, интересующая акционеров, инвесторов и кредиторов. Какие бы решения в отношении применения МСФО ни принимались, организации вынуждены постоянно оглядываться на налоговые органы, вести учет и составлять бухгалтерскую отчетность по методике, привычной для налогового ведомства.
Финансовую отчетность по требованиям МСФО многие крупнейшие российские компании, такие как Газпром, ЮКоС, Лукойл и другие, составляют путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с российскими ПБУ. Эти компании проделали огромную подготовительную работу. Они разработали учетную политику для составления отчетности по МСФО, расширили информационную емкость действующего Плана счетов бухгалтерского учета путем включения в него многочисленных субсчетов. С дочерних организаций собирается объемная дополнительная информация (несколько десятков отчетных форм) для составления сводной финансовой отчетности по требованиям МСФО. Компании содержат специальные бухгалтерские подразделения, составляющие параллельную финансовую отчетность. Центральный банк России принял решение, позволяющее коммерческим банкам составлять бухгалтерскую отчетность путем трансформации данных из действующего учета в соответствии с требованиями МСФО.
Другие организации, которым необходимо предоставлять и формировать финансовую отчетность по международным стандартам, прибегают к услугам крупных аудиторских фирм по трансформации бухгалтерской отчетности и составлению финансовых отчетов по МСФО. Однако, не имея даже утвержденной учетной политики по МСФО, они оставляют аудиторам возможность произвольной интерпретации требований МСФО применительно к своей организации, а потому не могут быть уверены в достоверности представляемой отчетности. Аудиторские фирмы сами трансформируют и подтверждают достоверность трансформированной отчетности, что также не может не вызывать озабоченности.
Составленная таким образом финансовая отчетность настороженно воспринимается западными финансовыми аналитиками, а следовательно, и западными инвесторами, большей частью она объявляется неполной и непрозрачной.
Концепция применения МСФО в Российской Федерации в очередной раз была рассмотрена в марте 2003 г. на расширенном совещании в Минэкономразвития России. Были рассмотрены основы концепции, выдвигаемой данным министерством. Концепция предусматривает постепенный переход в течение 7-9 лет всех российских организаций на ведение бухгалтерского учета по МСФО, названы и сроки для отдельных категорий организаций. Принцип добровольности, рекомендуемый Комитетом по МСФО, отвергается. В переходный период предлагается объявить мораторий на разработку новых ПБУ, а из уже утвержденных оставить для руководства только 8 основных (правда, не ясно, каких). Для руководства бухгалтерским учетом, координации работ по применению МСФО предлагается учредить Национальный совет из представителей российских листинговых компаний, профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов, органов государственной власти. Участие научных работников и специалистов не предполагается. Национальный совет - общественная саморегулирующаяся организация, он наделяется определенными директивными функциями, которые ранее осуществлялись государственными органами.
Концепция во многом утопичная. Она игнорирует тот факт, что Конституция РФ закрепляет функции регулирования бухгалтерского учета за государством. Однако, на наш взгляд, в ней есть рациональное зерно, которое заключается в том, что организации, ведущие бухгалтерский учет по МСФО, освобождаются от обязанности вести учет и составлять отчетность по российским ПБУ. Предложение не новое, оно обсуждается уже несколько лет, однако оно позволяет решить основную проблему перехода на МСФО: делает его более экономичным и выгодным, позволяет упростить и снизить трудоемкость бухгалтерского учета в организациях, применяющих МСФО.
Сроки перехода на МСФО нужно устанавливать индикативно - отдельно для разных групп организаций, а сам переход должен совершаться добровольно, только в тех организациях, которым это действительно необходимо из-за их положения на рынке капиталов и товаров. Большинство средних организаций, все предприятия малого бизнеса должны вести бухгалтерский учет по национальным стандартам бухгалтерского учета, т.е. российским ПБУ.
Сейчас около 30 государств применяют МСФО в качестве национальных стандартов учета. Среди них недавно возникшие государства с неразвитой экономикой, не имеющие национальных традиций и методологии бухгалтерского учета. Остальные страны применяют МСФО для консолидированной финансовой отчетности, представляемой на фондовые биржи, и в других исключительных случаях, отнюдь не отказываясь от национальных стандартов бухгалтерского учета.
Применение МСФО в российских организациях требует решения ряда организационно-технических вопросов, нерешенность которых тормозит и затрудняет перевод бухгалтерского учета на МСФО. Прежде всего необходимо вернуться к первой редакции действующего Налогового кодекса РФ и отменить представление бухгалтерских отчетов налоговым органам. Информация, необходимая для налогообложения, должна заявляться организациями в налоговых декларациях. При необходимости в них следует предусмотреть и данные из отчетного бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках. Это снимет вопросы о том, в каком формате составляется и публично представляется бухгалтерская отчетность. Следует также исключить требование о представлении бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики. Они должны получать только статистическую отчетность по утвержденным формам.
В настоящее время органы статистики депонируют публичную бухгалтерскую отчетность и представляют ее по требованию любых заинтересованных лиц. Законодательство в этой части нужно изменить и учредить иного депозитария для публичной бухгалтерской отчетности. Им может быть, например, Российская торгово-промышленная палата и соответствующие региональные ТПП.
Важным организационно-техническим вопросом применения МСФО в российских организациях является вопрос о плане счетов для ведения учета по международным стандартам. Действующий ныне План счетов предназначен для ведения учета по российским ПБУ и не отвечает потребностям организации при ведении учета в соответствии с МСФО. Поэтому настала пора утвердить такой план счетов (в качестве технической нормы бухгалтерского учета), который обеспечит применение МСФО адекватными организационно-методическими средствами. Его будут применять по желанию те организации, которые переводят свой бухгалтерский учет на МСФО.
Методика бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по МСФО существует. Ее нужно только адаптировать к условиям конкретной организации. Это, по нашему мнению, существенно облегчит крупным российским организациям применение МСФО для бухгалтерского учета и составления отчетности, позволит опираться на учетную политику, разработанную в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Общественный совет по МСФО, пусть даже с участием правительственных чиновников, необходим, так как обеспечивает либерализацию регулирования организации и методов бухгалтерского учета по МСФО, позволяет равноправно участвовать в работе Комитета по МСФО и отстаивать в нем российские интересы. Такой совет не должен подменять государство в нормативном регулировании бухгалтерского учета, его предписания и рекомендации должны соблюдаться добровольно. Лучше всего Совет по МСФО способен выполнить поставленные цели и задачи в структуре Института профессиональных бухгалтеров России, как наиболее авторитетной общественной организации, насчитывающей более 120 тысяч членов - бухгалтеров и аудиторов. Вот им, своим членам, ИПБ России может и должен адресовать обязательные для исполнения указания по применению МСФО. Функции и задачи Совета по МСФО должны заключаться, в частности, в следующем:
идентификация и сертификация русского текста всех международных стандартов финансовой отчетности и официальных интерпретаций Постоянного комитета по интерпретациям;
организация внедрения МСФО и разработка методических материалов по применению МСФО в российских организациях;
изучение, обобщение и распространение российского и зарубежного опыта ведения учета и составления финансовой отчетности;
разработка и совершенствование учебных планов и программ подготовки и аттестации бухгалтеров-специалистов по МСФО;
организация аттестации специалистов по МСФО с получением международно признанного сертификата;
содействие внедрению международных стандартов аудита;
организация аттестации аудиторов по МСА с получением международно признанного сертификата;
разработка и совершенствование учебных планов и программ подготовки аудиторов по МСА;
взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, с независимыми организациями предпринимателей и специалистов по вопросам применения МСФО и МСА в Российской Федерации;
взаимодействие с Комитетом по МСФО и другими международными организациями по вопросам, относящимся к МСФО и МСА.
Финансирование Совета по МСФО может осуществляться ИПБ России, а также за счет добровольных взносов организаций, заинтересованных в применении МСФО, и за счет доходов от реализации литературы и услуг. Возможны и другие источники финансирования, главное, чтобы они не влияли на независимость Совета и на принимаемые им решения и рекомендации.
В.Ф. Палий,
почетный член Института профессиональных бухгалтеров России
"Бухгалтерский учет", N 8, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.