Как правильно бросить фирму
По "доброй" традиции после 3-4-летней работы фирмы ее принято бросать и открывать новую. Таким образом, предприниматели получают "индульгенцию" об отпущении своих прежних грехов. Причем полная ликвидация фирмы - дело долгое и хлопотное. Поэтому, как правило, руководитель дает указание бухгалтеру вывести с нее все активы. Расскажем о том, как это можно сделать.
Прежде всего проведите инвентаризацию. В процессе инвентаризации определите стоимость имущества, которое числится на балансе фирмы. Затем разбейте его на две категории:
- имущество, стоимость которого может быть единовременно включена в расходы фирмы (например, канцелярские принадлежности, не переданные в эксплуатацию, дешевые основные средства и т.п.);
- имущество, стоимость которого не может быть сразу включена в расходы (например, дорогие основные средства, нематериальные активы, товары и т.д.).
Также проведите инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей. На основании результатов инвентаризации вам нужно принять решение, что делать с имуществом и долгами фирмы.
Избавляемся от имущества
Стоимость имущества, которое относится к первой категории, включите в расходы. Для этого необходимо оформить ряд документов. Их перечень зависит от вида списываемого имущества.
Если нужно списать "канцелярку", которая числится в составе материалов, оформите документы, подтверждающие их передачу в эксплуатацию. Для этого достаточно лишь поставить отметку в карточке по учету материалов формы N М-17 (утв. постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а).
Стоимость таких материалов включают в налоговом учете в состав прочих расходов. На их сумму уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Если нужно списать дешевые основные средства (стоимостью до 10 000 рублей), оформите любой из актов по форме N ОС-4 или ОС-4б (утв. постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7). Не забудьте сделать отметку о списании основных средств в инвентарной карточке или книге по их учету (форма N ОС-6, ОС-6а или ОС-6б).
Согласно пункту 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", вы можете списать и основные средства, которые фирма не будет использовать или которые морально устарели (например, компьютеры, принтеры и т.д.). Это оформляется в таком же порядке, как и списание дешевых основных средств.
В налоговом учете стоимость таких основных средств включается в состав расходов, уменьшающих облагаемую прибыль фирмы.
Основная задача бухгалтера - сформировать если не нулевой, то почти нулевой баланс, чтобы не платить налог на имущество. Поэтому те ценности, которые невозможно списать (основные средства стоимостью более 10 000 рублей, товары и т.д.), желательно также "убрать" с баланса фирмы.
Для этого существует несколько вариантов.
Проще всего такое имущество продать (например, фирме-однодневке, дальнему родственнику учредителя фирмы и т.д.). В результате у вас может возникнуть налогооблагаемая база по НДС и налогу на прибыль. Отметим, что большинство фирм рассчитывает НДС по кассовому методу, а налог на прибыль - по методу начисления.
Поэтому, чтобы не платить НДС, вам нужно договориться с покупателем, что деньги за переданные ему ценности он вам не перечислит. В этом случае платить налог не придется.
Чтобы не платить налог на прибыль, имущество следует продать по себестоимости. Основные средства или нематериальные активы нужно реализовать по остаточной стоимости. В этой ситуации доходы от продажи имущества будут равны расходам, связанным с его реализацией, и налогооблагаемой прибыли не возникнет.
Избавляемся от денег
Избавиться от денег можно несколькими способами.
Способ первый - незаконный
Проще всего деньги перечислить обналичивающей фирме-однодневке.
Обратите внимание: перечисление денег по договору с однодневкой должно быть связано с оплатой работ или услуг, которые могут быть включены в состав общехозяйственных расходов (косметический ремонт офиса, маркетинговые исследования, консультационные услуги, связанные с управлением фирмой, и т.д.).
Способ второй - законный, но с потерями
Вы можете оформить передачу денег учредителям или сотрудникам фирмы (например, генеральному директору).
Так, фирма может провести собрание учредителей и принять решение выдать за счет чистой прибыли ту или иную премию руководителю. В такой ситуации вам придется заплатить лишь налог на доходы физических лиц (13% с суммы премии). Вы можете выплатить учредителям фирмы дивиденды. В этом случае также придется заплатить лишь налог на доходы физических лиц. Причем налог начисляют по ставке 6 процентов. Другими налогами дивиденды не облагаются.
Эти способы могут применяться при условии, что у фирмы есть нераспределенная прибыль.
Вы можете оформить выдачу денег любым сотрудникам фирмы в качестве материальной помощи. В этом случае необходимо начислить налог на доходы физических лиц с суммы, превышающей 2000 рублей на каждого сотрудника. Другие налоги и взносы (например, ЕСН, взнос на обязательное пенсионное страхование и т.д.) платить не нужно.
Что делать с задолженностями
Дебиторские и кредиторские задолженности, которые числятся в учете, следует списать по истечении срока исковой давности. Этот срок составляет три года с момента их возникновения. Однако списывать задолженности зачастую невыгодно фирме.
Так, при исчислении НДС списание дебиторской задолженности приравнивается к ее погашению. Поэтому, если у вас числится задолженность по реализованным и неоплаченным товарам, после списания долга нужно будет платить НДС.
Пример 1.
На балансе ЗАО "Актив" числится дебиторская задолженность по отгруженным и неоплаченным товарам в сумме 60 000 руб. (в том числе НДС - 10 000 руб.). Срок исковой давности по задолженности истек.
Фирма рассчитывает НДС "по оплате".
При отгрузке товаров в учете "Актива" были сделаны записи:
- 60 000 руб. - отражена задолженность покупателя;
Дебет 90-3 Кредит 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС"
- 10 000 руб. - начислен НДС.
При списании задолженности бухгалтер должен сделать проводки:
- 60 000 руб. - списана задолженность;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 10 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
Сумма списанной кредиторской задолженности увеличивает налогооблагаемую прибыль фирмы. Поэтому ее также списывать невыгодно. Исключение - если ваша фирма получила убыток и сумма задолженности равна ему или больше его. Только в такой ситуации налогооблагаемой прибыли не возникнет.
Пример 2.
На начало IV квартала 2003 года у ЗАО "Актив" числится кредиторская задолженность по полученным, но не оплаченным товарам, срок исковой давности которой в этом квартале истекает.
Сумма задолженности - 90 000 руб. (в том числе НДС, который должен быть перечислен поставщику, - 15 000 руб.).
По итогам 2003 года фирма получила убыток в сумме 180 000 руб. (без учета списанной задолженности).
Бухгалтер "Актива" списал задолженность по истечении срока исковой давности и сделал проводки:
- 90 000 руб. - списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
- 15 000 руб. - списана сумма НДС, которая должна была быть перечислена поставщику.
После списания кредиторской задолженности убыток составит:
180 000 руб. - 90 000 руб. + 15 000 руб. = 105 000 руб.
Налог на прибыль "Активу" платить не надо.
Если вы решили не списывать задолженности, вы можете продлить срок исковой давности по ним. По общему правилу срок исковой давности начинает отсчитываться с той даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору. Этот срок прерывается, если должник признал за собой долг.
Подтвердить это он должен письменно, прислав письмо или акт сверки расчетов.
Также подтверждением будет являться поступление от должника хоть какой-то суммы денег (по дебиторской задолженности) или перечисление денег кредитору (по кредиторской задолженности). В этом случае фирма задолженности списывать не должна.
Расчеты по налогам
После списания имущества у фирмы могут возникнуть задолженности по тем или иным налогам перед бюджетом. Поэтому вам нужно провести сверку суммы задолженности со своей налоговой инспекцией.
В связи с отсутствием у фирмы денег налоги перечислять в бюджет не нужно. Несмотря на то что налоговики насчитают вам пени, взыскать их они не смогут (у фирмы к этому моменту уже не будет имущества, на которое можно обратить взыскание). По этой же причине им не удастся взыскать и задолженность по налогам.
Поясним все вышесказанное на примере.
Пример 3.
На балансе торговой фирмы ООО "Неон" числятся:
- основные средства стоимостью 87 000 руб. (счет 01);
- амортизация по основным средствам в сумме 20 000 руб. (счет 02);
- канцелярские принадлежности стоимостью 3000 руб. (счет 10);
- транспортные расходы, которые относятся к нереализованному товару, на сумму 6000 руб. (счет 44);
- товары, предназначенные для перепродажи, стоимостью 80 000 руб. (счет 41);
- НДС по оприходованным и неоплаченным товарам в сумме 3000 руб. (счет 19);
- дебиторская задолженность покупателей в сумме 45 000 руб. (счет 62);
- деньги на расчетном счету в сумме 72 000 руб. (счет 51);
- уставный капитал в сумме 50 000 руб. (счет 80);
- нераспределенная прибыль прошлых лет в сумме 208 000 руб. (счет 84);
- кредиторская задолженность по оприходованным и неоплаченным товарам в сумме 18 000 руб. (счет 60).
Фирма рассчитывает НДС "по оплате", а налог на прибыль - по методу начисления.
Активы и пассивы фирмы выглядели так:
Актив | Пассив | ||||
Наименование | Строка баланса |
Сумма | Наименование | Строка баланса |
Сумма |
Основные средства (по остаточной сто- имости), в том чис- ле: |
120 | 67 000 | Уставный капитал | 410 | 50 000 |
здания, машины и оборудование |
122 | 67 000 | Нераспределенная прибыль прошлых лет |
460 | 208 000 |
Запасы, в том чис- ле: |
210 | 89 000 | Кредиторская за- долженность, в том числе: |
620 | 18 000 |
материалы | 211 | 3000 | поставщики и под- рядчики |
621 | 18 000 |
издержки обращения | 213 | 6000 | |||
товары для перепро- дажи |
214 | 80 000 | |||
НДС по приобретен- ным ценностям |
220 | 3000 | |||
Дебиторская задол- женность, в том числе: |
230 | 45 000 | |||
покупатели и заказ- чики |
231 | 45 000 | |||
Денежные средства, в том числе: |
260 | 72 000 | |||
расчетные счета | 262 | 72 000 | |||
Итого | 276 000 | Итого | 276 000 |
Чтобы прекратить деятельность и ликвидировать активы фирмы, было принято решение:
- продать основные средства за 67 000 руб. (то есть по остаточной стоимости);
- передать канцелярские принадлежности в эксплуатацию;
- реализовать все товары за 36 000 руб.;
- выплатить учредителям дивиденды за счет нераспределенной прибыли в сумме 72 000 руб.
В учете фирмы были сделаны записи:
при продаже основных средств
- 67 000 руб. - начислена выручка от продажи основных средств;
Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС"
- 11 167 руб. (67 000 руб. x 20 : 120) - начислен НДС;
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01
- 87 000 руб. - списана первоначальная стоимость проданных основных средств;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 20 000 руб. - списана амортизация по основным средствам;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 67 000 руб. - списана остаточная стоимость основных средств;
- 11 167 руб. (67 000 - 11 167 - 67 000) - отражен убыток от продажи основных средств;
при списании расходов и реализации товаров
- 3000 руб. - канцелярские принадлежности переданы в эксплуатацию;
- 36 000 руб. - учтена выручка от продажи товаров;
- 80 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-3 Кредит 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС"
- 6000 руб. (36 000 руб. x 20 : 120) - начислен НДС;
- 9000 руб. (3000 + 6000) - списаны издержки обращения (канцелярские принадлежности и транспортные расходы);
- 59 000 руб. (36 000 - 6000 - 80 000 - 9000) - отражен убыток от продажи товаров;
при начислении дивидендов
- 72 000 руб. - начислены дивиденды учредителям;
Дебет 76 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
- 4320 руб. (72 000 руб. x 6%) - начислен налог на доходы с суммы дивидендов;
- 67 680 руб. (72 000 - 4320) - перечислены дивиденды на лицевые счета учредителей;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"
Кредит 51
- 4320 руб. - перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц.
В результате проведенных операций фирма:
- ликвидировала свои активы (материалы, основные средства и т.д.);
- увеличила дебиторскую задолженность на 103 000 руб. (67 000 + 36 000);
- отразила убытки от продажи основных средств и товаров в сумме 70 167 руб. (11 167 + 59 000);
- увеличила кредиторскую задолженность на сумму НДС по начисленной и неоплаченной выручке в размере 17 167 руб. (11 167 + 6000).
После отражения всех операций в бухгалтерском учете активы и пассивы фирмы будут выглядеть так:
Актив | Пассив | ||||
Наименование | Строка баланса |
Сумма | Наименование | Строка баланса |
Сумма |
Основные средства (по остаточной сто- имости), в том чис- ле: |
120 | - | Уставный капитал | 410 | 50 000 |
здания, машины и оборудование |
122 | - | Нераспределенная прибыль прошлых лет |
460 | 136 000 |
Запасы, в том чис- ле: |
210 | - | Непокрытый убыток отчетного года, в том числе: |
475 | (70167) |
материалы | 211 | - | убыток от продажи основных средств |
- | (11167) |
издержки обращения | 213 | - | убыток от продажи товаров |
- | (59000) |
товары для перепро- дажи |
214 | - | Кредиторская за- долженность, в том числе: |
620 | 35 167 |
поставщики и под- рядчики |
621 | 18 000 | |||
прочие кредиторы (задолженность по НДС, начисленному при продаже ос- основных средств и товаров) |
628 | 17 167 | |||
Дебиторская задол- женность, в том числе: |
230 | 148 000 | |||
покупатели и заказ- чики |
231 | 148 000 | |||
Денежные средства, в том числе: |
260 | - | |||
расчетные счета | 262 | - | |||
Итого | 151 000 | Итого | 151 000 |
Л. Бабина,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.