Квалификационный экзамен
1. Документальное оформление движения основных средств
Операции по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств оформляют типовыми формами первичной учетной документации. Постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. N 7 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. При необходимости организации могут вносить в эти формы дополнительные реквизиты. Форматы бланков могут меняться.
По основным средствам, поступившим по договорам купли-продажи, мены, дарения, финансовой аренды и др., оформляют акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) ф.N ОС-1; акт о приеме-передаче здания (сооружения) ф.N ОС-1а. Если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица, то применяется акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) ф.N ОС-1б. Данные приема объектов основных средств вносят в инвентарную карточку (книгу) основных средств ф.N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание, отражают в инвентарной карточке (книге) ф.N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
При поступлении на склад оборудования с целью последующего его использования в качестве объектов основных средств составляют в двух экземплярах акт о приеме (поступлении) оборудования ф.N ОС-14; акт о приеме-передаче оборудования в монтаж ф.N ОС-15; акт о выявленных дефектах оборудования ф.N ОС-16. Зачисление смонтированного оборудования в состав основных средств оформляют по формам N ОС-1 или ОС-1б.
Если объекты основных средств перемещаются внутри организации из одного структурного подразделения в другое, то передающая сторона выписывает в трех экземплярах накладную на внутреннее перемещение объектов основных средств ф.N ОС-2. Данные о перемещении вносят в инвентарную карточку (книгу).
Приемку завершенных работ по ремонту, реконструкции, модернизации оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств ф.N ОС-3. Если ремонт, реконструкцию, модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносят в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.
При списании объектов основных средств, пришедших в негодность, применяют акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) ф.N ОС-4; акт о списании автотранспортных средств ф.N ОС-4а; акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) ф.N ОС-4б. Составляют акты в двух экземплярах. В случае списания автотранспортного средства к акту прилагается документ о снятии с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Результаты списания вносят в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.
Выбытие из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации оформляется типовыми унифицированными формами N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.
Задача
Составьте бухгалтерские записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками.
1. Отражена задолженность покупателей и за- Д-т 62, К-т 90
казчиков за проданные продукцию, товары,
работы, услуги
2. Отражены положительные суммовые разницы, Д-т 62, К-т 90
выявленные при погашении дебиторской за-
долженности
3. Отражены курсовые разницы по переоценке за- Д-т 62, К-т 90
долженности покупателей, заказчиков
4. Получены денежные средства от покупателей и Д-т 51, 50, 52,
заказчиков в счет погашения задолженности в 55, 57, К-т 62
виде авансов, предоплат
5. Проведен взаимозачет между покупателями и Д-т 60, К-т 62
заказчиками и поставщиками
6. Закрыты расчеты с покупателями и заказчика- Д-т 62, К-т 62
ми суммой полученного аванса
7. Отражена передача данных о задолженности Д-т 79, К-т 62
покупателей и заказчиков другому подразде-
лению
8. Отражены отрицательные курсовые разницы в Д-т 91, К-т 62
связи с переоценкой задолженности
9. Отражена задолженность заказчика по выпол- Д-т 62, К-т 46
ненному этапу работ
10. Отражена задолженность по НДС по авансам Д-т 62, К-т 68
полученным
11. Отражены отрицательные суммовые разницы по Д-т 62, К-т 90
расчетам с покупателями и заказчиками сторно
12. Списана задолженность покупателей и заказ- Д-т 63, К-т 62
чиков за счет резервов по сомнительным
долгам
13. Списана сумма дебиторской задолженности в Д-т 91, К-т 62
связи с истечением срока исковой давности,
не реальная для взыскания
2. Особенности в назначении и проведении финансового
(внешнего) и управленческого (внутреннего) анализа
Финансовый и управленческий анализ - это часть экономического анализа. Финансовый анализ, основывающийся на данных бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа. Управленческий анализ, основывающийся на данных бухгалтерского и управленческого учета, приобретает характер внутреннего анализа.
Между финансовым (внешним) и управленческим (внутренним) анализом имеются принципиальные различия в организации и способах проведения. В таблице представлены основные особенности в назначении и проведении финансового и управленческого анализа.
Классификаци- онные признаки |
Финансовый анализ (внешний) |
Управленческий анализ (внутренний) |
1. Цель ана- лиза |
Оценка финансового состо- яния дивидендной политики организации |
Выявление резервов снижения затрат и роста прибыли, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей |
2. Объект анализа |
Хозяйствующий субъект в це- лом, его финансовое положе- ние положение |
Различные аспекты производ- ственно-финансовой деятель- ности структурных подразде- лений хозяйствующего субъек- та |
3. Субъекты анализа (исполнители) |
Лица и организации, находя- щиеся за пределами этой ор- ганизации (менеджеры и ана- литики заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отче- тов по общепринятой методо- логии, и др. |
Различные организационные структуры внутрихозяйствен- ного управления и отдельные лица, ответственные за про- ведение анализа: лаборато- рии, бюро, группы, бухгалте- рия, отделы, менеджеры, внешние консультанты, наня- тые организациейдля проведе- ния аналитической работы |
4. Периодич- ность прове- дения анализа |
Не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (налоговую инспек- цию, статистическое управле- ние и т.д.) |
По мере необходимости на нерегулярной основе и прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад произ- водства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рента- бельности и качества продук- кции, отставание в конкурен- тной борьбе и т.д. |
5. Информаци- онная база анализа |
Формы бухгалтерской отчет- ности |
Данные первичного бухгалтер- ского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная ин- формация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитичес- кие расчеты, сведения о кон- рентах и т.д. |
6. Доступ- ность инфор- мации |
Открыта для всех потребите- лей, формируется на базе публичной отчетности |
Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управ- ления |
7. Потребите- ли информации |
Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, на- логовые инспекции, эмитенты, Банк России, другие юриди- ческие и физические лица, заинтересованные в финансо- вой устойчивости организа- ции, конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объе- динения, органы исполнитель- ной власти, статистические управления, учреждения соци- альной защиты населения (внешние потребители) |
Менеджеры организации, совет директоров, директора филиа- лов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и другие работники организации (внутренние пот- ребители) |
8. Использо- вание систем учета |
Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности |
Используются данные бухгал- терского, оперативного и статистического учета, любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели |
9. Измерители информации |
Преимущественно стоимостные измерители |
Любые измерители: стоимост- ные, натуральные, трудовые и т.д. |
10. Свобода выбора в про- ведении ана- лиза |
Обязательное следование об- щепринятым принципам его по данным бухгалтерской отчет- ности |
Нет установленных норм его проведения, отсутствуют общепринятые методики. Критерий - пригодность, результативность |
11. Формы обобщения |
Табличный материал с исход- ными и расчетно-аналитичес- кими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициента- ми, и с интерпретацией ана- литических данных |
Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений |
12. Степень надежности |
Может быть неточным ввиду умышленного искажения бух- галтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуали- рования механизма ее получе- ния. Надежность информации может быть подтверждена аудиторскими проверками |
Зависит от целей проведения, используются, как правило, достоверные первичные дан- ные, подтвержденные ревизи- онной группой и группой внутреннего аудита |
Задача
По отчетности определите коэффициент платежеспособности за период (год).
Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется на основании строк формы N 4 "Отчет о движении денежных средств":
стр.010 Ф4 + стр.020 Ф4
Кп = -------------------------- .
стр.120 Ф4
Допустим, что значение стр.010 Ф4 (Остаток денежных средств на начало года) равно 200 тыс. руб., стр.020 Ф4 (Поступило денежных средств - всего) - 5710 тыс. руб., стр.120 Ф4 (Направлено денежных средств - всего) - 5640 тыс. руб. Тогда коэффициент платежеспособности за период (год) составит:
200 + 5710
Кп = ---------- = 1,05.
5640
3. Внереализационные доходы и расходы
для целей налогообложения прибыли
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы делятся на относящиеся к производству и реализации товаров, работ, услуг и внереализационные.
К внереализационным доходам относятся доходы, не указанные в ст.249 НК РФ. К таким доходам, в частности, относятся:
доходы от сдачи имущества в аренду. Однако если организация осуществляет операции по передаче имущества в аренду на постоянной основе, то доходы от таких операций относятся к доходам от реализации;
доходы от операций купли-продажи иностранной валюты, когда курс покупки выше официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
доходы от долевого участия в других организациях;
положительная курсовая разница, полученная от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте. Налогоплательщики, применяющие кассовый метод, учитывают в составе внереализационных доходов (расходов) только курсовые разницы, возникающие в связи с переоценкой валютных ценностей;
доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде. Эти доходы признаются, если невозможно выявить период, в котором были получены доходы. Если можно определить период, в котором была допущена ошибка, то перерасчет производится за соответствующий налоговый период и налогоплательщик обязан представить в налоговые органы уточненную налоговую декларацию;
в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров, имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях;
в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности в соответствии с ГК РФ составляет три года. В отдельных случаях могут устанавливаться специальные сроки исковой давности.
Перечень внереализационных доходов установлен в ст.250 НК РФ. Перечень внереализационных расходов установлен в ст.265 НК РФ и является открытым. К ним, в частности, относятся:
расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества). Списание основных средств должно быть оформлено приказом руководителя и актом ликвидации;
расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Такие расходы принимаются для целей налогообложения в пределах, установленных налоговым законодательством. Предельная сумма этих расходов определяется исходя из среднего процента по долговым обязательствам, полученным на сопоставимых условиях за отчетный период, либо исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на коэффициент 1,1 по долговым обязательствам в рублях и 15% годовых - по долговым обязательствам в иностранной валюте;
расходы на формирование резервов по сомнительным долгам налогоплательщиками, применяющими метод начисления. Сумма создаваемого резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода;
некомпенсируемые потери от стихийных бедствий и иных чрезвычайных происшествий;
расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
судебные и арбитражные расходы. Судебные расходы состоят из госпошлины и судебных издержек, перечень которых определяется в соответствии с АПК РФ;
другие обоснованные расходы.
Задача
1. Могут ли коммерческие организации быть членами потребительского кооператива? 2. Обязаны ли члены потребительского кооператива лично участвовать в деятельности кооператива?
Правильный ответ: 1. Да, могут. 2. Нет, не обязаны. ГК РФ не закрепляет такой обязанности. Исключение составляют сельскохозяйственные кооперативы, где личное трудовое участие является обязательным.
Центр профессиональной подготовки "Стек"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71